Можно ли снять деньги с вклада Сбербанка раньше срока: лучше один раз увидеть

Содержание

image

На каком основании в 2021 году снимать сотрудника можно?

Есть два правовых акта, предусматривающих практически прямо, что записывать инспектора ГИБДД, когда тот остановил Вас, составляет в отношении Вас протокол или выписывает постановление, можно. Давайте взглянем на них!

Первый из них — Федеральный закон “О полиции”, основы которого (статья 8) предусматривают открытость деятельности полиции при осуществлении правозащитных функций:

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Как видим, право снимать сотрудника ГИБДД на камеру прямо вытекает из принципа открытости деятельности полиции. И поэтому Вы можете записывать на видео все действия инспектора.

Второй нормативный акт, касающейся нашей темы — это ФЗ “Об информации”, статья 3 которого также предусматривает открытость деятельности госорганов:

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: …. 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

Заметьте, что оба вышеуказанных закона – Федеральные, и они имеют одни из самых высоких приоритетов при возникновении противоречий с другими правовыми актами. Так, новый Приказ №664 имеет гораздо более низкий приоритет, даже если бы там был прописан прямой запрет снимать на камеру сотрудника ГИБДД.

Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что записывать процессуальные действия инспектора на 2021 год можно и даже нужно.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
  • Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?
  • Изменения в Приказ 664 — новые правила остановки водителей и проверки документов

Нужно ли предупреждать инспектора о съёмке?

Опять же, нигде нет прямого запрета на видеосъёмку разговора с инспектором без уточнений и тонкостей. Поэтому записывать разговор можно как публично, предупредив сотрудника о том, что Вы его записываете, так и скрытно, не возглашая наличие видеосъёмки.

Когда видеосъёмка запрещена?

Между тем, есть в законодательстве 2021 года обстоятельство, когда должностное лицо (или судья, к примеру) может запретить вести съёмку. Речь идёт о закрытом рассмотрении дела.

Есть в современном КоАП РФ статья 24.3, регулирующая порядок рассмотрения таких дел. Её первая часть указывает, что дела рассматриваются в открытом виде. Это значит, что и снимать сотрудника при это ничего не запрещает.

Здесь отдельно отметим, что такое рассмотрение дела. По своей сути любое дело возбуждается протоколом. Однако, его составление в 2021 году не обязательно, если водитель не оспаривает свою виновность. Тогда сразу выносится постановление по нарушению. То есть срок рассмотрения по факту длится с момента обнаружения нарушения либо составления протокола и до вынесения постановления. После этого дело считается уже рассмотренным.

И вот в этот период инспектор ДПС, и правда, может запретить видеосъёмку. Однако, для этого нужны основания, которые перечислены в статье 24.3 КоАП. И к законным основаниям для запрета съёмки относят следующие:

  • если постановление выносится с помощью камер фото- или видеофиксации,
  • если открытость может привести к разглашению тайны,
  • если при съёмке есть опасность для лиц, участвующих в деле, а также их близких,
  • если идёт речь о нарушении безопасности защиты чести и достоинства людей, участвующих в деле.

Во всех этих случаях, когда сотрудник ГИБДД на одном из оснований запрещает съёмку из-за закрытости рассмотрения дела, он обязан вынести определение об этом (часть 2 статьи 24.3).

Если же ни одной из перечисленных причин в вашем деле нет, то и права у инспектора запрещать видеосъёмку процедуры тоже нет. Да, спорным может быть последний пункт. Однако, в нём речь идёт об участвующих в деле лицах – это лицо, в отношении которого ведётся дело, потерпевший, свидетели и некоторые другие люди. Но сам сотрудник не участвует в деле – он его рассматривает. Поэтому о защите его чести и достоинства речи не идёт.

Впрочем, вы всё равно без разрешения не можете обнародовать (выкладывать в интернет и тому подобное) запись без разрешения инспектора (часть 3 статьи 24.3).

Судебная практика по съёмке действий инспектора

Между тем, не так давно появился очень важный судебный акт, который ставит точку в спорах по нашему с вами вопросу. Его вынес Верховный суд, а его акты являются обязательными для рассмотрения для нижестоящих судов.

Речь идёт о Кассационном определении Верховного суда №58-КАД20-10-К9. В нём высший судебный орган указал на незаконность решений нижестоящих судов, которые не увидели нарушения сотрудника ГИБДД в том, что тот запретил съёмку процедуры привлечения водителя к ответственности за нарушение ПДД. Своё решение инспектор мотивировал как раз статьёй 24.3 Кодекса.

Между тем, ВС РФ указал, что при составлении протокола запрет видеосъёмки в принципе не может быть законным на основании статьи 24.3, потому что речь идёт не о рассмотрении дела, а о его возбуждении. Кроме того, суд закрепил, что деятельность полиции является открытой. И, соответственно, по умолчанию, действия сотрудников снимать не запрещено, кроме случаев, когда такой запрет прописан в законодательстве.

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций (часть 1 статьи 8 названного выше закона).

Действительно, статья 24.3 КоАП РФ, закрепляющая общее правило об открытости рассмотрения дела об административном правонарушении, предусматривает возможность осуществлять фотосъёмку, видеозапись, трансляцию открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть 3).

….

Довод административного ответчика о наличии запрета видеосъёмки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства. Напротив, деятельность полиции является открытой для общества…

Важно! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос или позвонить по бесплатному номеру 8 800 301-61-18 Рубрика:  Новые автозаконы Следить за изменениями этой статьиimage

Все знают один из главных принципов справедливого суда — гласность.

«Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом», – гласит ст.9 ФЗ «О судебной системе РФ».

Как это регулируется законом?

Случаи, в которых судебное разбирательство должно носить закрытый характер, определены ст. 241 УПК РФ:

  1. разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
  2. рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;
  3. рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
  4. этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

В пункте 4 той же статьи указано, что переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

Во всех остальных случаях присутствующие на открытом судебном заседании лица имеют полное право вести аудиозапись или письменную запись. А, вот, фотографирование, видеосъёмка и трансляция могут осуществляться только с разрешения председательствующего. Но все ли это соблюдают?

Применение на практике права на съемку судебного процесса

Съёмка в зале суда

Совсем недавно мировой судья удалила из зала заседаний Любовь Соболь — та решила записать процесс на камеру GoPro, которую установила на треноге и направила на потерпевших и прокурора. По словам самой обвиняемой, «по началу судье было все равно на видеосъёмку. Ну, снимает подсудимая процесс и снимает. Камеры на потолке в зале суда снимают, видеорегистраторы у приставов на жителях снимают, да и мало ли: возможно, обвиняемая будет потом использовать видео, чтобы готовиться к прениям и последнем слову».

Однако после того, как в ходе судебного заседания к судье подошло лицо, не имеющее отношения к делу, и что-то тихо сказало, судья решила запретить Соболь съёмку процесса без объяснения причин.

Самой обвиняемой такой запрет показался «новыми вехами в толковании Конституции». С одной стороны возмущение женщины понять можно: почему делать аудиозапись можно, а видеозапись — нет? В чем разница?

С другой стороны, такую ситуацию можно было предвидеть и обратить внимание на тот же 4 пункт 241 статьи Уголовно-процессуального кодекса. Тем более, что дело Соболь — уголовное.

Съёмка в здании суда

Другое дело — съёмка в здании суда в целом. Можно вспомнить и другой случай, произошедший в 2020 году. Тогда Мировой судья судебного участка № 76 Тверской области оштрафовал молодого человека на 500 рублей, обвинив его в невыполнении требований судебного пристава. Подобная ситуация произошла из-за съёмки редактором здания суда: главным объектом съёмки стал Сергей Владимиров, точнее его задержание в здании суда. Как известно, Владимиров планировал посетить заседание по избранию меры пресечения дальнобойщику Михаилу Ведрову.

Сразу за Владимировым задержали и несовершеннолетнего редактора, зафиксировавшего процесс задержания Владимирова на видео.

Хотя, никакого прямого запрета на съёмку в здании суда нет, всё же имеются положения, регулирующие этот момент.

Существует п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №35 от 13.12.2012 года, который гласит, что посетителям и представителям СМИ с фото-, видео-, аудиоаппаратурой должен быть предоставлен свободный вход. Однако «порядок нахождения указанных лиц в здании суда определяется актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности суда, возможность ознакомления с которыми должна быть обеспечена при входе в здание суда».

В таких случаях чаще всего, как и в первой ситуации, необходимо запросить разрешение на съёмку у председательствующего. Это позволит избежать некоторых проблем и удаления из зала суда.

Кстати, наш партнер – проект и портал “Засудили.ру” – предлагает услугу участия журналиста в судебном процессе. Вы можете пригласить журналиста в суд, заполнив несложную форму на сайте.

Читайте далее:

Улыбаемся и машем! Можно ли снимать действия сотрудника ДПС?

Как режиссёр и продюсер после расторжения договора деньги делили

ВС: нельзя безосновательно менять условный срок на реальный

Помощь адвоката в суд

Статья 8. Открытость и публичность

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Статья 25. Сотрудник полиции

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Сервисы

Правила дорожного движения Экзамен ПДД онлайн Дорожные знаки Статистика ДТП Договор купли-продажи авто Статистика угонов Полезные телефоны и адреса Что делать при ДТП Автозапчасти от А до Я Советы

Популярные

Как выглядели бы 20 наших знаменитостей, если бы дожили до наших дней

20 фотографий, которые вызывают острое желание посмотреть их еще раз 

50 витрин, поневоле притягивающих взгляды, которые хочется сфотографировать и которыми хочется поделиться с друзьями

63 раза (на примерах), когда были блестящие дизайнерские идеи и их воплотили в жизнь

Вижу рифму: 35 примеров стихоплетства от поэтов-самоучек

20 искрометных высказываний детей, которые доказывают, что они кладезь уникальных реплик

Советы

15 вещей, о которых не стоит спрашивать персонал отеля, чтобы не выглядеть глупо

30 кулинарных «нет», которых нужно знать, чтобы избегать ошибок на кухне

Сэкономить или нет? 15 вещей, на которые лучше не жалеть денег

Очистка светильников: как почистить абажуры

Просто добавь воды: 7 коварных признаков обезвоживания

Уроки выживания: 40 фактов, которые могут спасти вашу жизнь

«Клерк»

Рубрика Трудовое право

Каждый работодатель стремится всеми доступными и законными способами обеспечить свои интересы. Одним из таких способов является установка системы видеонаблюдения в рабочих помещениях. 

Право работодателя вести видеонаблюдение за работниками не урегулировано напрямую трудовым законодательством. Поэтому на практике возникают многочисленные вопросы о правовом регулировании мероприятий, связанных с применением видеонаблюдения на рабочих местах. 

Имеет ли работодатель законное право на ведение видеонаблюдения за работниками?

Не ущемляется ли в процессе видеонаблюдения на работе конституционное право каждого лица на неприкосновенность частной жизни?

Не нарушаются ли работодателем в процессе видеонаблюдения правила обработки персональных данных работников? 

Какие шаги следует предпринять работодателю, чтобы обеспечить возможность правомерного использования видеонаблюдения на рабочих местах?

В судебной практике можно встретить немало исков, когда работники обращаются в суд с требованиями признать видеонаблюдение на рабочих местах незаконным и прекратить его, обосновывая это тем, что установка камер видеонаблюдения приводит к ухудшению условий трудового договора, нарушает их право на неприкосновенность частной жизни, а также право на обработку персональных данных только с их согласия. 

Посмотрим, как реагируют судебные органы на такие требования работников.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 15 октября 2013 г. по делу N 33-8403/2013.

Работник обратился в суд среди прочего с требованием признать незаконным изменение существенных условий труда, выразившееся во введении системы видеонаблюдения.

Суть дела. На рабочем месте работника была установлена система видеонаблюдения. Однако, по мнению работника, установление системы видеонаблюдения является существенным изменением условий трудового договора. Следовательно, об изменении условий трудового договора (введении системы видеонаблюдения) работник должен был быть уведомлен в письменной форме не менее чем за 2 месяца.

Суд отказал работнику в удовлетворении требований. Данный вывод судебной коллегии был обоснован тем, что в соответствии с положениями ст. 57 ТК РФ наличие или отсутствие видеонаблюдения рабочего места не отнесено к существенным условиям трудового договора. Кроме того, судебная коллегия подтвердила правомерность установления видеонаблюдения на рабочем месте истицы, поскольку оно было установлено для обеспечения сохранности ТМЦ, контроля исполнения трудовых обязанностей сотрудников, а работник был поставлен в известность, что его рабочее место оборудовано камерами видеонаблюдения.

Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-9899. 

Работники обратились в суд с требованием демонтировать камеры наблюдения на рабочих местах. 

Суть дела. На рабочих местах была установлена система видеонаблюдения. По мнению работников, установка камер видеонаблюдения на рабочих местах нарушает их конституционное право на неприкосновенность частной жизни без их согласия. Непрерывный контроль в течение всего рабочего времени не может не затронуть частной жизни работников, так как в течение рабочего времени они могут делать необходимые для них звонки, содержание которых составляют личные сведения, переодеться перед началом и в конце рабочего дня, принять лекарственные препараты и т. д. Кроме того, поведение работника на рабочем месте подпадает под определение персональных данных. 

Суд отказал работникам в удовлетворении требований. Вывод судебной коллегии был обоснован тем, что видеокамеры установлены для обеспечения безопасности работников в служебном кабинете, где в силу должностных обязанностей работниками осуществляется прием граждан (в силу абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ), конституционные права истцов на неприкосновенность частной жизни не нарушены, право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ) работодателем были соблюдены в полном объеме, поскольку истцы были поставлены в известность, что их рабочие места, где они осуществляют прием граждан, оборудованы камерами видеонаблюдения, для граждан также имеется объявление о ведении видеонаблюдения.

Апелляционное определение Московского городского суда от 10 сентября 2012 г. по делу N 11-20012.

Работник обратился в суд с иском к работодателю, ссылаясь на незаконность привлечения его к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте.

Суть дела. В обосновании своего требования заявитель указал, что работодателем нарушены требования ст. 23, ст. 24 Конституции РФ (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия) в результате того, что факт отсутствия истца на рабочем месте был установлен с использованием видеокамер, к просмотру видеозаписей были привлечены посторонние лица.

Судебная коллегия не согласилась с доводами истца, поскольку представленные ответчиком доказательства (записи камер видеонаблюдения) фиксировали факт отсутствия работника на рабочем месте и не использовались для того, чтобы установить обстоятельства его частной жизни либо личную и семейную тайну в тот период, когда он отсутствовал на работе.

Определение Самарского областного суда от 29 марта 2011 г. по делу N 33-2876/2011.

Работник обратился в суд с требованием о признании действий работодателя незаконными.

Суть дела. Были установлены камеры видеонаблюдения, направленные на рабочие места аппаратчиков сушки. Работник считал установку камер вмешательством в личную жизнь, нарушением законодательства по сбору и обработке без его согласия биометрических персональных данных, нарушением неприкосновенности его частной жизни. 

Суд не нашел оснований для удовлетворения данных требований, поскольку, во-первых, местом работы истца является опасный производственный объект, а установка видеокамер в производственных помещениях организации обусловлена необходимостью соблюдения мер безопасности и прямо предусмотрена ст. 10 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» («создавать системы наблюдения»); во-вторых, камеры видеонаблюдения установлены на основании приказа генерального директора организации в целях безопасного ведения технологического процесса, сохранности собственного и арендованного имущества в помещениях цехов; в-третьих, видеонаблюдение ведется открыто, о наличии видеокамер работники поставлены в известность, в производственных помещениях, где установлены видеокамеры, имеются соответствующие таблички; в-четвертых, поскольку работник находится в производственных помещениях для осуществления своей трудовой функции, то видеонаблюдение на рабочем месте нельзя считать вмешательством в его личную жизнь.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 3 декабря 2014 г. по делу N 33-7039/2014.

Работник обратился в суд с требованием о признании незаконным приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

Суть дела. Был издан приказ «О порядке внедрения и организации видеонаблюдения в помещениях учреждения, которым было утверждено Положение о порядке проведения видеонаблюдения на территории поликлиники, которое предусматривало установление камер открытого видеонаблюдения в помещениях рабочих кабинетов, запрещало сотрудникам организации и посетителям загораживать, закрывать камеры или каким-либо иным способом препятствовать производству видеонаблюдения. С указанными приказом и положением работница была ознакомлена под роспись. Кроме того, работником и работодателем было заключено дополнительное соглашение о том, что «в целях обеспечения безопасности и недопущения ущерба здоровью людей, минимизации материального ущерба и убытков, фиксации возможных действий противоправного характера в учреждении введена система видеонаблюдения в помещениях учреждения (включая служебные) в соответствии с Положением о порядке проведения видеонаблюдения на территории учреждения». За загораживание камер видеонаблюдения работница была привлечена к дисциплинарной ответственности. 

Отказывая в удовлетворении жалобы работника, суд указал среди прочего, что использование работодателем средств видео- и аудиофиксации не нарушает основные конституционные права истца, поскольку видеозапись рабочего процесса не является раскрытием персональных данных работника и не использовалась для того, чтобы установить обстоятельства ее частной жизни либо ее личную и семейную тайну. 

Аналогичные последнему сделаны выводы и в Апелляционном определении Саратовского областного суда от 18 октября 2012 г. по делу N 33-5946/2012.

Как следует из выше рассмотренных судебных актов, видеонаблюдение на работе может применяться только в обусловленных законодательством и правомерных целях. 

Кроме упомянутых выше, видеонаблюдение на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории работодателя может применяться в таких целях, как эффективность производства, контроль и учет рабочего времени работников, рациональное использование работниками рабочего времени, повышение производительности труда. Это подтверждается судебной практикой (например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29.08.2014 по делу N 33-8937/2014).

При этом если работодатель использует материалы видеонаблюдения для привлечения работника к ответственности за нарушение им режима рабочего времени (опоздание, отсутствие на рабочем месте, невыполнение нормы рабочего времени и т. п.), то ему следует иметь в виду, что табели учета рабочего времени также должны содержать информацию о данных нарушениях. В случае расхождения сведений табеля учета рабочего времени с материалами видеонаблюдения работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если работодатель внесет в табель соответствующие изменения. В противном случае при рассмотрении дела в суде приоритет может быть отдан сведениям, содержащимся в табеле учета рабочего времени, как это было сделано в Краснодарском краевом суде (Апелляционное определение от 4 июня 2013 г. по делу N 33-10158/13).

Записи видеонаблюдения могут быть весомым аргументом для подтверждения или опровержения трудовой функции работника, который может быть использован не только работодателем, но и работником, как это было в Кировском районном суде г. Ярославля (Апелляционное определение Ярославского областного суда от 18 апреля 2013 г. по делу N 33-1947/2013). 

Выводы судебной практики находят свое подтверждение в Разъяснениях Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки». 

Роскомнадзор также отмечает, что видеонаблюдение в рабочих помещениях оператора вводится в порядке ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. Работники должны быть в данном случае уведомлены об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (введением видеонаблюдения), под роспись.

Вместе с тем из Разъяснений Роскомнадзора следует, что посетители организаций должны заранее предупреждаться их администрацией о возможной фото-, видеосъемке соответствующими текстовыми и/или графическими предупреждениями. При соблюдении указанных условий их согласие на проведение указанных мероприятий не требуется.

Кроме того, Роскомнадзор отдельно выделяет случаи открытого наблюдения, когда видеонаблюдение может вестись с целью осуществления контроля качества предоставляемых услуг.

В некоторых учреждениях использование видеотехники является обязанностью работодателя. Так, системой видеонаблюдения должны быть оборудованы помещения учреждений здравоохранения и образования с целью обеспечения антитеррористической и пожарной безопасности (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009».

Основные выводы по изложенному материалу

1. Видеонаблюдение на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории работодателя является правомерным, если работодателем соблюдены следующие условия:

  • видеонаблюдение осуществляется только для конкретных и заранее определенных правомерных целей, связанных с исполнением работником его должностных (трудовых) обязанностей;
  • работники поставлены в известность о ведении видеонаблюдения (таким образом реализовано право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда);
  • видеонаблюдение ведется открыто, в помещениях, где установлены видеокамеры, имеются соответствующие информационные таблички в зонах видимости камер.

2. Использование работодателем средств видеонаблюдения не нарушает конституционные права работников на неприкосновенность частной жизни и разглашение персональных данных, поскольку осуществляется в целях, связанных с трудовой деятельностью работников, а не для того, чтобы установить обстоятельства его частной жизни либо личную и семейную тайну.

3. В некоторых случаях установка видеокамер в организации является не правом, а обязанностью работодателя (например, в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в учреждениях образования, здравоохранения и др.).

Рекомендации

Если работодатель планирует установить на территории организации систему видеонаблюдения либо таковая уже установлена, необходимо разработать Положение о порядке проведения видеонаблюдения на территории организации, в котором следует указать среди прочего:

Подборка полезных мероприятий

Валерий Кропачев подготовил серию публикаций о видеопроизводстве в диджитале. Эти знания помогут сделать видео в YouTube или Instagram, которые действительно зацепят подписчиков. Третья заключительная часть посвящена съемке и монтажу.

image

Крупность и комбинация планов. Источник: Lapse Studio

Чтобы после монтажа видео не выглядело дерганым, не монтируйте стоящие по соседству планы, а прыгайте как минимум через один. То есть крупный органично монтируется со вторым средним, а общий — с первым средним. Исключения — деталь и дальний план. Они органично монтируются даже с соседними.

Объекты в кадре

Существует несколько общепринятых способов располагать объекты в кадре.

Правило третей. Если размещать объект не в центре, а вдоль вертикальных или горизонтальных линий, а также в точках их пересечения, картинка будет живописнее, как на этой примере:

image

По центру. Если разместить объект в центре, внимание зрителя будет приковано именно к этому объекту. Но появится ощущение принуждения, будто оператор говорит: «Смотри вот на это!». Сравните: картинка слева выглядит менее живописной, зато сразу приковывает взгляд к объекту. Используйте оба способа в зависимости от цели.

image

Вправо = вперед. Если что-то движется в кадре слева направо, мы воспринимаем это как движение вперед, по направлению к чему-то, а если справа налево — как движение назад, возвращение или уход от чего-то.

image
Мозг подсказывает, что на верхней картинке женщина скорее всего отправляется куда-то, а на нижней — наоборот возвращается

Воздух в направлении движения. Если объект движется, между направлением его движения и границей кадра должно быть свободное пространство. На примере ниже женщина идет вперед, но в кадре перед ней нет воздуха, из-за чего у зрителя появляется дискомфортное ощущение движения вслепую. На следующей картинке воздух есть, поэтому изображение воспринимается гармонично. Зритель видит не меньше героя и точно знает, что через мгновение в кадре внезапно не появится обрыв, препятствие или что-то еще.

image

Положение камеры

Расположение камеры влияет на то, как зрители воспринимают изображение. Камеру можно располагать следующими способами.

Сверху / высокий угол. Такая съемка преуменьшает размер объекта и создает легкий эффект комичности.

image
При съемку сверху даже мстители выглядят мелкими и незначительными

Снизу / низкий угол. При такой съемке получаем обратный эффект: объект выглядит больше, величественнее и эпичнее.

image
Низкий угол подчеркивает силу, власть и значимость героев фильма «Матрица»

Голландский угол — это основательно заваленный горизонт — 10 и более градусов. В зависимости от контекста, может подчеркивать нервное напряжение героя, безумие, дезориентацию или динамику.

image
Голландский угол передает безумие в фильме «12 обезьян»

На уровне глаз — это классический, привычный зрителю ракурс. Используется большую часть экранного времени в качестве основного. Остальные углы — акценты.

Съемка на уровне глаз привычна и не искажает объекты

POV (point of view) — с точки зрения героя. Максимально вовлекает зрителя в действие и позволяет почувствовать себя на месте героя.

«Хардкор» — первый российский фильм, полностью снятый от первого лица

Движение камеры

Съемок с одной точки для большинства видео недостаточно. Чтобы добиться большей выразительности, оператор может двигать камеру следующими способами.

Наезд, в зависимости от контекста и скорости движения камеры, может добавлять драматичности или передавать тревогу.

Медленный наезд передает драму. Сериал «Во все тяжкие»
Быстрый наезд помогает прочувствовать тревогу. Сериал «Сверхъестественное»

Отъезд органично и плавно переводит внимание зрителя с объекта на окружающую обстановку или нагнетает атмосферу брошенности, одиночества объекта.

Оператор «Игры престолов» показал размах события и обстановку
Ощущение брошенности в фильме «Фицкарральдо»

Скольжение, или Truck — движение камеры вдоль или параллельно чему-либо. Используется для создания эффекта присутствия и увеличения динамики.

Профессионалы для наезда, отъезда и скольжения используют тележку, слайдер или зум. Если у вас этого нет, можно использовать скейтборд, настольный слайдер или картонку и любую гладкую поверхность. В камерах с оптическим зумом можно использовать и зум. Но в смартфонах и цифровых камерах его лучше не задействовать, так как он не увеличивает, а обрезает и растягивает изображение, снижая качество.

Подъем / спуск — используют в основном, чтобы:

  • обозначить высоту объекта;
  • переключить внимание зрителя с одной части на другую;
  • следовать за объектом, который поднимается или спускается;
  • передать киноклише «окинуть взглядом с ног до головы».
Эффектное представление крутого персонажа

Следование — это движение камеры вместе с движущимся объектом. Камера может быть спереди, сзади, сверху или сбоку. Придает кадру динамичности и вовлекает зрителя в происходящее, делая его участником событий.

Камера движется вместе с героями и вовлекает зрителя. Сериал «Элементарно»

Панорамирование — поворот камеры вокруг своей оси. Обычно прием используют, чтобы следить за объектом съемки, переключить внимание зрителя с одного объекта на другой, познакомить с обстановкой.

Знакомство с окружающей обстановкой через панораму

Вращение вокруг объекта съемки — самый узнаваемый прием Майкла Бэя. Придает объекту съемки эпичности и значимости. Особенно эффектно смотрится в замедленной съемке.

Эпичное представление двух крутых копов в фильме «Плохие парни 2»

Управление вниманием

Чтобы приковать взгляд зрителя к важной детали, используют приемы управления вниманием.

Фокус — простейший способ сконцентрировать внимание зрителя на нужном объекте.

Зритель в любом случае будет следить за фокусом

Контраст света и цвета автоматически привлекает внимание. На изображении ниже почти все темное, кроме центра, поэтому он притягивает внимание.

Главный принцип контраста — выделять то, чего мало

Направляющие линии подталкивают наше внимание к ключевым объектам в кадре. С их помощью можно заставить зрителя смотреть именно туда, куда нужно. Задать линию можно светом, цветом, горизонтом или объектами в кадре.

Внимание направлено в центр кадра благодаря направляющим линиям и контрасту

Движение в кадре переключает на себя внимание, даже если мы этого не осознаем. Наш мозг запрограммирован переключать внимание на любой движущийся объект, и это можно использовать в видео.

Внимание привлекает движущийся хвост кота

Приложение для съемки

Для съемки можно использовать стандартное приложение камеры в смартфоне или установить специальное — с его помощью удобнее настраивать кадр. Например, в приложении FilmicPro есть указатель недо- и пересвета, функции регулировки фокуса и экспозиции, матрица баланса белого и много других функций.

Режим выявления недо- и пересвета в FilmicPro. Гистограмма показывает, что есть пересвет, а заливка красным указывает, где именно

Кинематографичность и эстетичность

Сейчас я не буду углубляться в тонкости кинематографичности видео и расскажу только о двух основных приемах — каше и количестве кадров в секунду.

Каше — это черные полоски сверху и снизу, наложенные поверх видео, либо съемка с соотношением 2.2:1, 2.76:1 или 2.39:1.

Первый скриншот воспринимается как просто картинка, второй — как кадр из фильма

Съемка 24 кадра в секунду делает видео более кинематографичным. 30 или 60 fps делают его более плавным, но менее «киношным»: становится видна искусственность декораций, движения кажутся неестественными и театральными.

Стабилизация

Главный враг оператора — дрожащая картинка. Штатив исключает тряску, позволяет зафиксировать камеру на нужной высоте и снимать статичные кадры, делать плавное вертикальное или горизонтальное панорамирование. Если нет возможности купить штатив, камеру можно стабилизировать и другими способами. Например, опереться локтями о колено, середину живота или какую-либо опору, использовать шлейку.

Варианты стабилизации камеры без штатива. Источник premiumbeat

Свет

Свет — по большей части художественная составляющая. Чтобы решить большинство задач и снять видео, достаточно:

  • знать классическую схему расположения источников света;
  • уметь определять недостаток или переизбыток света;
  • выставлять нужную температуру.

Классическая схема студийного освещения

Если нужно снять статичную сцену в помещении, используйте схему Рембрандта:

Классическая схема студийного освещения. Источник: igoralekseev.com

Если сцена динамичная, то есть актер движется, будет достаточно яркого потолочного освещения и мягкого заполняющего. В качестве отражающей панели для заполняющего света можно использовать лист пенопласта.

Температура

Температура измеряется в Кельвинах. Чем выше температура лампы, тем более холодный свет она дает, вплоть до синего. Чем ниже температура, тем теплее и желтее свет.

Пример теплого и холодного света. Сериал «Очень странные дела»

Баланс белого на камере или смартфоне может скорректировать температуру белого цвета, но с точностью до наоборот: чем ниже температура, тем более синим и холодным выглядит белый цвет. Чем выше температура, тем картинка теплее, вплоть до желтого.

Холодный, нейтральный и теплый баланс белого. Источник: fototips

Звук

Вторая составляющая качества видео — звук. Тему изучают подробно несколько семестров в профильном институте, а мы кратко перечислим основы дубляжа и звукового сопровождения.

Дубляж

Если нет профессиональных звукозаписывающих устройств, используйте то, что есть. Возможно, часть реплик и звуков запишутся некачественно — в таком случае можно сделать переозвучку. Для переозвучки достаточно микрофона смартфона и любого тихого помещения без посторонних звуков.

Если снимаете общий план и актер разговаривает далеко от камеры, чтобы не записывать неразборчивые тихие реплики, делают так:

  • актеру дают смартфон с диктофоном и гарнитурой;
  • закрепляют гарнитуру так, чтобы не было видно;
  • одновременно с актером включают запись;
  • громко хлопают в ладоши перед камерой — прием позволяет при монтаже синхронизировать видео и звук с точностью до миллисекунд, соединив в монтажке соприкосновение ладоней на видео с пиком от шума хлопка на осциллограмме.

Профессионалы используют хлопушку, для низкобюджетного видео будет достаточно хлопка в ладони.

Синхронизация на монтаже: соединение пика хлопка на звуковой дорожке с видео

Саундтрек

Найти и скачать бесплатную музыку для саундтрека можно во многих сервисах, например:

  • audionautix.com;
  • incompetech.com;
  • Аудиобиблиотека «Ютуб».

Во всех трех архивах можно скачивать и использовать музыку в любых целях. В коммерческих целях — с указанием авторства. Если думаете, что бесплатная музыка — это по определению что-то скучное, безвкусное и монотонное, вот пример среднестатистической композиции в жанре Rock.

Со звуками все еще проще: любой звук можно загуглить на английском и скачать из бесплатных архивов, например, freesound.org.

Монтаж видео

Если вы ни разу не монтировали, выбирайте Adobe Premiere — для этой программы создано больше всего уроков, справок и мануалов.

Чтобы в совершенстве освоить монтаж, нужно практиковаться месяцами, но 20% самых главных операций, решающих 80% задач, можно узнать за 9 минут из этого видео:

Обучение монтажу за 9 минут

Часто используемые операции, которые нужно освоить в первую очередь:

  • разрезать файл — K / Ctrl + K;
  • добавить видео / аудио — простое перетаскивание;
  • удалить выделенное видео / аудио — Delete;
  • на кадр влево / вправо — стрелки влево и вправо;
  • перейти к предыдущей / следующей склейке — стрелки вверх и вниз;
  • отменить последнее действие — Ctrl + Z;
  • копировать / вставить — Ctrl + C / Ctrl + V;
  • воспроизвести — пробел;
  • добавить текст — T;
  • сохранить — Ctrl + S.

Полный список горячих клавиш на сайте Adobe.

Цветокоррекция

Изучение цветокоррекции на профессиональном уровне займет много времени. Основы можно посмотреть на видео и сразу применить на практике:

Быстрая цветокоррекция

Можно упростить задачу: скачать готовые шаблоны цветокоррекции — LUTs, или луты. Пользоваться ими легко: скачать, открыть в Adobe Premiere, выбрать подходящий, перенести его на видео.

Бонус: чтобы сделать видео эффектнее, посмотрите примеры 9 базовых монтажных склеек.

Резюмируем

  • Есть шесть видов крупности плана — от дальнего до детального. Монтировать лучше через один, например, крупный с общим, а не со средним.
  • Объекты в кадре можно размещать по правилу третей или в центре и не забывать о воздухе в направлении движения.
  • Расположение камеры влияет на то, как зритель воспринимает объект. Если снимать сверху, объект будет мелким и незначительным, если снизу — подчеркнуто значимым. Самый привычный ракурс — на уровне глаз.
  • Камеру можно поставить статично или передвигать. Для движения существуют такие приемы, как наезд, отъезд, скольжение, следование и так далее.
  • Чтобы управлять вниманием зрителя, используют фокс, контраст, выстраивают композицию по направляющим линиям.
  • Для статичных сцен в помещении свет ставят по схеме Рембрандта, для динамических используют потолочное освещение и мягкое заполняющее.
  • Если не получилось записать звуки и реплики в хорошем качестве, видео можно переозвучить в тихом помещении.
  • Новичкам проще всего монтировать видео в Adobe Premiere и использовать готовые шаблоны цветокоррекции — луты.

На этом я завершаю серию публикаций об основах создания видео. Почитать о предыдущих этапах работы над видео можно в статьях «Как делать видео. Часть 1: сценарий» и «Как делать видео. Часть 2: препродакшн».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий