[СД-3-3/2213@] — О применении подпункта 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ в случае зачета взаимных однородных требований

С 1 января 2002 г. при налогообложении прибыли следует руководствоваться гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ). В ст.251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» указанной главы НК РФ приведен закрытый перечень доходов, которые организация-налогоплательщик не должна учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Поскольку перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, является исчерпывающим, то все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат обложению в общеустановленном порядке.

Рассмотрим некоторые особенности применения положений ст.251 НК РФ в целях налогообложения прибыли.

Подпунктом 6 п.1 ст.251 установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ (в ред. от 11.11.2003) «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

При применении данной нормы необходимо учитывать, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в Порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием». Согласно п.11 разд.3 указанного Порядка удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, выдаются получателям технической помощи по форме согласно приложению.

Таким образом, положения пп.6 п.1 ст.251 НК РФ распространяются на получателей технической помощи (содействия). В связи с изложенным, если организация, осуществляющая какие-либо работы в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, не является непосредственным получателем средств технической помощи (содействия), а осуществляет возмездное оказание услуг другому лицу (непосредственному получателю средств технической помощи), полученные ею в оплату произведенных работ средства признаются реализацией в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ и включаются в облагаемую базу по налогу на прибыль.

По нашему мнению, целесообразно остановиться на положениях п.2 ст.251 НК РФ, согласно которым при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.

В целях реализации положений данного пункта необходимо прежде всего определить, кто может являться бюджетополучателем целевых поступлений и в какой форме эти поступления могут быть предоставлены организациям.

Так, в ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) указано, что получателем бюджетных средств может выступать бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Статьей 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств коммерческим организациям осуществляется в форме:

средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

В ст.6 БК РФ установлено, что:

субвенциями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст.78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций бюджетами разных уровней допускается в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами. Таким образом, в целях применения положений п.2 ст.251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год.

В свою очередь средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в перечисленных формах, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов конкретного бюджета на соответствующий финансовый год и использованы организациями-получателями по прямому назначению, в соответствии с п.2 ст.251 не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

При применении положений ст.270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ следует иметь в виду, что перечень расходов, которые не подлежат включению в облагаемую налогом на прибыль базу, является исчерпывающим, как и перечень необлагаемых доходов. Так, в соответствии с п.5 ст.270 не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

При применении п.5 ст.270 НК РФ необходимо руководствоваться положениями ст.257 НК РФ, согласно которым не должны учитываться при налогообложении фактические расходы на:

приобретение амортизируемого имущества, в частности расходы на приобретение имущества, являющегося предметом лизинга, за исключением сумм налогов (налог с продаж, НДС), учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ;

создание амортизируемого имущества, в частности фактические расходы на производство имущества, увеличенные на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами, при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства;

доведение до состояния готовности амортизируемого имущества, в частности фактические расходы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации соответствующих объектов, в целом связанных с изменением технологического или служебного назначения амортизируемого оборудования.

При применении п.9 ст.270 НК РФ следует учитывать, что согласно ст.ст.991, 1006 ГК РФ комиссионер (агент) перечисляет в пользу комитента (принципала) и иного доверителя все полученное по договору комиссии (агентскому договору) с учетом комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях — дополнительного вознаграждения за делькредере (ручательство за исполнение сделки третьим лицом).

При применении п.19 ст.270 налогами, предъявляемыми налогоплательщиком покупателю, выступают НДС и акцизы, исчисление и уплата которых определены в соответствии с гл.21 и 22 НК РФ.

Данные налоги не могут рассматриваться в качестве расходов, учитываемых при налогообложении, в следующих случаях.

  1. В соответствии со ст.171 НК РФ суммы НДС, предъявляемые налогоплательщиком покупателю продукции (работ, услуг), являются налоговыми вычетами, уменьшающими сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет. Исключение составляют суммы НДС, поименованные в п.2 ст.170 НК РФ, подлежащие включению в составе расходов, принимаемых в целях налогообложения при исчислении налога на прибыль в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов:

используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл.25 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п.2 ст.146 НК РФ.

  1. В соответствии со ст.200 НК РФ суммы налога по подакцизным товарам, предъявляемые продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, являются налоговыми вычетами, уменьшающими общую сумму акциза, исчисленную к уплате в бюджет. Исключение составляют суммы налога на подакцизные товары, поименованные в п.2 ст.199 НК РФ, которые подлежат включению в составе расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль. Кроме того, суммы налога, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, а также при их реализации на безвозмездной основе и передаче по соглашению о предоставлении отступного или новации, относятся за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам и (или) подакцизному минеральному сырью.

О.Светлова

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Ст 251 НК РФ — утратила силу

Комментарий к статье 251 НК РФ:

В статье 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли. Этот перечень закрытый. То есть фирмы должны платить налог на прибыль с любых доходов, которые в нем не упомянуты.

Скажем, в подпункте 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ сказано, что не облагается налогом на прибыль имущество (работы, услуги, имущественные права), которые организация получила в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Правда, указанная норма распространяется только на тех налогоплательщиков, которые определяют доходы методом начисления. Получается, что при кассовом методе сумма предоплаты облагается налогом на прибыль в момент ее получения. Это не раз подтверждали и арбитражные суды. Пример, уже упомянутое информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98.

Теперь несколько слов о том, какие основные изменения претерпела статья 251 Налогового кодекса РФ.

Согласно поправкам в подпункты 4, 5 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, доходом теперь не считаются имущество и имущественные права, полученные в пределах дополнительного вклада участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником), а также участников договора о совместной деятельности. Эта норма действует с 1 января 2006 года.

С 1 января 2005 года пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды не включаются в доход, если не менее 97 процентов этих взносов направляется на формирование пенсионных резервов (подп. 6 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

В подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ внесено дополнение, которое уточняет, что одно из условий получения грантов, позволяющих отнести их к средствам целевого финансирования — это их целевое использование.

Исчерпывающий перечень средств, которые считаются целевым финансированием, дан в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В частности, к ним относятся гранты, то есть средства, за счет которых финансируют конкретные программы в области культуры, образования, искусства, охраны окружающей среды или науки. То есть при налогообложении не учитываются гранты, которые получены от физических лиц и юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций. Речь идет как о российских, так и об иностранных компаниях. Правда, в отношении зарубежных организаций есть одно существенное уточнение. Они должны быть указаны в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923. Кроме того, доходами не считаются только те гранты, по которым организация обязана представлять грантодателю отчет о целевом использовании полученных средств.

Уточнено положение подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Согласно прежней редакции данного подпункта при определении налоговой базы не учитывались доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ. В новой редакции подпункта, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, уточняется, что речь идет о кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

Также исключена из перечня доходов, не облагаемых налогом, списанная кредиторская задолженность по пеням и штрафам, подлежащим уплате в бюджет. По сути, данное нововведение обязало организации платить налог на прибыль со списанных пеней и штрафов, которые были начислены к уплате в бюджет.

С 1 января 2006 года не учитываются при налогообложении доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором (подп. 32 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Такие вложения признаются амортизируемым имуществом. Соответствующие изменения внесены и в статьи 256 и 258 Налогового кодекса РФ.

В доходы вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций не включаются имущество, имущественные права и обязательства, приобретенные (созданные) до даты завершения реорганизации. Это норма пункта 3 статьи 251 Налогового кодекса РФ (действует с 1 января 2005 года).

Обновленная редакция подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ гласит: не включаются в доходы при расчете налоговой базы суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.

Новые поправки (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 144-ФЗ) в указанный подпункт, по сути, отменяют первую поправку (Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ). Дело в том, что положения подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13.03.2019 г. N СД-3-3/2213@

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос по вопросу применения подпункта 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае зачета взаимных однородных требований и сообщает следующее.

Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Указанное право налогоплательщиков корреспондирует соответствующие обязанности налоговых органов на предоставление информации (в том числе в письменной форме) налогоплательщикам (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса).

Порядок оказания налоговыми органами государственной услуги урегулирован Административным регламентом ФНС России (утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н) (далее — Административный регламент).

Абзацем 2 пункта 3 Административного регламента установлено, что при направлении в налоговый орган письменного запроса полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 26 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

В силу пункта 3 статьи 29 Кодекса, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Принимая во внимание изложенное выше, ФНС России отмечает, что представителю организации вместе с письменным запросом необходимо представить доверенность, подтверждающую его полномочия.

К представленному запросу налогоплательщик не прилагает доверенность, подтверждающую его полномочия как представителя налогоплательщиков, поименованных в статье 246 Кодекса. Тем самым, основания для рассмотрения запроса по существу отсутствуют.

Вместе с тем, ФНС России информирует о следующем.

Согласно подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры на основании договора с обществом имеют право в целях финансирования и поддержания деятельности общества в любое время вносить в имущество общества безвозмездные вклады в денежной или иной форме, которые не увеличивают уставный капитал общества и не изменяют номинальную стоимость акций.

Вносимое акционерами в качестве вклада имущество должно относиться к видам, указанным в пункте 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 ГК РФ вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Приложение: в электронном виде во второй адрес

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

Д.С. Сатин

Правила ведения бухучета в СНТ (нюансы)

> > > Налог-налог 24 января 2021 Бухучет в СНТ имеет свою специфику и особенности. О том, как организовать бухгалтерский учет при различных системах налогообложения, поговорим далее. И конечно, не обойдем вниманием изменения, которые произошли в правовом регулировании деятельности СНТ с 01.01.2021.

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) — некоммерческая структура, учрежденная на добровольных началах с целью помощи ее членам в решении различных хозяйственных и социальных задач при ведении огородничества, садоводства или дачного хозяйства.

До этого действовал закон

Статья 251. К числу таких вопросов относится обеспечение участников объединения водой, электричеством, теплом, газом и пр. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность СНТ, с 2021 года является закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества.» от 29.07.2021 № 217-ФЗ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Редакция Действующая 01.12.2021 23.04.2021 29.01.2021 01.01.2021 29.12.2021 04.05.2021 01.01.2021 15.02.2016 29.01.2016 01.01.2016 28.11.2015 01.10.2015 08.06.2015 09.03.2015 01.01.2015 29.12.2014 01.07.2014 24.06.2014 21.04.2014 01.01.2014 01.01.2013 26.12.2012 03.10.2012 04.05.2012 01.01.2012 01.12.2011 22.11.2011 22.07.2011 21.07.2011 04.01.2011 31.12.2010 30.12.2010 03.08.2010 01.01.2010 22.12.2009 22.08.2009 17.03.2009 01.03.2009 05.01.2008 01.01.2008 01.09.2007 01.01.2007 23.01.2006 14.07.2005 31.01.2005 01.01.2005 01.08.2004 01.01.2004 01.01.2003 01.06.2002 01.01.2002

  1. кодекс от 25.01.2019
  2. проверено сегодня
  3. вступила в силу 01.01.2002

Ст.

Части статьи: Сравнить с редакцией статьи от 01.12.2021 23.04.2021

Комментарий к статье 251 НК РФ. 251 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 1 января 2021 года. Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

>>>Комментарий к ст.

251 НК РФ Президиум ВАС РФ в пункте 8 информационного письма от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дела, связанных с применением отдельных положений главы » уточнил, что при кассовом методе определения доходов и расходов предварительная оплата за товар учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль.По мнению ВАС РФ, предварительная оплата в качестве не учитываемого при определении налоговой базы дохода поименована в подпункте 1 пункта 1 статьи только применительно к налогоплательщикам, определяющим доходы и расходы по методу начисления.

Аналогичное мнение выражает и Минфин России в письме от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74.

Судебная практика свидетельствует, что налоговые органы иногда трактуют получение залога или задатка как доход в виде выручки от реализации, который является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Комментарии к СТ 251 НК РФ

. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы Комментарий к статье 251: В статье 251 Налогового кодекса РФ приведен перечень доходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли.

Этот перечень закрытый. То есть фирмы должны платить налог на прибыль с любых доходов, которые в нем не упомянуты. Скажем, в подпункте 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ сказано, что не облагается налогом на прибыль имущество (работы, услуги, имущественные права), которые организация получила в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг).

Правда, указанная норма распространяется только на тех налогоплательщиков, которые определяют доходы методом начисления. Получается, что при кассовом методе сумма предоплаты облагается налогом на прибыль в момент ее получения. Это не раз подтверждали и арбитражные суды.

Пример, уже упомянутое информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г.

Статья 251 НК РФ. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (действующая редакция)

Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст.

251 НК РФ 1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: 1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; 2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; 3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером); 3.1) в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: 1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления; 2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; 3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером); 3.1) в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

Об учете в целях налога на прибыль взносов собственников земельных участков, не являющихся членами садоводческого некоммерческого товарищества

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ ПИСЬМО от 18.01.2021 г.

N 03-03-07/1837 Департамент налоговой и таможенной политики в соответствии с письмом рассмотрел обращение садоводческого некоммерческого товарищества (далее — СНТ) и по вопросу внесения изменения в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает следующее. Как следует из текста обращения, предлагается к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнести взносы собственников земельных участков, не являющихся членами СНТ.

В этом случае, как следует из положений указанной

«Дочки-матери»: нестандартные способы применения пп.11 п.1 ст. Согласно статье 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке. 251 НК РФ

Наталья Михайлова, Старший юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ В жизни организаций, особенно тех, которые созданы относительно недавно, достаточно распространены случаи, когда для осуществления финансово-хозяйственной деятельности возникает острая потребность в денежных средствах или ином имуществе.

«Влезать» в долги не всегда оправданно: процентные ставки по займам и кредитам высоки, да и потенциальные кредиторы предъявляют серьезные требования к заемщикам по активам баланса и наличию имущества, способного обеспечить возврат суммы долга.

Однако «спонсорами» могут стать и участники организации. Их помощь не учитывается в доходах, подлежащих обложению налогом на прибыль при выполнении условий, предусмотренных пп.11 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). В соответствии с пп.11 п.1 ст.

251 НК РФ, налогоплательщиком при определении налоговой базы не учитываются

Статья 251.

Минфин РФ высказал мнение, что в случае прощения долга, к доходу (в виде прощенного долга) нельзя применять льготу по налогу на прибыль, которая предусмотрена для случая, если передающая или получающая сторона не менее чем на 50% владеет акций (долей) в уставном капитале организации (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ) (Письмо Минфина России от 14.05.2021 N 03-03-06/1/36775).

Подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ устанавливает льготу по налогу на прибыль в случае, если организация получает безвозмездно имущество, имущественные права от акционера (участника) в долей не менее 50% в уставном капитале получающей стороны.

Можно ли применить эту льготу в случае, если акционер (участник) простил долг?

Раньше Минфин разъяснял, что да, льгота может быть применена (Письмо Минфина России от 19.10.2011 N 03-03-06/1/678, Письмо Минфина России от 14.01.2011 N 03-03-06/1/11, Письмо Минфина России от 21.10.2010 N 03-03-06/1/656).

Но в Письме Минфина России от 14.05.2021 N 03-03-06/1/36775 была высказана противоположная позиция. Учитывая, что письмо свежее, скорее всего оно говорит о смене позиции ведомства по этому вопросу. Так, были приведены следующие аргументы:

Для целей налога на прибыль организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 НК РФ).

Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (статья 415 ГК РФ).

Учитывая, что при прекращении долгового обязательства путем прощения долга не происходит передача имущества или имущественных прав, оснований для применения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ, по мнению Департамента, не имеется.

Рубрики:

Новости

03.06.2021

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий