Порядок предоставления земельных участков

Граждане РФ и иностранцы имеют право получить в аренду земельный участок в России.

Для этого предусмотрена специальная процедура с проведением торгов.

Но не обязательно ждать аукциона с подходящим участком. Гражданин может самостоятельно выбрать землю и даже получить ее без торгов.

О том, как происходит предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, читайте в статье.

Правовая база

В 2019 году получить право на аренду земельного участка претендент может только по результатам аукциона. Это закреплено в ст. 39.6 Земельного Кодекса России.

Однако в этой же статье перечисляются случаи, когда основным правилом можно пренебречь. Это касается как простых граждан, так и компаний.

В случае предоставления земли в аренду без торгов, муниципалитет самостоятельно устанавливает размер арендной платы.

Сумма рассчитывается в соответствии с площадью и назначением участка. Это закреплено в ст. 39.7 ЗК РФ.

Кто может получить?

Получить землю без проведения торгов может практически любой человек. Если заявку на участие в аукционе подает только один претендент, он и станет арендатором.

Аукцион признается несостоявшимся, а участник получает землю по минимальной стоимости. Но закон предусматривает случаи, когда заявитель имеет преимущественное право аренды.

Для физических и юридических лиц действуют разные условия.

Физические лица

Обычные граждане получают преимущественное право аренды, если:

  1. На участке есть капитальное строение, которое находится в собственности претендента. Во внимание не принимается самострой. Дом должен быть зарегистрирован в собственность по всем правилам.
  2. Текущий арендатор начал строительные работы. Продление аренды осуществляется только 1 раз до завершения строительства.
  3. Текущий арендатор получил землю под садоводство, огородничество или другие хозяйственные нужды (например, сенокос или выпас животных) и подал заявление на продление аренды до истечения срока действия текущего договора.
  4. У гражданина были изъяты земли для государственных или муниципальных нужд. Он получает новый участок в качестве компенсации, поэтому аукцион не проводится.
  5. Претендент имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земли.

Не проводятся торги для предоставления земли в субаренду. Если основной арендатор получил участок от государства на срок больше 5 лет, он может полностью или частично передать право пользования третьим лицам, для выбора которых не проводятся торги. Размер платы устанавливается лично основным арендатором.

Юридические лица

“Льгот” для организаций намного больше, чем для частных лиц. Хотя количество пунктов меньше, под их влияние попадает огромное количество больших и малых фирм.

Без торгов можно обойтись, если земля будет использована для:

  • аграрной промышленности;
  • сельскохозяйственных работ некоммерческой организации;
  • строительства объектов энергетики, обороны, связи, ТВ и других важных отраслей, включая железнодорожное полотно и федеральные трассы.

Последний пункт является самым обширным. Преимущественное право получают как российские компании, так и зарубежные. При условии, что объект нужен для международного представительства России в этой сфере.

Также без торгов получить землю в аренду можно при наличии на территории участка капитального строения, которое принадлежит организации.

Условия

Без торгов предоставляется любой свободный участок. Однако если на территории находится объект общего пользования (река, лес, озеро), арендатор обязуется предоставить свободный доступ к природным ресурсам.

Организация не сможет претендовать на получение земли без проведения аукциона, если имеет неустраненные недочеты, выявленные земельным надзором.

Например, если из-за производственных работ ухудшается качество земли и ее плодородность.

Как взять землю без аукциона: порядок процедуры

Арендаторы, у которых заканчивается договор аренды, имеют право продлить срок пользования землей. При этом участок не выставляется на аукцион, а сами граждане проходят облегченную процедуру. Если же гражданин претендует на аренду нового участка, то ему придется пройти все перечисленные ниже пункты.

Поиск свободного участка

В России довольно много земель, которые находятся в собственности государства, но не поставлены на кадастровый учет. Именно среди таких территорий можно выбрать подходящий участок.

Посмотреть карту с занятыми и свободными землями можно на сайте Росреестра. Доступ к кадастровой карте бесплатный. Но в электронной версии нет перечня условных обозначений.

Пользователю потребуется многократно увеличить масштаб, чтобы посмотреть границы участков и их номера. Занятые земли выделены серым цветом.

Составление схемы

Если гражданин определился с тем, где он хочет получить участок, ему необходимо на карте выделить эту зону. Рисовать и чертить можно прямо в электронной версии. Затем страницу с пометками достаточно распечатать.

Доверить составление схемы рекомендуется кадастровому инженеру. Земельные участки на карте имеют разнообразную форму, что связано с особенностями межевания.

Кадастровый инженер правильно очертит нужный участок. А в случае если эту территорию использовать нельзя, подскажет, где еще можно выбрать землю.

Предварительное согласование

После оформления участка на карте, гражданину необходимо обратиться в муниципалитет. Подавать документы нужно в ту администрацию, которая отвечает за район, где находится земельный надел.

Потребуется направить на имя главы муниципалитета:

  • заявление о согласовании выделения участка;
  • схему участка от кадастрового инженера;
  • копию паспорта, включая страницу с регистрацией.

В самой заявке обязательно нужно указать цель аренды земельного участка. Например, под ИЖС или садоводство. Это повлияет на установление арендной платы.

Так как свободные территории не имеют кадастрового номера, для удобства проверки местности указывается кадастровый квартал, в который они входят.

Решение о выделении земельного надела выносится в течение месяца. После этого можно приступать к оформлению кадастрового паспорта.

Постановка на учет

Будущий арендатор самостоятельно должен поставить участок на учет. Расходы также оплачивает инициатор. Для этого потребуется помощь кадастрового инженера.

Специалист проведет межевание на основе утвержденной схемы, а затем поставит территорию на кадастровый учет и оформит паспорт.

Заявление

Подать заявление на право предоставления аренды можно только на землю с кадастровым номером. Поэтому продление уже существующего договора аренды начинается только с этого этапа. В муниципалитет отправляется заявка на аренду.

При себе необходимо иметь:

  • собственный паспорт (или иной документ, подтверждающий личность иностранца или лица без гражданства);
  • кадастровый паспорт участка;
  • постановление о согласовании схемы (не обязательно, но сотрудники могут запросить всю “переписку”).

Если нет никаких споров, то заявление регистрируется. После чего начинается создание договора аренды.

Заключение договора

Проект договора аренды присылается заявителю по почте в 3 экземплярах. В течение месяца со дня подачи заявления гражданин должен подписать все 3 договора.

Один комплект он оставляет себе, второй — отправляет назад в администрацию, а третий нужен для регистрации сделки.

В договоре указывается размер арендной платы, который не обсуждается на предыдущих шагах. А также прописаны способы внесения платежей. Обычно арендатор сразу же должен оплатить пользование землей на полгода вперед.

Регистрация

С договором об аренде и паспортом арендатор должен обратиться в течение 10 дней в Росреестр для регистрации сделки.

Также потребуется оплатить пошлину за регистрацию договора:

  • 2000 рублей для физ.лица;
  • 22000 рублей для организации.

После посещения Росреестра официально вступает в силу договор аренды.

Заключение

Получение земли без торгов — длительная процедура, которая растягивается на несколько месяцев при условии необходимости искать подходящий участок. Текущие арендаторы могут без проблем продлить договор по простому заявлению.

Содержание

Бесплатная консультация юриста!

image

Согласно законодательству граждане РФ имеют право оформить участок земли, находящийся в собственности у государства, для строительства или использования в иных целях. Это открывает большие возможности. Так каким требованиям должны соответствовать получатели для предоставления земельных участков?

Передача земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации – это ключевой нормативный акт, которым регулируется предоставление земельных участков и порядок передачи права на землю от государства физическому или юридическому лицу, а также требования к претендентам, кто может получить ее бесплатно. Порядок предоставления земельных участков довольно сложный, при сделке обязательно трактуются:

  • цели пользования;
  • условия предоставления;
  • сроки доставления земли;
  • в случае неограниченного срока, при котором договор может быть расторгнут.

Размеры участков зависят от многих факторов, их определяют нормативные акты. В каждом регионе они свои. Минимальный размер, на который можно рассчитывать – 3 сотки. Возможность пользоваться бесплатным участком земли предполагается при соответствии условиям, указанным в законопроектах.

Виды предоставления земли

Земли во владение могут передаваться 4 способами:

  1. Продажа. Через проведение аукциона или реализацию права преимущественного выкупа у муниципалитета.
  2. Аренда. В таком случае по-прежнему уместны торги. И второй вариант – продление ранее согласованного договора аренды.
  3. Пользование на постоянной основе с фиксированной платой.
  4. Безвозмездное срочное пользование.

image

Указанные варианты трактует глава 5.1 Земельного кодекса. Федеральный закон определяет: сроки, основания для отказа и список документов для выделения. Получение земельного участка на бесплатной основе также разделяется на категории:

  1. Передача во владение гражданина безвозмездно. Примером такого договора может служить семья с тремя и более детьми, собравшая все необходимые документы, подтверждающие возможность льготного получения. В данном случае его можно сразу оформить в собственность.
  2. Аренда с последующей передачей в собственность. Предположим, арендатор в течение двух лет должен построить собственный жилой дом, официально зарегистрировать объект. А затем заявить ходатайство в администрацию субъекта федерации о передаче ему в собственность застроенного земельного участка.
  3. Свободное пользование. В данном случае по регламенту земля в собственность без оплаты ее стоимости может перейти через пять лет. Это и есть срок аренды, в течение которого участок должен использоваться по назначению, которое прописано в договоре. Только через 60 месяцев можно говорить об оформлении в собственность.

Кто может рассчитывать на льготное предоставление участков

  1. Лицам, получившим надел у властей и владеющим домом на нем. Условия – использовать участок только под индивидуальное строительство с возможностью оформления недвижимости по истечении 5 лет, получить его можно единожды и особым правом ценных специалистов: учителя, врачи.
  2. Гражданам РФ. Для этого любой может получить землю, выполнив определенный комплекс действий:
  • поиск участка «никому не нужного» т. е. не имеющего кадастрового номера;
  • оформление всех необходимых документов за свой счет;
  • подача их в департамент недвижимости;
  • пройти процесс формирования ЗУ;
  • провести юридическую проверку.

Читайте также:  Особенности проведения аукциона земельных участков

Если претендентов на это место больше нет, можно оформить аренду на определенный срок, после чего начать на нем строительство и узаконить.

  1. Основание предоставления земельного участка на льготных условиях имеют категории граждан:
  • многодетные семьи или молодые семьи, например, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • по закону герои РФ, ветераны труда, полные кавалеры Орденов Славы, Ветераны ВОВ. Целями для этой категории могут быть: строительство дома, ведение хозяйства, засевание огорода, садоводство;
  • молодые специалисты. Перечень профессий в каждом субъекте свой;
  • семьи с детьми инвалидами и иные граждане, имеющие заслуги перед городом.

Даже имея несколько оснований для получения земельного надела бесплатно его можно получить только однократно, выбрав одну категорию для пользования.

Цели эксплуатации земли

Практика предоставления земельных участков каждой из вышеуказанных категорий разграничила основные, частые цели землепользования.

Цель Категории Условия
Ведение личного подсобного хозяйства. Садовый, огородный участок Молодые семьи, многодетные семьи Земля может быть использована для сельскохозяйственного производства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства
Герои РФ, труда, Ветераны ВОВ, полные кавалеры Орденов Славы Возможности создания сельскохозяйственного и промышленного производства нет. Только личного или приусадебного
Индивидуальное жилищное строительство, одна из самых распространенных целей Молодые семьи, многодетные семьи Возможна регистрация в возведенном доме, по месту своего постоянного проживания
Молодые специалисты, любой гражданин Возведение ИЖС, допускающее надворные постройки, и зона насаждений
Индивидуальное дачное строительство Герои труда России и Советского союза, кавалеры Ордена Славы Возведение дома без возможности регистрации постоянного места жительства
Иные цели (сдача в аренду, продажа) Любой гражданин На основе проведения торгов

Конкретные правила на предоставление земли в разных субъектах страны могут различаться. Поэтому лучше изучить, какие требования и условия полагаются различным категориям граждан.

Размещение нестационарных объектов на земле безвозмездно полученный от государства или муниципалитета не предусмотрено!

Перечень необходимых документов и процедура оформления

Покупка на аукционе. Торги может инициировать муниципалитет или обычные граждане. В первую очередь составляется образец схемы участка. Утверждают ее компетентные органы, которые проверяют все в течение 40 дней. Подготавливается она в виде электронного документа, только при выделении участка без торгов допускается бумажный носитель.

Накануне проводятся работы по постановке его на кадастровый учет. Процедура требует времени и включает в себя определенные сложности. Тем не менее при успешном завершении процесса можно получить участок не только под ИЖС, но и продать его, сдавать в аренду или оставить в наследство. Если подписаны все протоколы после проведения торгов, доставление земельных наделов в собственность считается завершенным.

Последовательность предварительного предоставления земельных участков, находящихся в государственном или муниципальном владении, без торгов практически всегда проходит по стандартной схеме:

  1. Написание заявления, в котором необходимо высказать просьбу о предоставлении ЗУ в пользование на основании аренды или ином основании.

Формы могут отличаться, но обычно в нем обязательно присутствуют пункты:

  • название соответствующего органа, в который обращается заявитель;
  • паспортные данные, адрес по месту прописки, Ф. И. О и контактные данные;
  • сущность просьбы;
  • цели использования участка и желаемый размер;
  • месторасположение участка (его адрес и номер, если он во владении);
  • наличие льгот;
  • сведения о том, какие документы прилагаются к заявлению.
  1. Сбор сопутствующих документов: паспорт, выписка о том, что ранее заявителем не был получен участок безвозмездно от государства.
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей;
  • справка о совместном проживании;
  • документ, подтверждающий, что семья стоит на учете как многодетная;
  • свидетельство о браке или о расторжении брака (в случае если на участок претендует один родитель с детьми);
  • бумаги, подтверждающие проживание более 5 лет в одном регионе.

Администрация может потребовать справку о том, что семья стоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Герои РФ и СССР, полные кавалеры Ордена славы, Герои соцтруда, Ветераны ВОВ:

  • удостоверение, подтверждающее отнесение к этой категории граждан;
  • подтверждение, что в собственности нет другой земли;
  • справки об инвалидности, законные основания для получения земли.

Молодые семьи:

  • свидетельство о заключении брака или свидетельство матери-одиночки;
  • дети должны быть несовершеннолетними или обучаться на бюджетной форме обучения, не имея дохода;
  • справка, доказывающая проживание супругов в регионе получения участка не менее 5 лет;
  • справка, подтверждающая статус нуждающихся в улучшении условий проживания.

Молодые специалисты:

  • копия трудового договора с указанием стажа, должности в соответствии с полученной квалификацией;
  • справка от работодателя, подтверждающая осуществление должности в данном районе;
  • отсутствие у специалиста в собственности ЛПХ, земли, жилого помещения, исключая наследство;
  • документ об образовании, заверенный у нотариуса;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • подтверждение, указывающие на то, что земля используется по назначению.

После предварительного слушания могут быть запрошены дополнительные документы, которые предоставляются в определенные сроки.

  1. Заявление рассматривается в течение 30 дней, после чего дается ответ. Исходных решений может быть два: постановка в очередь на бесплатное получение земли или отказ.

Сроки передачи участка

В данном случае все будет зависеть от региона. Обычно, на очередность влияет количество претендентов и подходящих земель. Ожидание может продлиться месяц, а может и несколько лет.

Основание на внеочередное выделение земли может быть предоставлено семьям с пятью и более детьми или детьми инвалидами, что улучшит их материальное положение. Соответственно, это должно быть подкреплено документами. Такие правила действуют не во всех регионах.

Когда очередь подходит, заявителю высылается уведомление. В течение пяти дней имеющий право гражданин или семья должны дать ответ, согласие на получение предлагаемого участка или отказ. При несогласии очередь необходимо будет ждать снова.

После оформления участка в собственность, нужно как можно раньше использовать его в соответствии с целью. Если в течение года, земля будет стоять без дела, решение о ее выдачи могут отозвать.

Основания для отказа

В Земельном кодексе статьей 39.16 всего предусмотрено 25 причин для отказа в выдаче участка. В первую очередь отказ может быть связан с тем, что заявителем является лицо, которое не имеет льгот на приобретение земли в собственность без торгов.

Рассмотрим первые из них поверхностно. Отказ поступит и в ряде случаев, если указанный в заявлении земельный участок:

  • принадлежит некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения хозяйства или в целях индивидуального жилищного строительства;
  • предоставлен на праве бессрочного пользования, пожизненно наследуемого владения;
  • содержит здания, сооружения, незавершенное строительство, строения которого принадлежат государству или юридическим лицам.

Выбранный надел может также являться объектом договора муниципалитета с другим лицом, о его развитии или объектом аукциона. Площадь земельного участка может не соответствовать или превышать параметры, указанные при подаче заявления.

Отказ должен быть обоснованным и предоставляться в виде мотивированной выписки. Все причины будут изложены там с приведением правовых оснований, на которые полагалась комиссия.

Конечно, заявитель может опровергнуть принятое решение. Найти альтернативный выход или, исправив недочеты, обратиться с заявлением вновь.

Особое внимание необходимо уделить нескольким аспектам, прежде чем приступить к оформлению:

  1. Верное и полное оформление документов. При получении заказанных бумаг необходимо предварительно проверить их на наличие ошибок и правильность заполнения.
  2. Отсутствие собственников у выбранного участка.
  3. Убедиться в том, что участку можно присвоить кадастровый номер.

Основания для предоставления земельных участков требуют компетентного подхода. Многие граждане могут бесплатно получить земли, подойдя к вопросу серьезно и проявив активные действия. Земля во владении открывает новые возможности, а первый шаг к этим возможностям можно сделать уже сегодня. Обратившись в нужные органы и получив подробную консультацию нюансов и правил предоставления надела в регионе проживания.

https://youtube.com/watch?v=fsaUTaF_4J8

Бесплатная консультация юриста!

Новые правила предоставления участков под линейные объекты

1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.

В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:

Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: 1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 4. Элементы благоустройства территории. 5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки. 9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. 13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения. 14. Пруды-испарители. 15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Основные этапы оформления земли под линейным объектом:

1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.

2. Проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка. Заинтересованное лицо ходатайствует в уполномоченный орган о проведении данной процедуры и подает необходимый пакет документов: – документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов – справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения (п. 25 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов”). – документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).

3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН. Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2. статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2007 г. “О государственном кадастре недвижимости”).

4. Предоставление земельного участка в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование. Заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. В заявлении указывается цель использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории. Уполномоченный орган должен в течение 30 дней направить заявителю проект договора аренды (решение о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) или мотивированный отказ в предоставлении. Заявитель должен в течение 30 дней подписать договор аренды и направить его обратно.

Таким образом, нововведениями упразднена процедура принятия уполномоченным органом какого-либо акта о предоставлении в аренду. Срок предоставления в аренду определен пп. 2 п.8 статьи 39.8 ЗК – до 49 лет. Порядок расчета арендной платы за пользование земли устанавливается Правительством РФ в отношении земель федеральной собственности, органом государственной власти субъекта – в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности РФ.

Для чего нужен проект межевания территории:

1. Для образования земельного участка под линейный объект.

2. Для получения разрешения на строительство и реконструкцию линейных объектов. 3. При образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

[Земельный кодекс] [Глава V]

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  • 1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

1.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

1.2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьёй 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключён договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключён договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение (технологическое присоединение) и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абзаце втором настоящего пункта, является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счёт границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.

2.2. Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчёта размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

2.3. Предоставление Государственной компании “Российские автомобильные дороги” в аренду земельных участков, необходимых для осуществления её деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и без предварительного согласования мест размещения объектов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, принимает решение о предоставлении таких земельных участков Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и заключает с указанной Государственной компанией договор аренды таких земельных участков. Порядок расчёта размера арендной платы за такие земельные участки устанавливается в соответствии с Федеральным законом “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, – в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  • 1) проведение работ по формированию земельного участка:
  • выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком земельном участке (далее – кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учёта такого земельного участка;
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – плата за подключение (технологическое присоединение));
  • принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  • публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ; 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  • 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
  • 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
  • 3) утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
  • 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

  • 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
  • 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
  • 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьёй, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

13. Акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, управляющей компании, в случае привлечения их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами или резиденту особой экономической зоны земельные участки предоставляются без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов на основании заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.

14. Земельный участок в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории предоставляется для строительства объектов инфраструктуры этой зоны без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и предварительного согласования мест размещения таких объектов лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны, в аренду на основании заявления о предоставлении земельного участка. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу на праве собственности, может передаваться по соглашению с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 29 настоящего Кодекса, в государственную или муниципальную собственность в случае, если такой земельный участок:

  • 1) занят объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур;
  • 2) предназначен в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта.

16. Соглашение, указанное в пункте 15 настоящей статьи, может предусматривать передачу в государственную или муниципальную собственность земельного участка, занятого объектами социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектами инженерной, транспортной инфраструктур, находящимися в частной собственности, одновременно с безвозмездной передачей в государственную или муниципальную собственность таких объектов.

17. Соглашение, указанное в пункте 15 или 16 настоящей статьи, должно предусматривать предоставление безвозмездно равноценного земельного участка взамен переданного в государственную или муниципальную собственность земельного участка.

Ваш вопрос *

–>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий