Содержание
Межрегиональный интернет-журнал «7×7» Новости, мнения, блоги Елена Чунина
- Горизонтальная Россия
- «Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов
Горизонтальная Россия
Обзор «7х7»
Коллаж Кирилла Шейна
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он будет регламентировать, как гражданам России доказывать свою национальность и на каком основании пользоваться землей, водными и биологическими ресурсами. Чего опасаются правозащитники и представители КМНС — в обзоре «7×7».
Зачем нужны поправки
Федеральное агентство по делам национальностей подготовило поправки в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов». Чиновники предлагают создать федеральный реестр коренных малочисленных народов России, чтобы было проще распределять льготы и господдержку. В новом документе будет описан порядок, как россияне должны доказывать свою принадлежность к коренным народам малого Севера. Те, кто выполнит требования закона, попадут в реестр и смогут на правах коренных жителей территории пользоваться природными ресурсами.
— Именно эта категория наших граждан пользуется такими льготами и преференциями государства, как ранний выход на пенсию, особый режим пользования лесными, водными ресурсами. А поскольку в паспорте гражданина России сегодня отсутствует графа «национальность», то для получения предусмотренных законом льгот представители этих народов идут в суд и через эту процедуру доказывают свою национальную принадлежность. Конечно, это неправильно, — объяснил журналистам председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова считает, что закон об учете представителей коренных малочисленных народов России необходим — он позволит им реализовать свои законные права: «После изменений в пенсионной системе коренные малочисленные народы попали в категорию граждан, которая имеет право на досрочную пенсию. Но реализовать это право для них оказалось практически невозможно, потому что никакого документального подтверждения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам они не имеют». По данным уполномоченного, за последние два года ей пришло около 4 тыс. обращений по этой теме.
Что не так с поправками. Точка зрения представителей КМНС
Юристы неформального объединения лидеров и активистов 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген- Форум» подготовили письмо, в котором перечислили свои замечания к законопроекту.
Система доказательств
— Разработчики законопроекта считают, что национальную принадлежность нужно доказывать. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, — прокомментировала уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лена Иванова. — Введение данного порядка учета лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не решает самого главного — документального подтверждения национальной принадлежности, из-за чего многие годы мы как коренные встречаем проблемы при реализации своих прав. Республика Саха (Якутия) с 2000 года на протяжении 15 лет выдавала жителям региона вкладыши к паспорту, удостоверяющие их принадлежность к коренным народам. С 2015 года руководство республики настойчиво пытается на федеральном уровне решить вопрос о документальном подтверждении национальной принадлежности, предлагается внести изменения в постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ. Это основной момент, который не дает мне оснований полностью поддерживать редакцию проекта федерального закона. Но такой учет лиц, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся оленеводством, охотпромыслом, рыболовством и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, действительно нужен.
Участники Центра содействия коренным малочисленным народам Севера тоже опубликовали вопросы к законодателям.
«С какой целью эта информация требуется? Будет ли ее отсутствие или содержание служить причиной для отказа во включении в реестр? Неясным из текста законопроекта остается вопрос: будут ли в реестр вноситься дети, в том числе учащиеся, проходящие срочную службу в армии, нетрудоспособные члены семьи и ближайшие родственники, которые нуждаются в продукции традиционной хозяйственной деятельности?» — говорится в обращении.
Одно из предложений общественников — ставить отметку в паспорте или выдавать вкладыш. Это будет дешевле и проще. Изменить придется только административный регламент о паспорте. Опыт с вкладышем есть у Якутии и других регионов, где живут представители малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
— В законах есть нормы прав и преференций для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы ими пользоваться, нужно доказать, что гражданин России относится к этой категории. Соответственно, отметка, в том числе и в паспорте, могла бы решить проблему доступа к правам и преференциям. Ведь данные о группе крови и налоговый номер можно внести по желанию гражданина, а о национальности — нет, — рассказал корреспонденту «7х7» член «Абориген-Форума» Геннадий Щукин. — Реестр не решает ничего, кроме дележки благ. Он усилит коррупцию и еще больше усложнит условия жизни коренных: разделит народ на тех, кто имеет права на социальные программы государства, и на тех, кто их не получит. Народ един в своей культуре, традициях и хозяйственном укладе жизни. Его нельзя делить.
Образ жизни
— Этим летом я получил решение суда о том, что в моем охотбилете нельзя поставить отметку, разрешающую охоту, так как для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для жизни добывать сами, нельзя иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ цивилизации. Вот что будет происходить, если примут такие правила реестра-учета КМНС, — считает саами из Ловозера Андрей Данилов.
Вне списка
По мнению представителей ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», этот список неполный. В нем не учитываются работники здравоохранения, образования, культуры, участники фольклорных ансамблей, а также консультанты в области прав коренных народов. Активисты «Аруны» считают, что этот пункт законопроекта противоречит третьей статье 82-го федерального закона, где говорится, что промыслы — это подсобные виды деятельности по отношению к основной работе.
Доктор наук якутского университета Ульяна Винокурова побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, которая живет на окраине Якутска, — у дочерей шамана, которые по семейным обстоятельствам были вынуждены переехать ближе к городу, сестрам 84 и 73 года:
«Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме. Я ездила более 10 раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев. У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления. Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году».
По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лены Ивановой, в Якутии ни столица, ни некоторые районные центры не отнесены к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов, несмотря на то что в столице края живут около 14% от общего числа КМНС.
В Мурманской области областной центр и большая территория региона тоже не отнесены к местам традиционного компактного проживания саами.
Сила комиксов. Как социальный арт-проект помогает возрождать исчезающие национальные языки
Что дальше
Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.
Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых.
— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.
Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.
Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.
Мы меняем регионы и вдохновляем людей на изменения. Поддержите «7×7» и независимую журналистику в России.
Учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера
Краткие рекомендации по порядку заполнения и оформления документов, необходимых для внесения сведений о гражданине в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ:
Для внесения сведений о гражданине в список в ФАДН России должны быть представлены следующий пакет документов:
1. Заявление о внесении в список (согласно утвержденной форме, приложение № 6 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, утвержденному приказом ФАДН России от 29.05.2020 № 65).
Тексты нормативно-правовых актов, регулирующих порядок внесения граждан в список, бланк заявления в удобном для заполнения формате размещены на официальном сайте ФАДН России в разделе «Обращения граждан», вкладка «Государственные услуги» http://fadn.gov.ru/reception/questionse.
Чтобы попасть в список, граждане должны предоставить свои личные данные:
- информацию о дате и месте рождения, месте проживания;
- данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ;
- страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии);
- наименовании коренного малочисленного народа, о ведении традиционного образа жизни, участие (членстве) в общине;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
2. Подлинник или заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа (документов), содержащего (содержащих) сведения о национальности гражданина, либо вступившего в законную силу решения суда, свидетельствующего об установлении судом факта отнесения этого гражданина к коренным малочисленным народам или наличия родственных отношений гражданина с лицом (лицами), относящимся (относящимися) к коренным малочисленным народам, либо документа (документов), содержащего (содержащих) иные доказательства, указывающие на отнесение гражданина к коренным малочисленным народам.
Уполномоченные на совершение нотариальных действий лица органов местного самоуправления должны быть включены в Реестр сведений о должностных лицах местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия).
Скачать по гиперссылке: Сведения о главах местных администраций муниципальных образований и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных образований
Заявление заполняется на русском языке, печатными буквами, разборчиво, в точном соответствии с документами, содержащими информацию о гражданине (например, в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации). Документы, содержащие более одного листа должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя.
Одновременно со сведениями о гражданине в список могут быть внесены сведения о членах семьи с их письменного согласия. Наличие в заявлении сведений о членах семьи заявителя не является основанием для их включения в список. Сведения о членах семьи необходимы:
- – для подтверждения заявителем своей национальности в случае представления документа родственникам по прямой восходящей линии (например, паспорта СССР родственника по прямой восходящей линии, где указана его национальность).
- – для упрощения в последующем процедуры включения в список родственников гражданина по нисходящей линии.
Документы также могут быть представлены в ФАДН России общинами коренных малочисленных народов в отношении своих членов с их письменного согласия. В таком случае на каждого из членов общины заполняется отдельное заявление.
Государственную услугу по учету лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, можно получить направив заявление и прилагаемые к нему документы следующими способами:
- почтовым отправлением с описью вложения по адресу: 121069, г. Москва, Пресненская наб., 10, стр. 2.
- представить непосредственно при личном обращении.
В настоящий момент в целях упрощения получения государственной услуги гражданами ФАДН России прорабатывается возможность направления пакета документов через Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Рекомендации по порядку заполнения заявления и оформления документов, необходимых для внесения сведений о гражданине в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации размещены на официальном сайте (fadn.gov.ru)ФАДН России в разделе «Обращения граждан/Государственные услуги».
По всем вопросам по включению в учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, обращаться в отдел по делам народов Севера, правовой и этнологической экспертизы.
Аннотация. В статье рассмотрены основные правовые аспекты статуса коренных малочисленных народов России. Автором исследуются отечественные и зарубежные нормативные акты, закрепляющие права малочисленных народов, а также затрагиваются существующие на сегодня проблемы реализации данных прав.
Ключевые слова: национальные меньшинства, коренные и малочисленные народы, права и свободы, защита прав, этнос. Главной особенностью России всегда являлась ее полиэтничность: на территории нашего государства кроме русских, проживает более 150 других национальностей, которые составляют примерно пятую часть населения России. Но данные этносы весьма немногочисленны: по всей территории РФ расселены различные национальные группы, численностью всего лишь около 50 человек. И на данный момент, согласно статистическим данным, в России проживает свыше 60 малочисленных народов, половина из которых – без собственной территории[1]. И каждый из народов по-своему уникален, своеобразен в культурном и духовном аспекте. Если мы обратимся к ценностям современной демократии, то из них следует выделить наиболее основную, базовую: это равные права и возможности для каждого, вне зависимости от национальной, религиозной, расовой принадлежности, от убеждений, социального положения и т.д. Однако, ни для кого не секрет, что провозглашенные на конституционном уровне права и свободы не всегда могут быть реализованы всеми на равных. Данный факт может быть обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Но каждое цивилизованное общество и государство обязано принимать все меры, направленные на преодоление факторов, не зависящих от волеизъявления лица. И здесь как правило, национальные меньшинства оказываются незащищенными от произвола, испытывая довольно серьезные затруднения при пользовании своими правами. Так, например, возникают трудности при общении с жителями, составляющих большинство, поскольку малочисленные народы не всегда владеют языком: это не позволяет им обучаться, трудоустраиваться и вести полноценную социальную жизнь. Осложняется ситуация еще и тем, что большинство, как правило, не желает вникать в существующие проблемы меньшинства. Но такое положение дел, естественно, негативно сказывается на общественном развитии и государственной политике, нарушая принцип равенства всех в правах и свободах, провоцируя конфликты. Поскольку предметом нашего рассмотрения является правовое положение малочисленных народов России, то далее речь пойдет именно о проблемах национальных меньшинств в нашей стране. Правовое регулирование статуса национальных меньшинств осуществляется на основании как международных, так и внутринациональных норм, причем последние должны обязательно соответствовать общепринятым нормам международного права. Базовым нормативным правовым документом, закрепляющим и гарантирующим равноправие народов РФ, является Конституция Российской Федерации[2]. Суть данного принципа – в избегании какой бы то ни было дискриминации того или иного народа по этническому признаку, т.е. всем народам должны предоставляться и гарантироваться равные права. Но на практике, ни о каком равенстве речь не идет, в силу самых разных причин – экономических, культурных, социальных и т.п. Именно поэтому одной из главных обязанностей нашего государства является обеспечение защиты прав малочисленных народов, а также предоставление им дополнительных гарантий. Следует отметить, что Российская Федерация взяла на себя обязательство придерживаться норм международного права, а также положений заключенных ею международных договоров в процессе регулирования статуса коренных малочисленных народов[3]. Международные нормы также основаны на положении о равноправии вех народов. Безусловно, важным шагом стало установление гарантий прав коренных малочисленных народов в нашем государстве в формировании предпосылок для решения возникших проблем в данной сфере. Однако, данная проблема на сегодняшний день так и осталась нерешенной. Причиной здесь, на наш взгляд, является несовершенство действующего законодательства. Преобразования необходимы, в первую очередь, конституционному законодательству, поскольку его принципы должны в полной мере отвечать стремительно меняющимся потребностям социума. Кроме того, далеко не все нормативные акты федерального уровня отражают общественные запросы. За последние несколько лет Россия претерпела значительные перемены, коснувшиеся межнациональных проблем, а также вопроса о разграничении полномочий между разноуровневыми государственными органами. Проблема национальных меньшинств коренится в проявлении национализма на постсоветском пространстве, активно стали «пробуждаться» националисты, что и ведет к различного рода конфликтам в данной области. Серьезным пробелом в области защиты прав малочисленных народов в РФ является отсутствие четкого определения режимов их правовой защиты, хотя формально малочисленные народы подпадают под такую защиту. Что касается современной политики государства, то одни из ее основных ориентиров является стабильное развитие и поддержание малочисленных народов, учитывая их потенциал и самобытность, а также демократизация межнациональных и федеративных отношений. Каждое демократическое правовое государство главным приоритетом в своей внутренней политике ставит признание культурно-языкового фактора, а также удовлетворение этнокультурных и языковых потребностей и интересов того или иного народа. А в России становление и дальнейшее развитие гражданского общества, основанного на уважении прав и свобод ее граждан, возможно только при условии сохранения культурного и языкового многообразия населяющих ее этносов. Правовое регулирование статуса национальных меньшинств осуществляется и на основании международных документов, которые принимает ООН и другие значимые организации, как всемирные, так и европейские. Одним из ведущих принципов современного международного права является установление обязанности для государства по обеспечению и защите прав и свобод национальных меньшинств, а также равных возможностей для развития, которые есть у большинства населения. Основным документом, закрепляющим вышеуказанный принцип, является Международный пакта о гражданских и политических правах[4]. Помимо данного документа, к важнейшим международным актам в области защиты прав национальных меньшинств, следует также отнести Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе[5], подписание которого состоялось в 1975 году в Финляндии. Указанный документ в качестве руководящих принципов для государств-участников устанавливает как уважение прав человека в общем понимании, так и лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам. Немаловажное значение также имеет Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ, принятый в 1990 году[6]. В нем государствами – участниками были подтверждены вышеупомянутые принципы, а также установлено, что они берут на себя обязательство по уважению права национальных меньшинств на участие в делах государства. В этом же году состоялось подписание еще одного значимого документа – Парижской хартии[7], в которой главами европейских государств было принято решение более подробно регламентировать права национальных меньшинств. Суть документа заключается в улучшении положения данной категории населения. Важно отметить, что именно Парижская хартия установила тесную взаимосвязь общих прав человека с правами национальных меньшинств. Дальнейшими шагами в области обеспечения прав и свобод национальных меньшинств, стало принятие следующих документов: – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года[8]. Указанный документ обязывает государств-участников придерживаться правовых норм, которые запрещают любые проявления дискриминации, по каким бы то ни было, признакам, среди которых – принадлежность лица к определенному национальному меньшинству. – Европейская хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств 1952 года[9]; – Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1955 года[10]. Указанные документы продолжили развитие положений Конвенции о защите прав и основных свобод. В Рамочной Конвенции закреплены нормы, обеспечивающие права национальных меньшинств, кроме того, она определила, что защита национальных меньшинств является сферой международного сотрудничества. Это, в свою очередь, устанавливает повышенную ответственность для всех государств, в том числе и для России, являющейся многонациональной и многоконфессиональной страной. Среди сравнительно недавних актов, принятых Советом Европы, особое значение имеет Протокол N 12 к Конвенции о защите прав и основных свобод (одобрен в 2000 году)[11]. Данным Протоколом подтвержден общий запрет дискриминации при пользовании любым признанным законом правом, в частности, правом принадлежать к тому или иному национальному меньшинству. Сама же Конвенция подписана Россией на момент вступления в Совет Европы, и ратифицирована 18 июня 1998 года. Однако современная ситуация заставляет задуматься: в России до сих пор наблюдаются проблемы, касающиеся применения национальных и международных стандартов в области защиты прав меньшинств и коренных народов. То, насколько серьезна существующая проблема, зависит от конкретного меньшинства: одни национальности находятся в особо опасном положении – это лица с Кавказа и из Средней Азии, а также цыгане. Но в то же время другие группы населения практически не затронуты никакой дискриминацией: они имеют также свою региональную автономию, так что для них проблема не в нарушениях их прав, а в том, чтобы сохранить свою культурную и историческую самобытность[1]. Особо уязвимы мигранты, в большинстве те, у которых неславянская внешность. Для них очень трудно получить документы, устроиться на достойную работу, из-за чего их нанимают работодатели в качестве дешевой рабочей силы. Часто таких граждан арестовывают сотрудники правоохранительных органов, иногда – без причины. Обостряется ситуация и для лиц без гражданства (таковыми являются турки-месхетинцы в Краснодарском крае). Из-за отсутствия гражданства они лишены возможности реализовывать свои права: например, им недоступно бесплатное здравоохранение. Таким образом, мы можем сделать вывод о нерешенности проблемы национальных меньшинств в Российской Федерации на сегодняшний день. Об этом свидетельствует значительный рост числа преступлений на почве ненависти, дискриминации и преследований со стороны сотрудников правоохранительных органов. Список литературы 1. Андриченко Л. Защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в России // Федерализм. – 2005. – №2. 2. Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). 3. Крылов Б.С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в Российской Федерации // Журнал российского права. – 2001. – № 8. 4. Международный пакт о гражданских и политических правах” (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ 5. http://docs.cntd.ru/document/1901862 6. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ” (Вместе с “Заявлением председателя по вопросу о доступе неправительственных организаций и средств массовой информации на Совещания Конференции по человеческому измерению”) (Подписан в г. Копенгагене 29.06.1990) из информационного банка “Международное право”. 7. Парижская хартия для новой Европы” (Принята в г. Париже 21.11.1990) из информационного банка “Международное право”. 8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с “Протоколом [N 1]” (Подписан в г. Париже 20.03.1952), “Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней” (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), “Протоколом N 7” (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)). 9. https://www.coe.int/ru/web/european-charter-regional-or-minority-languages/tekst-hartii 10. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.). https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540487/ 11. https://base.garant.ru/2561543/
- Автор: LegalBook
- Конституционное право
- 2020-02-09
Похожие статьи
Card title
This is a wider card with supporting text below as a natural lead-in to additional content. This content is a little bit longer.
Last updated 3 mins ago
–> Проблемы содержания конституционно-правового статуса субъектов РФ
- 2019-05-26
Card title
This is a wider card with supporting text below as a natural lead-in to additional content. This content is a little bit longer.
Last updated 3 mins ago
–> Особенности правового положения некоммерческих организаций
- 2019-05-27
Card title
This is a wider card with supporting text below as a natural lead-in to additional content. This content is a little bit longer.
Last updated 3 mins ago
–> Виды и назначение земель в законодательстве РФ
- 2019-12-17
Федеральный закон “О некоммерческих организациях”, редакция Май 2021Глава II. ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙСтатья 6.1. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
1. Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее – община малочисленных народов) признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
2. Община малочисленных народов вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
3. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.
Порядок определения части имущества общины малочисленных народов или компенсации стоимости этой части устанавливается законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.
4. Особенности правового положения общин малочисленных народов, их создания, реорганизации и ликвидации, управления общинами малочисленных народов определяются законодательством Российской Федерации об общинах малочисленных народов.
“РФ-сегодня”
Всероссийское Собрание общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Всероссийское Собрание общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которое состоялось 20 апреля в стенах Постпредства Республики Саха (Якутия). Участников собрания, прибывших из самых отдаленных уголков нашей страны и зарубежных гостей от имени Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера приветствовал заместитель председателя Комитета СФ Александр Акимов. Сенатор выступил с докладом «О мерах законодательного обеспечения по вопросам сохранения и развития традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Как указал законодатель, в последние годы ситуация вокруг Арктической зоны РФ изменилась к лучшему: есть стратегия развития Арктической зоны, появилась программа, обозначена долгосрочная перспектива, принимаются меры по укреплению государственной границы. Парламентарий проинформировал, что в июне в Якутске состоится выездное заседание Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Также сенатор отметил проводимую работу по сохранению традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов в регионах и напомнил, что в Якутии для этой цели создан Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики, институт уполномоченного по делам коренных малочисленных народов Севера. Парламентарий рассказал о законодательной работе по сохранению территорий традиционного природопользования, проводимой в Совете Федерации. Кроме того, добавил Александр Акимов, принята целевая программа развития Арктических улусов. «Несмотря на то, что на местах делается очень многое, сегодня Север очень нуждается в федеральной поддержке на государственном уровне. Готовящийся закон по развитию Арктической зоны призван преломить ситуацию». В ходе Собрания также выступили председатель Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор, директор Центра содействия коренным малочисленным народам Севера Родион Суляндзиги, председатель Правления Союза общин КМНСС и ДВ Алексей Лиманзо, Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливии в РФ Мария Луиса Рамос, председатель правления кочевой родовой общины коренных малочисленных народов Севера им. В. Дьячкова Республики Саха (Якутия) Татьяна Сивцева, представители родовых общин, исполнительных и законодательных органов власти, промышленных компаний, общественных организаций и экспертов из Хабаровского края, Сахалина, Камчатки, Мурманской области и других регионов. Участники мероприятия высказались за совершенствование российского природоресурсного законодательства, что должно положительным образом отразиться на сохранении традиционного уклада жизни и улучшить экономическое состояние родовых общин. По итогам Собрания принята Резолюция с рекомендациями палатам Федерального собрания РФ. В частности, предлагается ускорить принятие поправок по закону «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», а также принять проект закона о внесении изменений в Водный, Лесной, Земельный Кодексы, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части предоставления общинам земель в местах традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности в безвозмездное пользование на срок не менее пятидесяти лет. Также приняты рекомендации Правительству РФ с предложениями разработать и принять федеральную целевую программу о государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Главам муниципалитетов и Союзу общин, также касающиеся внесения поправок в действующее законодательство. 496
ли со статьей или есть что добавить?