ФЗ О бухгалтерском учете Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтер любого предприятия во время исполнения трудовых обязанностей должен учитывать требования законодательства, которые касаются бухгалтерского учета. Основным нормативным актом в этой области выступает закон 402 ФЗ. Периодически представители власти вносят изменения в федеральный закон о бухгалтерском учете, поэтому бухгалтеры обязаны отслеживать все изменения, чтобы предотвратить начисление штрафов или других мер ответственности для владельцев компаний.

Сфера применения

На основании закона 402 ФЗ каждая компания должна заниматься ведением бухгалтерского учета. Исключением представлены следующие представители бизнеса:

  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся ведением частной практики, причем к ним относятся нотариусы и адвокаты;
  • структурные подразделения иностранных компаний.

Какие поправки вносились в закон

402 ФЗ о бухгалтерском учете регулярно дополняется и изменяется, для чего вносятся соответствующие поправки, принимаемые властями страны. К наиболее значимым корректировкам, внесенным 19 июля 2017 года, относится:

  • ранее используемые ПБУ, утвержденные еще с 1988 по 2017 год, признаются федеральными стандартами;
  • появились новые термины, к которым относятся «притворные сделки» и «мнимый бухучет»;
  • внесена информация о невозможности принятия к учету бумаг, с помощью которых фиксируются хозяйственные операции, не осуществленные на момент формирования документации;
  • термины «притворность» и «мнимость» обладают тем же определением, что и в ГК;
  • «мнимым объектом» в бухучете признаются несуществующие элементы, которые отражаются только в документах, но фактически отсутствуют, причем сюда относится не только недвижимость, но и обязательства с расходами;
  • объект считается «притворным», если основная цель его отражения в документации заключается в прикрытии другого объекта.

Как организуется бухучет на предприятии

Руководитель любой компании обязан после открытия организации доверить ведение бухучета специалисту, обладающему нужным образованием и опытом работы. Допускается вместо найма главного бухгалтера возложить обязанности на имеющегося работника, если он соответствует требованиям законодательства.

При выборе упрощенных систем налогообложения целесообразно пользоваться разовыми услугами специализированных компаний, с которыми заключается договор на оказание услуг. Владельцы малых или средних компаний часто занимаются ведением бухучета своими силами. Но когда планируется найм главного бухгалтера, то специалист должен отвечать некоторым требованиям:

  • высшее образование в соответствующей области;
  • отсутствие непогашенной судимости, образовавшейся за преступления, совершенные в экономической сфере;
  • наличие стажа работы от трех лет за последние 5 лет.

Эти требования предъявляются не только к наемным работникам, но и к физлицам, с которыми организация заключает договор на оказание услуг, связанных с ведением бухучета. Если процедура выполняется сторонней компанией, то у нее в штате должен работать хотя бы один специалист, соответствующий вышеуказанным требованиям.

Что относится к первичной бухгалтерской документации

Каждая компания может пользоваться не только унифицированными первичными документами, но и документацией, которую фирма разрабатывает самостоятельно, после чего созданная форма утверждается генеральным директором. По ФЗ о бухгалтерском учете фирмы могут заполнять первичные бумаги как в бумажной, так и в электронной форме.

К основным видам первичных документов относится:

  • авансовый отчет, который формируется при выдаче работнику наличных средств, необходимых для хозяйственных нужд предприятия;
  • универсальный передаточный акт, подтверждающий расходы, которые учитываются при расчете налогов;
  • кассовые документы, принятые федеральными законами;
  • личная карточка, формируемая на каждого наемного работника;
  • транспортные накладные, составляемые при отправке груза.

Организация может пользоваться собственными формами первичных документов, если в них содержатся обязательные реквизиты, которые приводятся федеральным законом о бухгалтерском учете №402.

image

Многие бухгалтеры предпочитают пользоваться стандартными бланками, которые загружены в каждую бухгалтерскую программу. Предварительно в учетную политику вносятся информация о том, что фирма пользуется типовыми унифицированными формами. Там обязательно содержатся:

  • наименование;
  • дата формирования;
  • название компании-составителя;
  • содержание хозяйственной операции;
  • размер платы или дохода;
  • сведения о работнике, совершившем сделку или операцию, а также несущем ответственность за правильность оформления хозяйственного процесса;
  • подписи должностных лиц с расшифровкой инициалов.

Требования к регистрам

По ФЗ №402 предъявляются жесткие требования к регистрам, поэтому учитываются правила:

  • формы утверждаются только генеральным директором после того, как должностные лица, занимающиеся ведением бухучета, разработают соответствующий образец;
  • в текст вносятся обязательные реквизиты, утвержденные на законодательном уровне;
  • если регистр делается и хранится в электронном виде, то на нем ставится электронная подпись, выступающая обязательным элементом;
  • если представители ФНС во время проверок изымают регистры в бумажном или электронном виде, то у бухгалтера должны оставаться копии.

Нарушение требований законодательства относительно ведения регистров становится причиной для привлечения предприятия к административной ответственности, поэтому руководству придется платить крупные штрафы.

Правила оценки и инвентаризации активов и обязательств

Закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ содержит немного информации относительно инвентаризации долгов и активов, поэтому имеются только ссылки на другие нормативные акты. Но закрепляется обязанность руководства фирмы заниматься периодической инвентаризацией.

Организация самостоятельно принимает решение о том, когда, как и в какие сроки осуществлять инвентаризацию. Руководитель определяет, какие объекты подлежат обязательной периодической проверке. Эта информация фиксируется в учетной политике, но она не должна противоречить требованиям законодательства.

image

Ведение бухгалтерской отчетности

Компании ежегодно составляют следующие отчеты:

  • бухбаланс;
  • отчет, содержащий сведения о финансовых результатах;
  • приложения к вышеуказанным формам.

К приложениям относятся отчеты:

  • о движении денежных средств;
  • об изменениях капитала;
  • иные пояснения, составляемые в форме текста или таблицы.

Отчеты формируются на бумаге, после чего подписываются генеральным директором. На законодательном уровне закреплены предельные сроки для составления документов. Данные вносятся нарастающим итогом, поэтому отсутствует острая необходимость в промежуточной или месячной отчетности.

Сроки хранения

Во время определения сроков хранения бумаг учитываются правила архивного дела. По закону первичная документация, регистры и бухгалтерская отчетность хранятся компанией не меньше 5 лет после окончания отчетного периода, представленного годом.

Документация, причисляемая к учетной политике, а также стандарты и другие бумаги, относящиеся к организации бухучета, хранятся предприятием не меньше 5 лет после окончания года, в течение которого они применялись для составления отчетов. К таким бумагам относятся даже средства, благодаря которым открываются и воспроизводятся электронные документы.

Заключение

Для грамотного ведения бухучета компании нанимают бухгалтеров или пользуются помощью сторонних специалистов или компаний. Должностное лицо должно соответствовать некоторым требованиям, предъявляемым к опыту работы и образованию, а также судимости. Во время составления отчетов и регистров необходимо ориентироваться на положения федерального закона о бухгалтерском учете 402 ФЗ, в которые регулярно вносятся корректировки.

 Полезное видео

Дополнительный материал по теме:

Поиск по справке

Закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ — основные положения

Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.

Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?

Прежде всего, он:

  • раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
  • очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.

Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.

В числе объектов БУ закон указывает:

Читайте также:  Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы и обязательства;
  • финансовые источники;
  • доходы и расходы.

Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.

Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:

  • порядок организации БУ экономическим субъектом;
  • требования к первичным документам и бухрегистрам;

В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.

  • правила инвентаризации;
  • «отчетные» вопросы;
  • порядок хранения документов БУ.

Какие документы относятся к первичке

Первичные документы классифицируются в зависимости от их назначения. На законодательном уровне не утвержден перечень обязательных для всех организаций и ИП первичных учетных документов. Каждый субъект имеет право самостоятельно определять список документов, которые будут оформляться при осуществлении деятельности, закрепив его в своей учетной политике.

С 2013 года не являются обязательными к применению унифицированные учетные бланки, содержащиеся в альбомах таких форм. Но это не касается первичных кассовых документов – они оформляются строго по утвержденным унифицированным формам (Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № ; Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Сведения из первички в обязательном порядке переносятся в учетные регистры.

Далее перечислим некоторые наиболее распространенные формы унифицированных первичных документов и сферы их применения.

Кассовые операции:

  • КО-1(Приходный кассовый ордер);
  • КО-2 (Расходный кассовый ордер);
  • КО-4 (Кассовая книга);
  • АО-1 (Авансовый отчет).

Учет торговых операций:

  • ТОРГ-1 (Акт о приемке товара);
  • ТОРГ-11 (Товарный ярлык);
  • ТОРГ-12 (Товарная накладная);
  • ТОРГ-16 (Акт списания товаров на складе);
  • универсальный передаточный документ (УПД) – включает реквизиты первичного документа и счета-фактуры.

Учет основных средств:

  • ОС-1 (Акт приема-передачи объектов ОС);
  • ОС-4 (Акт списания ОС);
  • ОС-6 (Инвентарная карточка учета ОС);
  • ОС-14 (Акт приема оборудования) и др.

Учет и оплата труда:

  • Формы Т-12 и Т-13 (Табель учета рабочего времени);
  • Т-49 (Расчетно-платежная ведомость);
  • Т-51 (Расчетная ведомость).

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Подробнее о них см. здесь.

Никаких изменений в 2020 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.

Читайте также:  Какие документы прилагать для подачи декларации 3-НДФЛ

Комментарий к п. 5 ст. 9

Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.

Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:

  • электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
  • электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
  • закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.

Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Это интересно: Статья 538 ГК РФ. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции

Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.

Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2020 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

Читайте также:  Возмещение затрат на медосмотр из средств соцстраха

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Это интересно: Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2020 году.

Скачать ФЗ — 402 «О бухгалтерском учете» можно по ссылке.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Последняя действующая редакция от 26.07.2019 года с изменениями и дополнениями.

Федеральный закон содержит положения об установлении единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также положения о создании правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Файлы для скачивания: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции от 26.07.2019 года с последними изменениями и дополнениями.

Скачать в PDF — Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

 26.07.2019  196.5 KB  33 741

6 декабря 2011 года № 402-ФЗ

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

в редакции следующих документов (нажмите для просмотра)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета Статья 8. Учетная политика Статья 9. Первичные учетные документы Статья 10. Регистры бухгалтерского учета Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 15. Отчетный период, отчетная дата Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 19. Внутренний контроль

Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учета Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета Статья 24. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета Статья 25.1. Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов Статья 26. Программа разработки федеральных стандартов Статья 27. Разработка и утверждение федеральных стандартов Статья 28. Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

Глава 4. Заключительные положения

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Для должной ясности в финансовых операциях вся оформляемая документация должна подчиняться единым требованиям, чтобы не возникало беспорядка и пресекались случаи мошенничества. С этой целью был принят закон о бухгалтерском учёте, который предусматривает единые для всех правила и порядки оформления бухгалтерских документов.

Общие положения

Федеральный закон 402 был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 29.11.2011. Закон был подписан президентом и вступил в силу 6 декабря 2011 года.

ФЗ-402 устанавливает единые требования к бухгалтерскому учёту, включая бухгалтерскую (финансовую) отчётность, и создаёт законную систему регулирования бухгалтерского учёта. Закон регламентирует оформление и систематизацию документации об объектах по предусмотренным данным законодательствам требованиям.

Настоящий ФЗ распространяется на следующие экономические субъекты:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы управления (федеральные и местные), а также внебюджетные государственные фонды и организации;
  • Центральный банк РФ;
  • индивидуальные предприниматели, включая адвокатов, нотариусов и других лиц, которые занимаются частной практикой;
  • представительства и филиалы зарубежных и международных компаний, которые находятся на территории Российской Федерации, если международный договор РФ не предусматривает других условий.

Также Федеральный закон № 402 применяется в следующих сферах:

  • при управлении бюджетными активами РФ и её субъектов. Действие распространяется на все операции с данными активами, влекущие за собой их изменения;
  • при ведении бухгалтерского учёта определённого имущества, как собственного, так и переданного на доверительное управление или одним из его совладельцев;
  • при оформлении бухгалтерского учёта во время раздела продукции, если в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ не предусмотрены другие условия;
  • ФЗ-402 не используется при создании внутренних отчётов для внутренних целей субъекта, отчётов, которые предоставляются кредитной организации согласно её условиям, а также для других отчётов, если законодательство РФ не предусматривает использование настоящего ФЗ.

Закон о бухгалтерском учёте состоит из 4 глав и 32 статей. Последняя редакция настоящего законодательства состоялась 18.07.2017 под номером 160-ФЗ.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон № 160-ФЗ от 18.07.2017 привнес в текущее законодательство следующие изменения:

  • В статье 21 были произведены нижеперечисленные правки:
    • в первой части, предусматривающей документы, которые регулируются бухгалтерским учётом, были добавлены в пункте 2.1 нормативные акты Центробанка РФ;
    • третья часть, перечисляющая объекты, на которые устанавливаются федеральные стандарты бухгалтерского учёта, была изменена в 5 пункте: план счетов бухгалтерского учёта и его применение, кроме данной документации для кредитных и некредитных организаций;
    • шестая часть предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации своими нормативными актами устанавливает порядок оформления и применения планов счетов бухгалтерского учёта, а также их отражение на отдельных и групповых счетах и формы выявления информации в финансовой отчётности кредитных и некредитных организаций;
    • пятнадцатая часть текущей статьи была дополнена и переизложена и на данный момент гласит, что федеральные стандарты, а также, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, акты Центробанка РФ не должны противоречить Федеральному закону о бухгалтерском учёте.
  • Статья 23 была изменена в части 2, которая перечисляет компетенции Центрального банка Российской Федерации, в пункте 1, перечисляющим следующие обязательства: разработка и утверждение стандартов, установленных ст.21 ч.6 настоящего ФЗ, а также обобщение применения данным нормативных актов;
  • Статья 30 была дополнена частью 1.1, гласящей, что предыдущие стандарты бухгалтерского учёта, утверждённые Министерством финансов РФ 1 октября 1998 года и действовавшими до вступления настоящего закона в силу, признаются действительными для текущего ФЗ, исключая положение о непротиворечии нормативных стандартов Центробанка с федеральными стандартами.

Статья 1 определяет цели и предмет ФЗ-402. Целью настоящего Федерального закона является установление универсальных стандартов бухгалтерского учёта и формирование законного механизма регламентирования бухгалтерской отчётности.

Также текущая статья даёт определение бухгалтерскому учёту. Под данным термином понимается создание документов с систематизированной информацией об объектах, предусмотренных настоящим законодательством, согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом о бухгалтерской отчётности.

Читайте также ФЗ 224 в новой редакции. Подробности по ссылке:

Статья 5 определяет объекты бухгалтерского учёта, которыми являются:

  • данные о хозяйственной деятельности;
  • обязанности;
  • активы;
  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования;
  • другие, установленные федеральными стандартами объекты.

Статья 6 предусматривает обязанности субъекта при ведении бухгалтерского учёта. Состоящая из 5 частей, она устанавливает следующие положения:

  1. Экономическое лицо обязано осуществлять бухгалтерский учёт согласно требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, если он не устанавливает иное.
  2. Финансовый учёт в соответствии с настоящим ФЗ могут не вести следующие лица:
    • индивидуальные предприниматели и лица, которые занимаются частной практикой, если согласно настоящему закону они ведут учёт доходов, расходов и других видов налогообложения, определяющих конкретный тип предпринимательской активности;
    • филиал иностранной организации, находящийся на территории РФ. В таком случае учреждение ведёт бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством своей страны, если международным договором не предусмотрены другие условия;
  3. Бухгалтерский учёт следует вести регулярно, без прерываний, со дня регистрации предприятия в государственном регистре и до окончания его существования в результате ликвидации или реорганизации.
  4. Текущий ФЗ допускает применение упрощённого финансового учёта для следующих субъектов:
    • представители малого предпринимательства;
    • некоммерческие организации;
    • организации, которые являются участниками научных исследований и разработок, согласно ФЗ-244 “Об инновационном центре “Сколково”.
  5. Упрощённые способы ведения бухгалтерской отчётности не ведутся следующими лицами:
    • учреждения, чьи финансовые отчёты должны быть в обязательном порядке подвергнуты аудиту, согласно законодательству РФ;
    • квартирные и жилищно-строительные объединения;
    • кредитные организации, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские объединения;
    • микрофинансовые компании;
    • учреждения государственной сферы;
    • политические партии и их местные филиалы;
    • адвокатские объединения;
    • бюро адвокатов;
    • адвокатские палаты;
    • учреждения предоставляющие юридические консультации;
    • нотариальные офисы;
    • некоммерческие организации, которые исполняют обязанности иностранных агентов, согласно п. 10 ст. 13.1 ФЗ-7 от 12.01.1996.

Статья 9, состоящая из 8 частей, устанавливает порядок и особенности оформления первичных учётных документов.

  1. Все аспекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны быть отражены в первичном учётном документе. Документы, которые содержат несуществующие факты и фиктивные сделки, не допускаются к бухгалтерскому отчёту.
  2. Первичный учётный документ должен содержать следующие обязательные данные:
    • название документа;
    • дата оформления документа;
    • имя субъекта, который составил документ;
    • предмет хозяйственной деятельности;
    • размер натурального и денежного объёма предмета хозяйственной деятельности с обозначением единиц измерения;
    • установление должностных лиц, совершивших сделку и лиц ответственных за её оформление и документирование;
    • подписи участников с указанием необходимой информации для их идентификации.
  3. Первичный учётный документ необходимо оформлять во время совершения факта хозяйственной деятельности, если это невозможно, тогда сразу по его завершению. Ответственное за составление первичного акта лицо обязано вовремя передавать первоначальные учётные документы для регистрации информации в бухгалтерском отчёте, а также оно отвечает за подлинность этой информации. Лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт, не отвечает за достоверность информации, предоставленной им другими лицами, ответственными за предоставление первичных данных.
  4. Форму первичных учётных актов утверждает глава экономического субъекта, в соответствии с требованиями лица, которое ведёт бухгалтерский учёт. Для государственных организаций форма документов определяется согласно бюджетному законодательству РФ.
  5. Исходный учётный акт составляется в письменном виде, на бумаге или в электронном формате с электронной подписью.
  6. Если законодательство Российской Федерации или договор предусматривает необходимость предоставления первоначального учётного акта другому лицу или в государственные органы в бумажном виде, тогда субъект должен на свой счёт подготовить бумажные копии документов по соответствующему истребованию.
  7. В исходном учётном документе допустимы исправления, если это не запрещено федеральным законодательством или другими законными постановлениями, регламентирующими ведение бухгалтерского учёта. Исправление должно содержать сноску, где указана дата исправления и данные о лицах, которые составили, подписали и внесли исправления в документ.
  8. Если по законам РФ первоначальные учётные акты, включая в электронном формате, конфискуются, то копии этих документов включаются в бухгалтерский отчёт.

Статья 11 регламентирует проведение инвентаризации активов и обязательств, что является необходимым действием для мониторизации работы предприятия и установления достоверности задокументированной и фактической информации.

  • Во время инвентаризации определяется фактическое количество, объём и состояние объектов и сопоставляется с информацией из бухгалтерских отчётов.
  • Порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, обстоятельства и перечень инвентаризируемых объектов) устанавливает экономический субъект, кроме случаев обязательной инвентаризации. При необходимости обязательной инвентаризации, порядок и условия её проведения устанавливаются законодательством РФ по федеральным отраслевым стандартам.
  • При нахождении во время инвентаризации несоответствий между фактическими данными и зафиксированными в бухгалтерском регистре, найденные расхождения необходимо внести в бухгалтерский отчёт, относящийся к периоду проведения проверки.

Статья 12, состоящая из трёх частей, предусматривает порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учёта. Статья устанавливает следующие положения:

  1. Предметы бухгалтерского учёта необходимо измерять в денежном эквиваленте.
  2. Денежная оценка объектов из бухгалтерского регистра осуществляется в валюте Российской Федерации.
  3. При оценивании в иностранной валюте, стоимость предметов необходимо пересчитать в валюте Российской Федерации, если законодательство не предусматривает других условий.

Статья 15 устанавливает длительность отчётного периода.

  • Отчётный период для годовых финансовых отчётов составляет 1 календарный год, то есть с 1 января до 31 декабря включительно.
  • Первый отчётный год составляет отрезок времени с момента регистрации экономического субъекта в государственном реестре до 31 декабря текущего календарного года включительно.
  • Если регистрация в госреестре была проведена после 30 сентября, то первым отчётным годом считается период со дня регистрации до 31 декабря следующего за текущим календарного года, при условии, что субъект не устанавливает другие условия.
  • Отчётный интервал времени для промежуточных бухгалтерских отчётов составляет период с 1 января до отчётной даты срока включительно, за который необходимо составить промежуточный финансовый отчёт.
  • Первый отчётный период для промежуточного отчёта составляет срок с даты регистрации субъекта в госреестре до отчётной даты срока промежуточного финансового отчёта.
  • Датой составления бухгалтерского отчёта (отчётная дата), является последний календарный день периода, для которого составляется отчёт, кроме случаев, когда юридическое лицо ликвидируется или реорганизуется.

Скачать 402 ФЗ в новой редакции

Для более детального ознакомления закон № 402 о бухгалтерском учёте в последней редакции, включающей последние актуальные правки, можно скачать по ссылке ниже.

Скачать ФЗ-402

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий