Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды

10:05 05.06.2012 (обновлено: 15:54 29.02.2020) Читать ria.ru в Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды – праздник, учрежденный ООН в 1972 году. Кроме того, согласно указу президента РФ, 5 июня принято отмечать День эколога России.

Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день окружающей среды – праздник, учрежденный ООН в 1972 году. Кроме того, согласно указу президента РФ, 5 июня принято отмечать День эколога России.

Развитие законодательства по охране природы в России условно можно разделить на три периода – до 1917 года, в период Советского Союза и в постсоветское время.

В начале XX века под эгидой Академии наук предполагалось создать специальное учреждение для контроля за охраной природы, и в 1915-1916 годах был даже подготовлен проект Закона об охране природы, однако осуществить его не успели.

В начале 20-х годов XX века, с приходом советской власти и с национализацией всех природных ресурсов, был принят ряд законов: Земельный кодекс РСФСР (1922), Лесной кодекс РСФСР (1923), декрет СНК РСФСР “О недрах земли” (1920), постановление ЦИК и СНК СССР “Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР” (1924), декрет СНК РСФСР “Об охоте” (1920), декрет СНК РСФСР “Об охране памятников природы, садов и парков” (1921), декрет СНК РСФСР “О санитарной охране жилищ” (1919).

До 1970-х годов проблема защиты природной среды рассматривалась не как экологическая, а как санитарная, то есть с точки зрения влияния на здоровье человека. Однако затем приоритеты сместились, и в 1970-1980-х годах было принято новое природоохранное законодательство – Земельный кодекс РСФСР (1970), Водный кодекс РСФСР (1972), Кодекс РСФСР о недрах (1976), Лесной кодекс РСФСР (1978), Закон РСФСР “Об охране атмосферного воздуха” (1982), Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира” (1982). Тогда окружающая среда не рассматривалась как нечто целостное, а скорее как набор определенных, пусть и нуждающихся в защите, но разобщенных ресурсов. С другой стороны, необходимость природоохранных мероприятий уже вполне осознавалась, и тем сильнее, чем более природные ресурсы были вовлечены в хозяйственную деятельность.

В сентябре 1972 года Сессия Верховного Совета СССР установила охрану природы и бережное использование природных ресурсов как одну из самых важных задач государства. 29 декабря того же года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров “Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов”.

Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х годов сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. В конце 1980-х годов был создан Государственный комитет СССР по охране природы. Тогда же было принято решение о создании нового Закона об охране природы.

В начале 1990-х годов было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии). В постсоветской России с момента возобновления деятельности Государственной Думы в 1993 году, было принято около трех десятков законов, касающихся экологии.

Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции 10 января 2002 года Законе РФ “Об охране окружающей природной среды”, который прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. В соответствии со статьей 64 данного закона, в РФ осуществляется три вида экологического контроля – государственный, производственный и общественный.

Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.

27 января 2009 года было принято постановление правительства Российской Федерации “Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)”.

В апреле 2012 года президент России Дмитрий Медведев утвердил “Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года”, которые стали первым в истории России документом такого уровня, определяющим долгосрочную экологическую стратегию страны.

Документ определяет принципы охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Так же документ вводит обязательную экологическую экспертизу проектов, предлагает исходить из “презумпции экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности”, а также “запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды”.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Какие в России есть законы об экологии?

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

Ознакомьтесь  Статья 66 ФЗ-44 “Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе”

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Скачать закон об экологической безопасности РФ

Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.

Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ. image

Закон “Об охране окружающей среды”: общие сведения

В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу. image

Принципы

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  1. Соблюдение прав человека на благоприятные окружающие условия.
  2. Научно обоснованное сочетание экономических, экологических, общественных, частных и государственных интересов для развития и сохранения окружающей среды.
  3. Защита, воспроизводство и рациональное применение ресурсов.
  4. Обеспечение благоприятных для деятельности и жизни населения условий.
  5. Ответственность органов государственной, местной, региональной власти за соблюдение экологической безопасности в пределах соответствующих территорий.
  6. Платность использования природных ресурсов и установление обязанности компенсировать ущерб, причиненный естественным объектам.
  7. Независимость при проведении контроля в сфере защиты окружающей среды.
  8. Обязательность анализа воздействия, учет общественно-экономических и природных особенностей территории при планировании и организации хозяйственной и прочей деятельности.
  9. Приоритет сохранения существующих экосистем, ландшафтов и экологических комплексов, биологического разнообразия.
  10. Обеспечение уменьшения негативного влияния хозяйственной и прочей деятельности на природу согласно нормативам. Реализация этой задачи должна осуществляться на основе применения инновационных технологий с учетом социальных и экономических факторов.
  11. Запрещение хозяйственной и другой деятельности, последствия от которой могут быть непредсказуемыми для окружающей среды, не допущение осуществления проектов, в результате которых может начаться деградация естественных экосистем, изменение либо исчезновение генофонда растений, животных и прочих организмов, истощение ресурсов и пр.
  12. Соблюдение прав каждого человека на получение достоверных сведений о состоянии природы.
  13. Установление ответственности за нарушение положений экологического законодательства.
  14. Участие населения, общественных и прочих некоммерческих объединений в решении задач по охране природы.
  15. Организация и совершенствование системы экологического воспитания, образования, культуры.
  16. Установление международных связей в сфере охраны природы.

Объекты, подлежащие защите

Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ “Об охране окружающей среды”). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:

  1. Почвы, недра, земли.
  2. Подземные и поверхностные водные источники.
  3. Леса и прочую растительность, животных и другие организмы, их генофонд.
  4. Озоновый слой, воздух в атмосфере и космическое околоземное пространство.

Особые категории

Закон РФ “Об охране окружающей среды” устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон “Об охране окружающий среды” определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:

  • государственные заповедники, заказники;
  • ботанические сады;
  • природные памятники;
  • дендрологические и национальные парки;
  • лечебно-оздоровительные и курортные местности;
  • постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.

В данную категорию Закон “Об охране окружающий среды” включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.

Права граждан

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон “Об охране окружающей среды” устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон “Об охране окружающей среды” позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон “Об охране окружающей среды” предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.

Обязанности

В соответствии с законодательством, граждане должны:

  1. Оберегать природные богатства.
  2. Сохранять окружающую среду.
  3. Выполнять другие экологические требования.

Взаимодействие с госорганами

Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон “Об охране окружающей среды” предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.

Документы

  • 15:49, 10 сентября 2020

Полный текст Конституции РФ можно найти по этой ссылке. Раздел 1.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 2.

Человек и его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 6

п. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статья 7

п. 2. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей…

Статья 9

п.1 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15

п. 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и парименяется на территории Российской Федерации.

п. 2. Органы государственной власти, органы самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 20.

п. 1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 32.

п. 1. Граждане Российской Федареции имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Статья  36.

п.2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

п.3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 41.

п.2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, …поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, …экологическому и санитарно-эпидимиологическому благополучию.

п. 3 Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 45.

п.1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

п.2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 55.

П. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56.

п.3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные стстьями 20 (право на жизнь)…

Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 62.

п.2.  Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранногог государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено законом или международным договором Российской Федерации.

п.3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации…

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 71.

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического… развития Российской Федерации…

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны… метероологическая служба…

Статья 72.

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование: сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особоохраняемые природные территории…

ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе… сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью…

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Глава 6. Правительство Российсккой Федерации

Статья 113. … Председатель Правительства Российской Федерации  несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.

Статья 114.

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки… а также в области охраны окружающей среды;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных уловий жизнедеятельности населения, снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирования в обществе ответственного отношения к животным;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Статья 129.

П.1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями…

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции

Статья 134.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российкой Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской  Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федареции или депутатов Государственной Думы.

Законодательство

    После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. Основные акты экологического законодательства приведены в табл.3.1.

Таблица 3.1 Основные акты экологического законодательства в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (1993 г.)

Природоохранное законодательство

Экологическая безопасность

Природно-ресурсовое законодательство

Действующие законодательные акты

Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г

Закон РСФСР «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», 1991 (с изменениями)

Земельный кодекс, 2001

ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,1999г

Закон РФ «О безопасности», 1992

Закон РФ «о плате за землю», 1991 г. (в ред. Законов 1992, 1994, 1995 гг.)

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1999г

Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера», 1994 г

Водный кодекс, 1995г

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г (в ред. Законов 1998г)

ФЗ «О радиационной безопасности населения», 1996 г

Закон РФ «О континентальном шельфе», 1995г

Закон РФ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 1994 г

ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Закон РСФСР «О недрах», 1992 (в ред. Закона 1995 г).

Закон РФ «О ратификации Базельской конвенции ООН о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», 1994 г

ФЗ «О пожарной безо­пасности»

ФЗ «О ставках отчислений на минерально-сырьевой базы», 1995 г.

ФЗ «Об экологической экспертизе», 1995 г

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», 1995 г.

ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях», 1995 г

Закон «О животном мире», 1995 г.

ФЗ «Об уничтожении химического оружия», 1997 г

Лесной кодекс, 1997 г.

ФЗ «Об исключительной экономической зоне России», 1998 г

ФЗ «Об отходах производства и потребления»,1998 г.

Законодательные акты, нуждающиеся в разработке и/или в утверждении

ФЗ «Об экологическом страховании»

ФЗ «Об экологической безопасности»

ФЗ «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)».

ФЗ «Об экологических фондах»

ФЗ «О статусе зон экологического неблагополучия»

ФЗ «О государственных кадастрах природных ресурсов»

ФЗ «Об охране водных биологических ресурсов»

ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами»

ФЗ «О растительном мире»

ФЗ «Об охоте и рыболовстве»

ФЗ «Об энергоинформационном благополучии населения»

ФЗ «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами».

ФЗ «О государственном регулировании  использования охраны зеленого фонда городских поселений»

ФЗ «О питьевой воде»

ФЗ «От государственном регулировании в области экологического образования»

   Природоресурсовое законодательство включает нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ(2001 год), Лесной кодекс РФ(1997 год), Водный кодекс РФ(1995 год), Закон РФ «О недрах»(1992 год), Закон «Об особо охраняемых природных территориях»(1995 год), Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год), Федеральный закон «О животном мире»(1995 год).

    В природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Закон РФ «Об охране окружающей среды»(2002 год), Федеральный закон «Об экологической экспертизе»(1995 год), «О радиационной безопасности населения»(1995 год), «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»(1997 год) и др.

Действующий земельный кодекс РФ был принят в 2001 году.

    Первый земельный кодекс РСФСР был принят в 1992 г. ВЦИК. Он провозглашал собственность государства на землю и изъятие земель из гражданского оборота. Второй земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР в июне 1970г. Это был кодекс периода развитого социализма, утвердившего полное господство колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства. Земельный кодекс 1991 года – это кодекс отмены исключительности государственной собственности на землю и другие природные ресурсы.

    Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

    Данный закон устанавливает строгое лицензирование, вводит плату за пользование недр для различных целей и распределение доли доходов, получаемых недропользователем. В недропользовании много сложных и неразрешенных проблем: истощение минеральных ресурсов, утилизация отвалов пород, захоронение токсичных и радиоактивных отходов.

    Основы лесного законодательства(1997 г.) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса. Воспроизводство лесов. Охрану и защиту лесов. В нем можно выделить пять групп правовых норм: лесохозяйственные (ведение лесохозяйства, воспроизводство лесов, охрана и защита лева и т.д.), лесоресурсовые (планирование и использование леса как природного ресурса), лесоземельные (использование земель лесного фонда), управленческие(компенсация органов управления лесным хозяйством), экологические, которые касаются принципов организации ведения лесного хозяйства, распределения лесов на группы по категориям защитности, охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, от загрязнения, истощения и т.д.

    Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения, прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодательства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод. Их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

    Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в законе РФ об охране окружающей среды, а также в законе «Об охране атмосферного воздуха»(1999 год).

    Важными общими мероприятиями охраны воздушного бассейна является установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий(ПДК,ПДВ) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

    На основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства  также является нормативно-правовым актом. Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы:

    К первой группе относятся те законы, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г.

    Третья группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экономических отношений. Таким актом следует считать постановление Правительства от 4 ноября 1993 г. о создании российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Например, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.

    Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические,  технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д.

    Формирование экологического законодательства, отвечающего современным задачам обеспечения устойчивого развития и экологического оздоровления, началось в Нижегородской области в 1995 году с принятием Устава Нижегородской области, который закрепил конституционные экологические приоритеты  для региона. В пятой главе Устава отражены основы экологической и социальной политики области. В статье 19 главы 5 отмечается, что «земельные, водные, лесные и другие природные ресурсы используются и охраняются в области как основа жизни настоящего и будущего поколений ее жителей». В области обеспечивается обязательность государственной  экологической экспертизы. Законами области и иными нормативными правовыми актами устанавливаются лимиты, экологические стандарты  и нормативные платы за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, предоставляются налоговые и кредитные льготы при внедрении природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

    В Нижегородской области не должна допускаться деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Нижегородской области устанавливается решением органов государственной власти. Все виды экологически опасной деятельности могут осуществляться только на основании лицензии. Экологически опасные объекты на территории Нижегородской области должны в обязательном порядке иметь сертификат экологической безопасности объекта.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий