Сроки исполнения предписаний. Статья 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания

Содержание

Содержание статьи:

С начала 2016 года в силу вступили изменения законодательства, касающиеся отмены определенного типа проверок. Многие контрольные мероприятия тем не менее остались. По факту выявленных нарушений уполномоченные органы выносят акты императивного характера – предписания. Организациям и гражданам важно знать, в каких случаях издаются подобные документы, каковы сроки исполнения предписаний.

Сущность предписаний

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Зачастую в результате проведенных муниципальными или государственными органами проверок в деятельности юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа выявляются различные нарушения.

imageВам будет интересно:ПДК угарного газа: нормы. Датчик угарного газа с сигнализацией

По факту несоответствий выдается акт императивного характера в виде представлений, решений, постановлений, предписаний органов государственного надзора. Несоблюдение требований документа влечет ответственность по статье 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.

image

В январе 2016 года в Федеральный закон, регулирующий защиту прав организаций и предпринимателей индивидуального типа при осуществлении надзора и контроля со стороны государственных и муниципальных органов, были внесены изменения.

Вам будет интересно:Прокатное удостоверение: порядок получения, реестр, советы специалистов

Согласно корректировке правовых норм, часть плановых проверок запрещено проводить чаще одного раза в три года. Внеплановые контрольные мероприятия это не затронуло. Кроме того, индивидуальные предприниматели, допустившие грубые правовые нарушения и занимающиеся деятельностью, опасной для жизни и окружающей среды, также будет подвергать более частым проверкам.

За неисполнение требований, содержащихся в предписаниях надзорных органов, должностные лица могут привлекаться к ответственности в виде штрафа или дисквалификации на трехлетний срок.

Признаки предписаний, выдаваемых контролирующими органами

Документы императивного характера должны обладать тремя важными чертами:

Обязательный для исполнения характер. Законность акта. Исполнимость требований документа. Разумный срок для исполнения предписаний.

Вам будет интересно:Сходка – это … Что такое воровская сходка

При получении предписания должностному лицу нужно проверить документ на соответствие этим критериям. Если акт издан с нарушениями, гражданин вправе его обжаловать в установленные законом сроки. Если жалоб не поступало, и требования предписания не исполнены, лицо будет привлечено к административной ответственности.

Обязательный для исполнения характер

Признак обязательности состоит в том, что административное преступление по статье 19.5 Кодекса заключается в бездействии, которое выразилось в неисполнении предписания уполномоченного органа. Если предписания относятся к группе правовых ненормативных актов, они не подлежат исполнению.

Можно привести следующий пример судебной практики, отраженный в Постановлении Пятого апелляционного арбитражного суда № 05АП-7794/2014 от 18 июля 2014 года.

В рамках дела возник спор между налогоплательщиком и органом, осуществляемым надзор. В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства и сделана соответствующая отметка. Выписку из акта направили нарушителю для устранения недостатков в работе организации.

Так как требования контролирующего органа не были исполнены в срок, руководителя юридического лица привлекли к ответственности в виде административного штрафа по статье 19.5 КоАП РФ.

Налогоплательщик не согласился с решением проверяющего субъекта и подал жалобу. В связи с тем, что требование об устранении нарушений было издано не отдельным документом, а в форме выписки из другого распорядительного акта, суд признал привлечение к ответственности незаконным.

Законность акта

При проверке надлежащей формы документа необходимо рассматривать сроки исполнения предписаний и их законность. По нормам законодательства, элемент состава правонарушения по рассматриваемой статье – законность ненормативного акта.

Судебной практикой установлено, что правомерность вынесенного уполномоченным органом предписания должна проверяться и оцениваться в каждом отдельном случае.

Если документ выдан ненадлежащему лицу, не уполномоченным субъектом и т.д., его неисполнение не влечет привлечения к ответственности административного типа. Такая позиция отражена в Постановлении Суда ЕАО, изданном по делу № 4-А-27/2014 29 мая 2014 года.

Перечень обстоятельств, подлежащих рассмотрению

Вам будет интересно:Куда звонить, когда эвакуировали машину? Рекомендации, пошаговая инструкция

При рассмотрении дел о проверке законности выносимых предписаний суд должен выяснить следующие факты:

  • материальные основания для издания акта императивного характера (доказательства несоблюдения правовых норм законодательств нарушителем);
  • соблюдение всех пунктов процедуры издания акта;
  • наличие у проверяющего органа полномочий на составление подобных документов.

Особенность рассмотрения дел такого рода заключается в том, что законность вынесенного предписания доказывается самим органом. Если надзорный субъект не смог доказать правомерность привлечения должностного лица к ответственности, дело прекращается на основании статьи 24.5 Кодекса из-за отсутствия состава правонарушения административного характера.

Исполнимость требований документа

Второе значимое требование к документам императивного характера — исполнимость акта. Суть требования заключается в том, что контрольный орган, вынесший предписание, должен четко отразить требования и сформировать у нарушителя четкое понимание того, какие действия должно совершить (или не совершать) должностное лицо.

Правильность содержания документов и указание сроков исполнения предписаний одинаково важны для нарушителя и проверяющих органов. Это связано с тем, что проверять исполнение можно только в отношении реальных требований. Наказать за невыполнение действий, которые осуществить невозможно, нельзя.

ФАС в Волго-Вятском округе издал Постановление в рамках судебного процесса № А43-27119/2012. В документ суд указал, что предписания должностных лиц, содержащие правомерные требования, должны быть реально исполнимыми, содержать требования законного характера, реальные сроки реализации и четко сформулированные действия, которые должен совершить нарушитель (или воздержаться от их совершения).

В документе также отмечено, что указания, содержащиеся в акте о нарушении, должны четко формулироваться, излагаться кратко, ясно, четко, последовательно, доступно.

Сущность требования исполнимости

Согласно нормам законодательства и устоявшейся судебной практике, требования исполнимости состоят в следующем:

  • должностные лица (правонарушители) должны своевременно извещаться о содержании изданного ненормативного правового акта;
  • документ должен содержать недвусмысленные, ясные формулировки;
  • должностное лицо должно иметь реальную возможность исправить недостатки в установленный уполномоченным органом срок;
  • срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений должен быть разумным.

В Постановлении № 2423/13, изданном Президиумом ВАС 9 июля 2013 года по делу № А53-19629/2012, указано на важность требований об исполнимости и законности выносимых уполномоченными органами властных предписаний правовых ненормативных актов.

Президиум также отмечал важность указания сроков устранения. Предписания, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, должны реализовываться в разумный период времени. Таким образом, акты императивного характера, выносимые уполномоченными государственными и местными органами, должны отвечать требованиям обязательности, законности, исполнимости и реальности сроков исполнения.

Несоблюдение указанных требований влечет невозможность привлечения нарушителя к ответственности по статье 19.5 Кодекса. В этом случае виновное лицо будет оправдано по статье 24.5 КоАП в связи с отсутствием состава правонарушения административного характера.

Виды нарушений

Контрольный орган, фиксирующий нарушения и устанавливающий сроки исполнения предписания по проверке, вправе составлять акты о привлечении к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ по невыполнению требований следующих императивных документов уполномоченных лиц:

Законного постановления надзорного органа на местном или государственном уровне в сфере несоблюдения норм законодательства. Решения, предписания в сфере контроля за экспортом. Акта антимонопольного федерального органа о прекращении действий, ограничивающих конкуренцию в указанной сфере, использования доминирующего положения на рынке, дискриминации, неправомерной или незаконной рекламы, недобросовестной конкуренции, нарушений законодательства в антимонопольной сфере, прекращении действия незаконных актов местных или государственных органов в сфере торговли. Решения, предписания органа, занимающегося регулированием монополии естественного типа. Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительства недвижимых объектов по долям. Решения, предписания органа, занимающегося регулированием тарифов и цен. Акта регионального государственного контрольного органа в сфере строительного надзора. Решения, предписания органа, занимающегося надзором в сфере закупок. Акта исполнительного органа федеральной власти в области закупок услуг, товаров, работ. Решения, предписания органа, занимающегося ветеринарным надзором. Акта Банка России. Решения, предписания органа, занимающегося надзором в транспортной области. Акта исполнительной власти в сфере безопасности промышленности, сооружений гидротехнического типа. Решения, предписания органа государственного пожарного надзора и проч.

Виды санкционных мер

Вам будет интересно:Государственная гарантия — это… Понятие, виды и госпрограммы

Наказания за совершение правонарушений по статье 19.5 Кодекса назначаются следующие:

  • Штраф. Размер денежной санкции зависит от тяжести правонарушения. Для граждан предел финансового наказания — от одной до пяти тысяч, для должностных лиц – от десяти до пятидесяти, для организации – от ста до пятисот тысяч.
  • Дисквалификация. Срок дисквалификации должностных лиц – не более трех лет.
  • Административное приостановление деятельности на девяносто дней. Предусмотрено шестой и шестнадцатой частями статьи Кодекса.

Например, неисполнение предписаний органов государственного пожарного надзора влечет наложение санкций следующих типов: дисквалификация на три года или штраф (для граждан – от двух до трех тысяч, для должностных лиц — от пяти до шести тысяч, для организаций – от девяноста до ста тысяч).

Чтобы избежать привлечения к ответственности, виновное лицо может подать ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

Органы, дела по статье 19.5 КоАП

Производство по делам о правонарушении административного характера по ст. 19.5 КоАП РФ начинается после составления соответствующего протокола. Его заполняет государственное или муниципальное должностное лицо, уполномоченное на выдачу предписаний предпринимателям индивидуального типа.

Согласно статье 28.3 Кодекса, протоколы составляются сотрудниками исполнительных органов федеральной власти, их подразделений и органов территориального типа, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих сферах.

Дела о правонарушениях административного типа рассматриваются следующими органами:

  • по частям 1, 13, 12, 15, 14 – мировые суды;
  • по частям 18, 16, 19 – районные суды;
  • по частям 15, 6 – арбитражные суды;
  • по частям 2, 2.1., 2.3., 2.2., 2.7, 2.6, 5, 3, 6, 11, 8.1., 20, 17 – суды общей юрисдикции.

По остальным частям рассматриваемой статьи дела рассматривают надзорные органы, которые их возбудили. Если указанные органы или их должностные лица, составив протокол, не имеют права рассматривать дело в дальнейшем, они направляют собранные материалы судье в трехдневный срок с даты его составления.

Получив пакет документов, судья рассматривает дело о правонарушении административного характера в течение не более двух месяцев. Продление срока судебного процесса возможно по уважительным причинам еще на один месяц.

Если дело передается должностными лицами, составившими протокол, на рассмотрение другому субъекту (не суду), срок проведения процесса сокращается до пятнадцати дней. Этот период также может продлеваться на один месяц при необходимости.

Правонарушителям и должностным лицам, составляющим протокол о совершении административного преступления по статье 19.5 КоАП РФ, следует помнить, что давностный срок по указанной норме — не более трех месяцев с даты истечения периода исполнения требований предписания. Если указанный период времени истек, привлечь виновного субъекта к ответственности за невыполнение предписания станет невозможно.

Требования актов императивного характера, составляемые должностными лицами исполнительных органов федеральной или местной власти, должны исполняться в установленные в документе сроки. В противном случае правонарушителю грозит привлечение к ответственности по статье 19.5 КоАП РФ, которая включает штрафные санкции, дисквалификацию и административное приостановление деятельности на трехмесячный срок.

Источник

За деятельностью организаций в РФ выполняется контроль. Для этого периодически проводятся проверки. Если будут выявлены нарушения, представители уполномоченного органа выдвинут требование об их устранении. Для этого будет подготовлено предписание. Документацию оформляют, соблюдая положения закона. Какие бывают проверки Разновидности проверок различаются. Контроль ведется в разных областях. Сотрудники уполномоченных органов проверяют: выполнение норм безопасности; соблюдение правил ведения документации; организацию функционирования производственных линий; соблюдение установленного качества продукции, условий изготовления и хранения; выполнение норм законодательства РФ, предъявляемых к работе организаций. Контроль осуществляют представители уполномоченных структур. Чтобы удостовериться, что проверяемые объекты соответствуют нормам законодательства, специалисты выполняют следующие действия: визуально осматривают предмет изучения; берут пробы, если речь идет о контроле продукции; осуществляют практические испытания; проводят исследования; требуют письменные разъяснения. Важно

Какие организации чаще всего проверяются

Срок проведения проверок регламентирует действующее законодательство. Период различается в зависимости от вида компании и сферы деятельности. Выделяют следующие разновидности проверок:

  • 1 раз в месяц или квартал;
  • ежегодные;
  • с трехгодичным перерывом.

Проверки делятся на плановые и внеочередные. В первом случае сотрудников организации уведомляют заранее. Внеочередные проверки проводятся после получения предписания. Действие выполняют, чтобы сотрудники контролирующих органов смогли удостовериться, что компания выполнила требования и устранила нарушение. Внеплановые проверки проводятся единожды. Они выполняются после того, как завершится срок, данный на устранение недочетов. Проверки проводятся и в ситуации, когда ранее представленные предписания не были обжалованы в установленном порядке.

Периодичность проверок напрямую зависит от деятельности организации. Чаще проверяют учреждения, которые функционируют в следующих сферах:

  • реализация продуктов питания;
  • торговля лекарственными средствами;
  • разного рода производства продукции;
  • обучения взрослых и детей;
  • медицины.

Что такое предписание

Предписание – распорядительный документ, выступающий приложением к акту проверки. Бланк используется для отражения требований об устранении найденных нарушений. Готовая документация направляется в адрес руководства фирмы, подвергавшейся проверке.

Документ носит обязательный характер. Это значит, что требования, закреплённые в нём, должны быть выполнены. Однако само по себе выдвижение предписания не влечет за собой наложение каких-либо санкций. Однако если организация или гражданин никак не отреагируют на бумагу, это станет поводом для привлечения к ответственности. Её предусматривает статья 19.5 КоАП РФ.

Основная задача документа состоит в предотвращении последующих нарушений и побуждении лица устранить их. Сотрудники учреждений, выполняющих надзорную деятельность, в последующем могут выполнить незапланированные проверки и выяснить, были ли устранены выявленные недостатки, и в какой степени осуществлено действие.

Предписание выносится, если в деятельности субъекта выявлены нарушения или несоответствия нормам действующего законодательства. Иногда нарушения закона незначительные. Устранить их удается быстро. Инспектор не стремится создавать дополнительные проблемы организации. Выявив незначительные нарушения, проверяющий потребует устранить их. Предписание не оформляется. Требования выдвигаются устно. Сообщение считается предупреждением. Основной целью инспектора выступает исключение возможности повтора нарушения.

Инфо Бытует мнение, что предписание не может быть вынесено в отношении обычных граждан. Убеждение ошибочно. Если нарушение зафиксируют во время проверки, лицо обязано устранить его. В иной ситуации человека привлекут к ответственности. Важно

Сроки устранения нарушений

В действующем законодательстве не обозначен точный период, в течение которого необходимо устранить недостатки. Контролирующая организация выносит решение с учетом индивидуальных особенностей ситуации. Во внимание принимается серьёзность нарушения. Итоговые даты фиксируются непосредственно в предписании.

Внимание

Что содержит предписание

Единый образец документа в действующем законодательстве не закреплен. Однако чтобы предписание признали действительным, в нём должны содержаться следующие сведения:

  • данные о контролирующей инстанции;
  • дата выполнения мероприятия и сведения о проверяемом;
  • данные о фирме;
  • нарушения, которые удалось обнаружить;
  • ссылка на действующее законодательство;
  • период, предоставляемый для устранения неисправностей;
  • данные о допустимых методах устранения нарушения;
  • период, в течение которого необходимо предоставить отчет о выполненных мероприятиях.

Отраслевые ведомства имеют право самостоятельно разработать собственную форму предписания. В законодательстве говорится, что в бумаге фиксируется период, предоставляемый для исправления сложившейся ситуации. Если лицо захочет составить возражение на вынесенное предписание, потребуется обратиться в контролирующий орган. Здесь удастся получить образец документа.

Инфо

Образец

Скачать Предписание устранении выявленных нарушений.doc

Последствия неисполнения предписания

Требование прилагается к документации, в которой отражается факт проведения проверки организации. Бумага выражает требование о соблюдении закона. Предписание не налагает никаких наказаний на нарушителя. Однако если требования не будут выполнены, это повлечет за собой возникновение юридической ответственности. На нарушителя могут наложить административные санкции или приостановить его деятельность, если речь идёт об организациях. Процесс регламентирует статья 19.5 КоАП РФ.

Можно ли и как обжаловать

Если лицо, подвергшееся проверке, не согласно с результатами вынесенного предписания, решение можно оспорить. Для этого потребуется составить возражение на документ. Бумагу необходимо готовить с соблюдением определенных правил. Предстоит отразить обязательную информацию:

  • сведения о заявителе;
  • данные об устранении;
  • информация о лице, выполнявшем проверку;
  • причины, из-за которых лицо считает, что вынесенное решение неправомерно;
  • доказательная база, подтверждающая представленные доводы;
  • ходатайство об аннулировании предписания.

Важно привести ссылки на нормы законодательства. Документация, которая дополняет бумагу, должна быть скреплена печатью юридического лица и подписана сотрудником, имеющим право принимать решения о необходимости подготовки возращения на полученное предписание. Если речь идет о физическом лице, достаточно подписи.

Важно

Данная норма распространяется в отношении проведения проверок органами Роспотребнадзора и закреплена в Приказе Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

Также данная норма, в частности, закреплена в Приказе Минсельхоза России от 28.01.2013 № 29 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности».

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за неисполнение предписания об устранении нарушений

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа контроля (надзора) предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений влечет наложения административного штрафа на должностных лиц — от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей (ч.2 ст. 19.5 КоАП РФ). Одним из таких органов, уполномоченных в области экспортного контроля может являться ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), в полномочия которой входит проведение контроля в области защиты персональных данных.

Согласно ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч.

Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 тысяч до 6 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц — от 90 тысяч до ста тысяч рублей.

Органы и судьи, уполномоченные рассматривать дела о невыполнении предписания органа контроля

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, рассмотренных выше и предусмотренных частями 1 и 13 ст. 19.5 КоАП РФ рассматриваются судьей.

Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле). Однако данные дела могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14.КоАП).

Срок для привлечения к ответственности

Привлечение к административной ответственности медицинских (фармацевтических) организаций за невыполнение предписания об устранении нарушений возможно в сроки, установленные в ст. 4.5 КоАП РФ.

До недавнего времени срок для привлечения к административной ответственности за невыполнение предписаний об устранении нарушений составлял 2 или 3 месяца, в зависимости от субъекта (должностное лицо органа контроля или суд), которым выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

С «3» января 2015 г. на основании Федерального закона от 22.12.2014 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности за нарушение законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляет 1 год.

При выявлении нарушений в результате очередной проверки инспекция как правило выносит предписание, неисполнение которого — основание для привлечения по ст. 19.5 КоАП.

Дублирующим или основным документом также может быть представление.

Чаще других наносит визиты пожарный надзор, выдвигая иногда очень необычные требования. Чтобы быть во всеоружии, необходимо разбираться в процедуре предъявления, исполнения указаний по исправлению выявленных нарушений, а также взыскания за их игнорирование.

Оглавление:

Предписание

Действительное предписание является ненормативным правовым актом и обладает следующими особенностями:

  1. Принимается уполномоченным лицом в случае, если обнаружено нарушение адресатом законодательства.
  2. Содержит обязательные для адресата правила поведения.
  3. Несёт административный, а также властный характер.

Стоит отметить: помимо соответствия вышеобозначенным свойствам предписание должно быть исполнимым и законным — то есть выданным надлежащему субъекту уполномоченным органом.

При рассмотрении дела по иску о неисполнении предписания факт законности подлежит обязательному рассмотрению. Под исполнимостью следует понимать чёткость формулировок необходимых действий для исправления нарушений.

Скорее всего, Вам пригодится информация о сроках давности привлечения к административной ответственности.

Невыполнение предписания

Истечение срока, отведённого на исправление нарушений, является основанием для внепланового визита инспекции.

Если проверка показала, что поднадзорный субъект не выполнил предъявленных требований, то контрольным органом подаётся иск на основании ст. 19.5 КоАП.

При выполнении большинства требований возможна поощрительная мера — предупреждение ввиду малозначительности правонарушения.

Последствия неисполнения предписания

При невыполнении требований в установленный срок контрольный орган подаёт иск на основании наличия состава административного правонарушения, в этом случае правом дать ход делу обладает прокурор.

После возбуждения дело направляется либо в суд, либо уполномоченному органу надзора — это зависит от части статьи, на которую ссылается истец.

Примите к сведению: в случае контрольного органа рассмотрение дела занимает до пятнадцати дней.

При направлении дела судье процесс может затянуться на два месяца, при этом вне зависимости от инстанции в силу ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ представители сторон могут подать ходатайство с просьбой продлить дело на срок до одного месяца, но не более.

Ответственность и штраф

В процессе рассмотрения дела устанавливается законность предписания.

Если акт законен, выясняется факт устранения ответчиком заявленных нарушений.

Если установлен факт невыполнения, то в соответствии со ст. 19.5 КоАП ответчик обязан выплатить штраф, величина которого зависит от статуса ответчика и истца.

Следует помнить, что нарушения должны быть исправлены в любом случае. Так, при многократном неисполнении предписаний, даже с учётом добровольной выплаты штрафов, орган надзора может подать иск о ликвидации субъекта в силу ч.2 п.2 ст. 61 ГК РФ.

При отсутствии серьёзных отрицательных последствий для общества и государства такой иск может быть удовлетворён.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, как часто могут приходить различные инспекции:

Это интересно

  • Где и как можно получить пенсионное удостоверение
  • Пенсионное обеспечение военнослужащих — каков размер пенсии?
  • Как узнать размер своей пенсии через интернет?
  • Как рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент?
  • Запись в пенсионный фонд через госуслуги.ру

Ответ на представление Роспотребнадзора должен быть дан в обязательном порядке, в установленный законом срок, поскольку в противном случае адресат представления будет привлечен к административной ответственности. О том, как составляется ответ, расскажем в статье. Кроме того, ниже представлен образец ответа, с которым может ознакомиться читатель.

В каких случаях составляется представление Роспотребнадзора?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сокращенно именуемая Роспотребнадзором – это государственный орган, который отвечает за соблюдение законодательства в области защиты потребителей. Кроме того, в полномочия данного органа входит разработка политики государства в рассматриваемой сфере, т.е. формирование общего курса движения, в том числе при принятии нормативных актов.

Дополнительно данный орган утверждает различные санитарные правила, занимается вопросами санитарного надзора. Таким образом, орган уполномочен контролировать вопросы в сфере прав потребителей.

Перечень прав и полномочий Роспотребнадзора приведен в Постановлении Правительства от 30.06.2004 № 322. В данном нормативном акте отдельно указывается право должностных лиц данного органа проводить проверки различного рода – как плановые, так и внеплановые.

Если в ходе таких проверок обнаруживаются нарушения, их необходимо устранить, и сделать так, чтобы новые нарушения не были допущены. Устранение производится в определенном законом порядке. Так, специалисты Роспотребнадзора имеют право составлять представления и предписания, обязательные для исполнения всеми организациями и ИП. Такие документы составляются в случае, если орган обнаруживает нарушения. Процедура производится на основании и в порядке ст. 29.13 КоАП РФ.

Роспотребнадзор принял перечень проверочных листов, которые используются при проверках. Подробнее об этом в статье.

image

Отличия представления от предписания

Данные документы похожи, но их отличает цель, ввиду которой такие бумаги составляются.

Представление – это документ, который выносится с целью устранения как причин допущения выявленных нарушений, так и с целью недопущения новых нарушений.

В нем указываются различные данные, в частности:

  1. Сведения о том, какие нарушения были обнаружены.
  2. Информация о том, какими нормами закона и подзаконных актов урегулирована обязанность по недопущению обнаруженных нарушений.
  3. Список действий, которые должны быть совершены лицом, в отношении которого внесено представление с целью устранения его последствий.
  4. Сроки для принятия таких мер.

Что касается предписания, то оно необходимо для того, чтобы организация, должностное лицо, или ИП осуществили действия по ликвидации выявленного нарушения. У этого документа нет цели к побуждению нарушителя устранять причины и условия возникновения нарушений, есть лишь цель заставить виновника устранить уже допущенное деяние, т.е. нивелировать последствия и сделать так, чтобы конкретное нарушение было устранено.

Как ответить на представление Роспотребнадзора

В силу требований п. 2 ст. 29.13 КоАП РФ у адресата представления есть один месяц, чтобы ответить на него. Отсчет данного срока начинается с момента получения документа. При этом, обязательно не просто составить ответ, но и указать следующие данные:

  1. О том, какие конкретно мероприятия были проведены в организации, чтобы ликвидировать условия для возникновения выявленного нарушения, и устранить причины его совершения.
  2. О том, кто из сотрудников является ответственным за допущение нарушения, какие конкретно меры приняты в отношении данных сотрудников. Например, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, с ними может быть проведена разъяснительная работа, и т.д.
  3. О том, какие меры руководство организации, ИП, должностное лицо приняли с целью недопущения появления аналогичных нарушений в будущем.

Формы документа законодательством не утверждено, соответственно она может быть произвольной. Можно использовать фирменный бланк организации, хотя это и не является обязательным. Кроме информации об организации и сведений о ее реквизитах, документ должен содержать данные:

  1. Об органе, в который направляется ответ. Это будет конкретное подразделение Роспотребнадзора, которое вынесло предписание.
  2. Наименование документа («ответ», с указанием реквизитов предписания, т.е. «ответ на предписание № ___ от ___).
  3. Содержание документа, о котором мы упомянули выше. Для удобства, если принятых для исполнения предписания мер достаточно много, допускается формировать данные в виде таблицы, либо списка. Рекомендуется последовательно и четко указывать всю необходимую информацию.
  4. Подпись руководителя организации, ИП, либо должностного лица. Печать (если используется и имеется в наличии).

На практике документ составить достаточно просто. В ответе прописываются конкретные нарушения, указанные в представлении, и тут же указываются меры, которые приняты для недопущения нарушений и устранения условий их совершения.

Ответ на представление Роспотребнадзора — образец

Приведем пример ответа на представление, отвечающий всем требованиям документооборота и законодательства.

ООО «Верес»

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

image

ОГРН 412414124124

ИНН 1249045840911

Адрес: г. Москва, ул. Новоажимова, 12

Телефон: 123-123

Руководителю Управления Роспотребнадзора

по Новослободскому району г. Москвы

Иранову А.В.

От генерального директора ООО «Верес»

Климова А.С.

Ответ на представление от дд.мм.гггг № 123

В ответ на представление, поступившее в адрес ООО «Верес дд.мм.гггг, сообщаю следующее.

Во исполнение требований, указанных в представлении проведены следующие мероприятия:

Нарушение Мероприятия, которые были осуществлены
1 В отдельных помещениях (склад, торговый зал) допускаются нарушения гигиенического покрытия (облазит штукатурка, трещины, подтеки краски). На складе и в торговом зале проведено повторное оштукатуривание стен и их покраска, согласно требованиям к гигиеническим покрытиям.
2 В туалетах не установлены сушилки для рук Во всех туалетах установлены сушилки для рук
3 Имеются неисправные лампы искусственного освещения в торговом зале Установлены исправные лампы искусственного освещения в торговом зале
4 Просрочено прохождение периодического медицинского осмотра у водителя Иванова А.А. Проведен периодический медицинский осмотр водителя Иванова А.А.
5 Не были представлены сведения о прохождении гигиенического обучения работника организации Петрова С.С. Петров С.С. прошел гигиеническое обучение.

Помимо изложенного, довожу до Вашего сведения, что с работниками ООО «Верес» проведен инструктаж. До сотрудников доведена информация о необходимости соблюдения санитарных требований.

Генеральный директор ООО «Верес» Климов А.С. /Климов/

Таким образом, документ обязательно должен быть составлен в течение одного месяца с момента получения представление. Если проигнорировать эту обязанность, последует привлечение к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения«.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий