Ссылки на законы:
Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»
Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.
Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.
Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти. Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить. Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.
Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»
Типовое положение о дошкольном образовании (п. 3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»
Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.
Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать. В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении. Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).
В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:
- Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
- Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
- Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
- Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
- Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
- Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
- Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
- Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
- В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.
Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:
- В очереди надо стоять более одного года;
- Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
- Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
- Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
- Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.
Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.
Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.
Следует также помнить, что вы и только вы как родитель (законный представитель) ребенка вправе определять, в группу с какой продолжительностью пребывания ребенка вы его определите. Если вам «впаривают» группу кратковременного пребывания, то вы не обязаны принимать такое предложение. Существует Письмо Минобрнауки РФ от 28.09.2011 «О Типовом положении о ДОУ» № 03-ПГ-МОН-17269, в котором разъяснено, что различие в различных режимах пребывания ребенка в группе (от 3 часов до круглосуточного пребывания) принято для удобства родителей и связано, прежде всего, с их режимом работы. При этом необходимо знать, что письма Минобрнауки РФ не являются нормативно-правовыми актами (а значит, не обязательны к исполнению органами местного самоуправления), но показывают позицию федерального органа исполнительной власти, а также толкуют изданный нормативно-правовой акт Правительства РФ, коим является уже упомянутое «Типовое положение о ДОУ».
Основанием для обращения в суд и прокуратуру является письменный отказ в предоставлении места вашему ребенку на основании отсутствия свободных мест в МДОУ. Несмотря на то, что в большинстве положений о комплектовании МДОУ присутствует норма отказа на этом основании, именно это является поводом для обвинения мэрии в неисполнении своих полномочий по организации предоставления дошкольного образования: нет свободных мест — значит, и не исполняет свои обязанности. Более того, мэрия не имеет установленного законом полномочия отказывать вашему ребенку! Письменный отказ вы можете получить, только обратившись также письменно в управление образования с требованием предоставить место в детском саду для вашего ребенка. Отличным подспорьем при обращении в прокуратуру будет конкретный факт необоснованного предоставления места ребенку, который был зарегистрирован позднее вашего и не имеет никаких льгот.
Любой гражданин нашей страны имеет право бесплатно обращаться с предложением, заявлением, жалобой в органы местного самоуправления (администрацию города), имеет право знакомится с документами и материалами, касающиеся его обращения.
Всегда следует запрашивать письменный ответ по существу поставленных вопросов.
При рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка госпошлина не взимается (пп.15 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
Аргументы на возражения ответчика:
— Вы встали на очередь поздно.
— В законодательстве отсутствует установление сроков предоставление места в детском саду, но место в детском саду гарантируется. Никаким документом не указаны точные сроки постановки, и понятия «рано» или «поздно» относительные.
— Ну, мы же вам не отказываем в образовании, мы вас поставили на очередь и в свое время вы получите путевку.
— Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, то есть постановка на очередь еще не означает, что ребенок в данный момент получает образование, и в очереди можно простоять и 5 лет, и это не значит, что ребенок участвует в образовательном процессе. Право на дошкольное образование у ребенка наступает с момента заявления об этом его родителя (законного представителя) в мэрию.
— Вашему ребенку нет еще трех лет.
— В соответствии с Типовым положением о ДОУ дошкольное образование могут получать дети в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.
— По Постановлению главы нашего населенного пункта правила приема устанавливает муниципалитет, что разрешено Федеральным законом «Об образовании».
— Муниципалитету вверено устанавливать правила приема, правила комплектования, а не собственно прием и непосредственно комплектование, то есть не решать, кому из детей получать образование, а кому нет, а решать, например, какие медицинские документы необходимы, сколько групп открывать в данном детсаду и т.п. — то есть просто обеспечить организацию механизма раздачи путевок. Законодательные акты местного значения должны исполняться в соответствии с высшими нормативными актами. А, судя по логике вашего Постановления, вы можете оставить во всем городе один единственный детский сад, и тогда почти все дошкольники будут лишены гарантированного им Конституцией образования, а виновными вы считать себя не будете, несмотря на то, что допустили такую ситуацию.
— Если мы дадим вам путевку, то нарушим права других детей, стоящих перед вами.
— Во-первых, данное судебное заседание не рассматривает нарушение прав других детей, поскольку вы не являетесь их представителями (у представителя должны быть доверенности от родителей); во-вторых, в вашей компетенции и в ваших полномочиях создавать места, и если бы вы исполняли в полном объеме вверенные вам обязанности, то не возникало бы очереди и ничьи права бы не нарушались.
Следует также указывать на то, что понятие «муниципальное дошкольное образовательное учреждение» гораздо шире, чем «детский сад». МДОУ — это юридическое лицо, а не строение, в котором занимаются дети. Никто не запрещает мэрии приобретать некие площади для расширения количества мест и групп в детском саду и передавать их МДОУ. Более того, мэрия, напротив, имеет для этого юридические (законодательство РФ и прописанные в нем полномочия) и финансовые (собственный бюджет) механизмы для надлежащего исполнения своих обязанностей. Это обязательно нужно проговорить судье: даже она в этом может не разобраться.
— Мы же вам предлагаем группу кратковременного пребывания, ваш ребенок и там может получить дошкольное образование
— Группы с различным режимом пребывания придуманы для того чтобы родитель мог исполнять свои трудовые обязанности без коллизии с обязанностями по воспитанию ребенка. Именно для этого и существуют детские сады и на это направлено Типовое положение о ДОУ, принятое Правительством РФ. Я как законный представитель ребенка вправе самостоятельно определять, в группе с какой продолжительностью пребывания будет заниматься мой ребенок, а если у вас нет свободных мест в таких группах, то вы не исполняете в полной мере свои полномочия.
Любое ваше высказывание в суде должно быть аргументировано нормой закона. Домыслы судом не будут приняты во внимание.
На всех последующих заседаниях, если таковые будут, нужно повторять то же самое, что и всегда, больше аргументов в принципе нет и не нужно. На судебных заседаниях отвечать, обращаться нужно стоя, и в целом держаться надо уверенно, поскольку закон на вашей стороне. Не нужно эмоций. Если ответчик в ходе судебного процесса говорит о том, что, скорее всего, в ближайший набор вам дадут путевку, спросите, могут ли они это гарантировать, и если могут и вас это устраивает, то нужно затребовать письменное доказательство с печатью и подписью директора департамента, если это не будет сделано – иск не отзывайте. Текст «шапргалки» подготовил координатор РДДДО в Химках Кирилл Дружинином, специально для LetidorAugust 19th, 2017, 10:13 am
Образцовое судебное решение о предоставлении места в детсаду рядом с домом
Дело № 2-5710/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 июля 2017 года, г. Одинцово УСТАНОВИЛ: В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что 01.08.2017г. ФИО2 исполнится три года, в связи с чем на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 ФИО2 подлежит безусловному обеспечению свободным местом в дошкольном образовательном учреждении с ликвидацией перед ней очереди, так как желаемая дата ее зачисления в образовательное учреждение уже наступила. С учетом наличия согласия истца на предложение других вариантов на территории пос. ВНИИССОК д/п Лесной Городок, наличие очереди впереди ФИО2 после наступления желаемой даты зачисления в МДОУ, не предоставление дочери истца свободного места в муниципальном ДОУ по месту жительства к желаемой дате зачисления ФИО2 в детский сад свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей и нарушают ее право на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Истица в судебное заседание не явилась, представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Ответчик представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в представленных возражениях. Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 3 Конвенции о правах ребенка (введена в действие с 15.09.1990) предусмотрено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры. Часть первая ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование, а ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закрепляет принцип и гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ”0б образовании в Российской Федерации”. В силу ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально- экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании»). Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Управление образования Администрации Одинцовского района Московской области в соответствии с п. 6,7 раздела 1 «Общие положения» Положения об Управлении образования, утвержденного постановлением Администрации от 14.03.2016 года № 1274, является отраслевым органом управления образованием в Одинцовском муниципальном районе. Управление образования создает условия и организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми, осуществляет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями Одинцовского муниципального района (п.5,7,10 Положения). До настоящего времени ФИО2 ни в один из указанных детских садов не направлена. Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных дошкольных учреждений, утвержденных письмом Минобрнауки от 08.08.2013 года № 08-1063, учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется на едином портале в сети Интернет путем формирования электронной очереди – регистрации ребенка под определенным номером с учетом даты постановки на учет, возраста ребенка и наличия льгот. Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций дошкольного образования воспитанниками на день подачи иска и по настоящее время регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 08.04.2014 года № 293, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные . на территории Одинцовского муниципального района от 25.09.2015 года № 3339, а также Порядком организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, создания условий для присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением Администрации от 04.05.2015 года № 2297. постановки на учет ребенка для направления в дошкольное учреждение, преимущественного права на получение места в детском саду, наличия свободных мест в дошкольных учреждениях для каждой возрастной категории детей, даты желаемого зачисления в дошкольное учреждение. Очередь в избранный детский сад у ребенка не подошла, согласно справке Управления образования от 16.06.2017 года № 2300 очередь ребенка истицы в МБДОУ ДС № 24 была 46, впереди детей льготной категории нет. Свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в избранном истицей дошкольном образовательном учреждении – детский сад № 24 не имеется. Доказательства наличия права преимущественного приема ФИО2 в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке не представлено. В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона «Об образовании в РФ» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Таким образом, закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении. У ФИО2 подходящий возраст для получения дошкольного образования, а также выражена воля и документальное согласие родителей на решение вопроса ее устройства в другую образовательную организацию на территории поселка ВНИИССОК или дачного поселка Лесной городок в случае отсутствия свободных мест в выбранном детском саду. В письмах Управления образования от 30.01.2017 года, от 02.02.2017 и от 16.02.2017 года истице предложены свободные места в муниципальных детских садах № 43 и № 50 для устройства ее дочери, между тем от указанных вариантов истице отказалась по причине транспортной отдаленности данных образовательных учреждений. Данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось. При отказе родителей от предложенных детских садов или при отсутствии их согласия изменяется желаемая дата поступления в детский сад на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет (п. 4.17.2 Порядка организации). В то же время приказом Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района № 2576 от 11.12.2015 года за территорией городского поселения Лесной городок закреплены детские сады № 6, №12, №24. Отказа в предоставлении ФИО2 места в указанных детских садах на основании отсутствия свободных мест истице не поступало, доказательств обратного, ответчиком не представлено. Окончательное укомплектование групп полного дня детских садов № 6 и № 12 не произошло, что нашло подтверждение в показаниях представителя ответчика, данных в судебном заседании. Кроме того, суду не представлен отказ истицы от предоставления мест в избранные ею детские сады № 6 и №12 на территории городского поселения Лесной городок. В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 ГК РФ. Таким образом, проанализировав вышеизложенное, оценив собранные о делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истицей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов, а также интересов малолетнего ребенка, неправомерными действиями Администрации Одинцовского муниципального района при организации доступа в получении дошкольного бесплатного общего образования, что влечет удовлетворение заявленных исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обеспечении ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, удовлетворить. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.С. Кетова 1 год назад
Пост для подписчиков и не только. Моему ребенку сейчас 1,9 г. В очередь на место в детском саду встали, когда ребенку было 2 месяца, через Госуслуги. Желаемую дату выбрали 01,09,2019 г. ( в принципе, кроме года в дате ничего там не поменяешь). Естественно, к сентябрю этого года нам никто не позвонил, и при устном обращении к специалисту, нам заявляли, что мест нет, раньше двух лет не берут, а только если есть полные два года на сентябрь месяц. Т. е. ждать нам еще год. В наши планы такой расклад не вписывался. Начали с женой искать информацию. Наткнулись в Инстаграме на блог юриста, который помогает, растолковывает права детей и ваши, составляет заявления и пр. , но в основном делает это платно. Изучив статья законов и положений, пришли к выводу, что сами справимся. Главное подняться с дивана и действовать. Все бумаги, заявления, жалобы только письменно. Плевать на Вас хотели, если вы просто звоните или спрашиваете на приеме устно. Откройте закон В«Об образовании в РФВ». Там нет временных рамок- с двух лет. Есть пункт, где указывается, что дошкольное образование может начинаться с двух месяцев (!). В Управлении образования говорят, что нет условий для приема детей до двух лет. Откройте устав любого садика. Благо, в наше время , даже в самом захолустном городке у каждого сада есть свой сайт. И в любом Уставе четко написано, что прием детей может начинаться с двух месяцев (!). Про два года опять же ни слова. (уставы, если честно, у всех один в один). Самый первый ваш шаг- составить Заявление о предоставлении места в детском саду. Загуглите именно это название. В интернете найдете образец, со ссылками на статьи ФЗ. Откорректируйте в соответствии с Вашими данными. Мы писали заявление на имя начальника Управления образования (далее УО) нашего города. Распечатайте в двух экземплярах. В приемной у секретаря зарегистрируйте заявление, обязательно с номером входящим. Отказать, если все составлено правильно, не имеют права. Один экземпляр остается у Вас, на нем указан входящий номер, кем принято, от какого числа. Второй передают начальнику. У нас на этом этапе уже все получилось. Через день перезвонили и предложили место. В заявлении не забудьте указать, что сад должен находиться в разумной доступности, окончательное решение остается за вами. Это тоже важно. Места есть в садах. Ведь кто-то отказывается, кто-то переезжает. Ответить вам обязаны в течении 30 дней. Если УО идет на принцип и присылает отказ письменный. С ним обращаетесь в прокуратуру, минобразования области, уполномоченному по правам ребенка и в Спортлото, список можете сократить или расширить по желанию. Жалобу подаете на бездействие УО, доказательство в виде отказа у вас есть. Если ответа не получаете. Также жалуетесь. Вы же помните, что у вас остался экземпляр с входящим номером. Если всё запущено и прокуратура не дает ответ , обращаетесь в суд, ( бездействие УО и Прокуратуры). До суда доходит очень редко и в исключительных случаях.В Процесс может затянуться конечно, но в любом случае не до следующего года. Если есть вопросы, пишите. Постараюсь ответить, помочь, чем смогу. Главное помнить, что в нашем государстве без бумажки ты ничего не сделаешь и не докажешь. За ошибки извиняюсь, набирал текст в спешке. Если надо будет перенести пост в сообщество – я не против.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Конституции РФ, каждый ребенок вправе получить бесплатное дошкольное образование. Его родители должны обеспечить реализацию данного права. Для этого им необходимо направить заявление в дошкольное образовательное учреждение с просьбой обеспечить их ребенка местом в детском садике. Но часто в детском саду нет мест. Что делать и к кому обращаться за помощью, рассмотрено далее.
Как записать ребенка в садик
Для того чтобы ребенок имел право на дошкольное образование, родителям необходимо поставить малыша в очередь на получение путевки в детский садик сразу после получения свидетельства о рождении. Если родитель просто привел ребенка в понравившийся детский сад, не встав на учет, то в приеме малыша ему откажут.
Записаться в садик можно через портал госуслуг, МФЦ или районное управление образования. При себе необходимо иметь заявление, паспорт, свидетельство о рождении ребенка, документы о льготах при их наличии, а также заключение специальной медкомиссии, если малыш нуждается в группе корректирующей направленности.
Отказать в предоставлении места по причине отсутствия прописки администрация не вправе. Также основанием для отказа не может быть отсутствие прививок – но в этом случае при эпидемии малыша отправят на карантин.
Что делать, если в детском саду нет мест
Есть следующие варианты дальнейших действий.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться по номерам телефонов:
- Москва: +7 (495) 128-82-35
- СПб: +7 (812) 507-80-73
- РФ: +7 (800) 301-93-70
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонив по номерам телефонов:
- Москва: +7 (495) 128-82-35
- СПб: +7 (812) 507-80-73
- РФ: +7 (800) 301-93-70
Обращение в Управление образования
Потребуется записаться на прием к начальнику Управления образования своего города и объяснить сложившуюся ситуацию. При себе необходимо иметь ходатайство от работодателя о необходимости выйти на работу.
Обращение в суд
Если рядом с домом мест в детском саду не нашлось, однако администрация города предложила семье садик, который расположен на значительном расстоянии от места ее проживания, то родители могут направить иск в суд.
Практика показывает, что иногда дело доходит до Верховного суда. По его постановлению, местные власти обязаны заниматься организацией доступного и бесплатного дошкольного образования. В их обязанности входит обеспечение всех детей местами в детском саду. Если наблюдается переполненность, то администрация может укомплектовать группы, попросить средства из федерального бюджета, организовать строительство новых садов и т. д.
Помимо этого, истец вправе запросить возмещение ущерба – например, выплату моральной компенсции или утраченного заработка за то время, в течение которого приходилось участвовать в судебных разбирательствах.
Таким образом, отправлять ребенка далеко от дома при отсутствии в ближайшем детском саду мест администрация не вправе.
Получение компенсации
Если кто-то из родителей из-за нехватки мест в детском саду вынужден остаться дома, то семья вправе получить компенсацию за отсутствие места. Ее цель – частично восполнить отсутствие заработка родителя вследствие нарушения конституционного права ребенка на дошкольное образование.
Компенсация за непредоставление места в детском саду
Законодательство выделяет перечень льготных категорий – при причислении к ним родитель может получить компенсацию:
- судьи, военнослужащие, сотрудники МЧС, органов полиции, военнослужащие, пожарные;
- инвалид (компенсация будет предоставлена и в том случае, если инвалидность установлена у ребенка);
- многодетные семьи, одинокие родители;
- родители, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации (например, воспитывающие детей-инвалидов или детей, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф).
Есть и другие обстоятельства, при которых родителю будет положена компенсация. Для получения более подробной информации нужно обратиться в соцзащиту населения.
При себе необходимо иметь такие документы:
- паспорта родителей;
- свидетельство о браке/разводе;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справка о составе семьи;
- полис медстрахования родителей и ребенка;
- справка об отсутствии места в детском садике, хотя ребенок стоит на очереди;
- реквизиты расчетного счета;
- трудовая книжка или справка о нахождении в декретном отпуске.
Если же родитель сам отказался от предложенного места в детском саду, то компенсация ему не полагается.
Сумма выплат зависит от региона проживания родителей и составляет от 2 до 5 тысяч рублей.
Другие способы решения проблемы
Некоторые родители при нехватке мест в детском саду прибегают к следующим вариантам:
- устраивают ребенка в группу неполного дня – сокращенный детский сад на 4 часа пребывания;
- пользуются помощью нянь, бабушек и дедушек;
- устраивают ребенка в частный детский сад: в таких учреждениях мест всегда хватает, к тому же они отличаются более разнообразной программой, авторскими методиками воспитания, участием психологов и т. д.
В Москве и в Ханты-Мансийском АО можно воспользоваться частичной компенсацией оплаты частного садика, но только в том случае, если он имеет лицензию на образовательную деятельность. В столице за частный детский сад родители могут вернуть 20% платы за первого ребенка, 50% платы за второго и 70% за третьего малыша. Дети до 18 лет или студенты до 23 лет, обучающиеся очно, тоже принимаются в учет.
Помимо этого, с 2018 года на оплату образования ребенка до его 3 лет можно тратить средства маткапитала.
Как оплатить детский сад материнским капиталом
ли со статьей или есть что добавить?