Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

ТолкованиеПеревод

Фонд перераспределения земель

«…1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель…»

Источник:

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

Смотреть что такое «Фонд перераспределения земель» в других словарях:

  • Внебюджетный фонд — (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… …   Энциклопедия инвестора

  • Ямальский район — Я мал район Герб (описание) …   Википедия

  • ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ — земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель. В составе З.с.н, выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые… …   Энциклопедия юриста

  • ФПЗ — факс по запросу ФПЗ Фольгопрокатный завод ОАО организация ФПЗ фонд перераспределения земель Источник: http://www.bestpravo.ru/tvers/data02/tex12934.htm …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Оклахома — (Oklahoma), штат на юге США. 181,1 тыс. км2. Население 3,3 млн. человек (1996). Административный центр  Оклахома Сити. * * * ОКЛАХОМА ОКЛАХОМА (Oklahoma), штат на юге США, в группе штатов Юго Западного Центра (West South Central States). Площадь… …   Энциклопедический словарь

  • Байгузинский сельсовет (Ишимбайский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Байгузинский сельсовет. Байгузинский сельсовет Страна …   Википедия

  • АВСТРАЛИЯ — 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… …   Географическая энциклопедия

  • Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… …   Энциклопедия инвестора

  • Мировая экономика — (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… …   Энциклопедия инвестора

  • Германия — (Deutschland) Государство Германия, история и развитие Германии, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Германия, история возникновения и развития Германии, политическое и экономическое устройство Содержание… …   Энциклопедия инвестора

—>

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется специальный фонд перераспределения земель. В него поступают земельные участки, от которых прежние правообладатели отказались добровольно либо которых они лишились принудительно (если земельные участки у них были изъяты в связи с ненадлежащим использованием*(88)). Кроме того, в данный фонд зачисляются земельные участки после смерти собственника земельного участка (владельца), если у него нет наследников, либо наследники не приняли наследства, лишены наследства, отказались от наследства в пользу государства и т.п. Было бы логично предусмотреть в законодательстве, что в фонд перераспределения должны поступать и земельные участки, сформированные и выделенные из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей. Однако нист. 80 ЗК, ни п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель, посвященный данному вопросу, об этом не упоминают. Между тем на практике такие земельные участки нередко зачисляются в фонд перераспределения*(89), хотя перечень оснований для зачисления земельных участков в фонд перераспределения в ст. 80 ЗК является исчерпывающим.

Если же учесть, что в состав земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества (исходя из их оценки по кадастровой стоимости), то можно предположить, что такие земельные участки в перспективе будут переводиться в другие категории. Для того чтобы поставить хотя бы минимальный барьер на пути такого перевода, следует четко сказать в ст. 80 ЗК и ст. 13 Закона об обороте земель о том, что земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, относятся к фонду перераспределения. Вероятно, возможны и иные случаи зачисления земельных участков в фонд перераспределения (например, в случае дарения земельного участка муниципальному образованию, приобретения земельного участка по договору купли-продажи в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования и т.п.). Поэтому целесообразно исчерпывающий перечень поступления земельных участков в фонд перераспределения (п. 2 ст. 80 ЗК) сделать открытым.

Из некоторых судебных решений также усматривается непонимание на практике различий между понятиями «невостребованные земельные доли» и «фонд перераспределения».

Так, между Правительством Белгородской области (продавец) и ООО «ИНТЕКО-Агро» (покупатель) заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность у продавца земельные доли, расположенные на территории двух районов Белгородской области, общей площадью 15 000 га.

В случае их недостаточного количества на территории указанных районов стороны предусмотрели возможность приобретения недостающего количества земельных долей на территории иных районов Белгородской области. Согласно п. 4 договора его предметом, являются бесхозяйные земельные доли на территории Белгородской области (на земельную долю не имеется собственника или собственник ее неизвестен либо собственник отказался от права собственности на земельную долю), из которых в соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ и ст. 225 Гражданского кодекса формируются районные фонды перераспределения.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельный участок. Соответственно в состав фонда перераспределения может быть включен именно земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, но не сами земельные доли как таковые. Если же земельные доли (даже невостребованные) в натуре из общей собственности не выделены, то они не могут относиться к фонду перераспределения.

К содержанию данного договора возникает множество других вопросов. В частности, вызывает недоумение пункт договора, согласно которому в случаях, если на отчуждаемые земельные доли, зарегистрированы права муниципальной собственности, то продавец окажет содействие покупателю по его просьбе в приобретении этих земельных долей из состава земель фонда перераспределения либо предложит покупателю для покупки другие равноценные земельные доли. Неясно, на каком основании Правительство области распоряжается земельными долями (или участками), на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.

В конечном итоге суды правильно посчитали данный договор незаключенным, однако с обоснованием этого вывода все же трудно согласиться*(90). В частности, суды почему-то исходили из того, что к договорам о купле-продаже земельных долей должны применяться нормы о продаже недвижимости. Таким образом, суды не видят разницы между куплей-продажей земельных участков и земельных долей (долей в праве общей собственности), что не соответствует действующему законодательству.

Возвращаясь к вопросу о фонде перераспределения, отметим, что в юридической литературе справедливо указывалось, что создание этого фонда имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием*(91).

На практике встречались случаи, когда земли данного фонда постановлением главы муниципального образования предоставлялись юридическому лицу в аренду не для сельскохозяйственного производства, а для строительства складских помещений. Требования сельскохозяйственной организации о признании данного постановления недействительным были удовлетворены по той причине, что администрация муниципального образования распорядилась земельным участком, который принадлежит заявителю на праве собственности, и в фонд перераспределения не передавался*(92).

Такое решение суда является законным и обоснованным. Однако следует обратить внимание, что в оспариваемом постановлении главы муниципального образования указано, что земельный участок предоставляется из фонда перераспределения района (категория земель — земли промышленности). Такое словосочетание само по себе является нонсенсом, так как фонд перераспределения относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и используется лишь в целях ведения сельскохозяйственного производства. Для использования земельного участка в иных целях его нужно сначала перевести в земли иных категорий, но в этом случае он уже не может считаться земельным участком из фонда перераспределения.

Применительно к фонду перераспределения заслуживает обсуждения еще одна проблема. До 1 июля 2006 г. земли фонда перераспределения в соответствии со ст. 18 ЗК относились к собственности субъектов РФ, а с указанной даты данный пункт признан утратившим силу. И более двух лет в законодательстве не было ответа на вопрос: а у кого возникает право собственности в случаях, когда право частной собственности прекращается (при отказе от собственности, при изъятии земельного участка в связи с ненадлежащим использованием)?

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в ст. 18 и 19 ЗК были внесены изменения, суть которых сводится к тому, что по общему правилу при отказе собственника от земельного участка он поступает в муниципальную собственность, а в Москве и Санкт-Петербурге — в собственность данных субъектов РФ (если иное не предусмотрено другими федеральными законами или соответственно законами Москвы и Санкт-Петербурга). Следовательно, в отношении земельных участков, от права собственности на которые собственник отказался, уже наступила некоторая определенность. Однако отказаться можно не только от права собственности, но и от иных вещных прав. Поэтому в фонд перераспределения могут попасть земельные участки, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ. Это происходит, в частности, при отказе федеральных государственных унитарных предприятий или унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Как говорилось выше, источниками формирования фонда перераспределения могут быть и другие земельные участки. Так,подп. 2 п. 2 ст. 80 ЗК, по существу, говорит о земельных участках, которые относятся к выморочному имуществу. Формулировка данного пункта не дословно повторяет норму п. 1 ст. 1151 ГК, но по смыслу с ней полностью совпадает. Но в соответствии с п. 2 ст. 1151 выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону к Российской Федерации. Исключение составляют лишь жилые помещения, переходящие в порядке наследования по закону в собственность того муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если они расположены в Москве или Санкт-Петербурге, то в собственность этих субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, целесообразно было бы обсудить вопрос о распространении на земельные участки, относящиеся к выморочному имуществу, правил наследования, установленных п. 2 ст. 1151 ГК для жилых помещений. В пользу такого предложения говорит и то обстоятельство, что к жилым помещениям относятся не только комнаты и квартиры в многоквартирных домах, но и жилые дома (ст. 16 ЖК). И в случае если к выморочному имуществу будет отнесен жилой дом, сложится ситуация, когда дом перейдет по наследству к муниципальному образованию, а земельный участок под домом (или при доме) — к Российской Федерации, что нежелательно с точки зрения реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости.

Что касается субъекта права собственности на земельные участки, изъятые в связи с ненадлежащим использованием, то тут, как и при отказе от прав на земельные участки, возможны различные варианты. В случае изъятия земельного участка у частного собственника вопрос о том, к кому переходит право собственности на такой участок должен, по-видимому, решаться в зависимости от такого, чьей собственностью данный участок был до предоставления в частную собственность. То есть изъятый земельный участок как бы «возвращается» в федеральную собственность, собственность субъекта РФ или муниципальную собственность. Если же участок предоставлялся из неразграниченной государственной собственности, то и после изъятия он приобретает тот же статус.

Приведенные примеры показывают, что в фонде перераспределения могут одновременно оказаться земельные участки, имеющие различный правовой режим с точки зрения собственности на них (неразграниченная государственная, федеральная собственность, собственность Российской Федерации, муниципальная собственность). Это может создать трудности в предоставлении земельных участков из данного фонда. Поэтому данную проблему нельзя считать решенной окончательно. Одним из вариантов ее решения может быть отнесение всех земельных участков, поступающих в фонд перераспределения, муниципальной собственностью, независимо от оснований, по которым земельные участки поступают в указанный фонд.

image



Статья 80.

Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Субъектами прав на земельные участки сх назначения могут быть граждане и организации, отвечающие установленным критериям для пользователей этой категории земель.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Общая характеристика правого режима данного вида земель

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

  • гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
  • некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
  • казачьими обществами;
  • опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
  • общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Правовой режим крестьянских хозяйств

Крестьянское хозяйство — форма ведения коммерческого сх производства, основанного на индивидуальном предпринимательстве.

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности.

Гражданам земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае гражданин приобретает правовой статус индивидуального предпринимателя и использует предоставленный земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Личное подсобное хозяйство — это своеобразная форма производства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер личного потребления.

Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества, регулируется главным образом Федеральным законом В«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях гражданВ». Содержание и особенности правового режима этих земель определены той целью, для которой они используются.

Существует две основные правовые формы ведения садоводства и огородничества: коллективная и индивидуальная. В рамках коллективной формы осуществления такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические некоммерческие партнерства. В то же время законодательство допускает возможность вести садоводство или огородничество в индивидуальном порядке.

Правовой режим сельскохозяйственных предприятий

Использование земель сельскохозяйственного назначения могут осуществлять юридические лица, в т.ч. и те организации, для которых такое производство не является основным: предприятия промышленности, религиозные организации (например, монастыри) для устройства подсобных сельских хозяйств.

Но основную массу сельскохозяйственных земель занимают организации, непосредственно ведущие аграрное производство, правовой статус которых различен. Их большинство в настоящее время составляют сельскохозяйственные коммерческие организации.

Сельскохозяйственные коммерческие организации могут функционировать в тех формах, которые предусмотрены действующим гражданским законодательством. Согласно ГК различают хозяйственные общества, товарищества и кооперативы.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

Фонд перераспределения земель

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, который формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

  1. при добровольном отказе от земельного участка;
  2. если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
  3. при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом, сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Главная База знаний «Allbest» Сельское, лесное хозяйство и землепользование Фонд перераспределения земель

Преобразования, начатые в ходе земельной и аграрной реформ, оценка их влияния на правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Понятие и состав фонда перераспределения земель, история его создания в Бурятии. Содержание, структура данного фонда.

Рубрика Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.02.2015
Размер файла 25,9В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий