Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

C начала 2020 года Правительством РФ было принято решение: внедрить в Российское законодательство мусорная реформа. Целью постановления было реализовать задачи по вывозу, утилизации и переработке отходов и передать транспортировку мусора лицензированным компаниям.

Уже в декабре 2017 года власти определили порядок реализации отходов с целью их полного уничтожения. В мусорную реформу также входит договор, который заключается между оператором и гражданином. Договор регулируются жилищным кодексом РФ.

Цель мусорной реформы

Мусорная реформа это важный проект, который позволяет государству контролировать мусорные отходы и ликвидировать их без риска для безопасности людей и окружающей среды. С 2020 года реформа уже изменила жизнь многих людей и деятельность многих компаний и чиновников. С 2014 года власти пытались сократить количество мусора и увеличить производство по их утилизации. Так, система способствовала развитию рынка отходов.

Однако многие чиновники отмечают, что текущее законодательство еще не совершенно. Так как после принятия реформы количество отходов не уменьшилось, а напротив возросло вдвое.

Количество отходов растет, так как увеличивается качество жизни, поэтому на данном этапе невозможно снизить потребление мусора, однако регулировать эту отрасль нужно, чтобы был баланс между потреблением и утилизацией отходов.

Закон о вывозе мусора

Обязанность по вывозу мусора с 2020 берут на себя компании, которые имеют сертификацию для данной деятельности.  Сейчас, региональные операторы сами занимаются вывозом  мусора. Однако, те операторы у которых нет лицензии на вывоз мусора, не могут заниматься его утилизацией. На данный момент в Московском регионе содержится 7 операторов, к которым можно обратиться.

По постановлению правительства от 01.01.2020 года региональные операторы обязаны вывести мусор в течение 30 дней после подачи заявления. Тем самым, компания берет ответственность за перевозку мусора, за его содержание и утилизацию. Пока мусор не будет полностью ликвидирован, договор не может быть расторгнут.

Также региональные операторы обязаны контролировать доступность техники к вывозу мусора, а также местоположение площадки, в котором мусор будет ликвидирован.

По закону, мусор должен быть вывезен при любой температуре, не реже  чем раз в три дня. Если погода выше нормы, то мусор вывозится ежедневно, до 11 часов вечера. Если отходы крупногабаритные, то мусор вывозится еженедельно, по договоренности двух сторон.  Что касается других отходов, как листья, ветки, деревья, то они вывозятся за дополнительную плату.

Что стало причиной появления

Мусорная реформа предполагает сбор раздельного мусора, которым занимаются не муниципальные службы, а региональные операторы. Таким образом, количество мусора должно уменьшится, так как вывоз мусора будет производиться в отведенных для этих целей местах. Получится сократить количество выбросов, которые ранее концетрировались в одном месте.

С нововведением пришло правило, которое призывает региональные службы исключить свалки около домов и освободившееся место засадить деревьями. Таким образом, цель реформы:защита окружающей среды, осознанность граждан к потреблению сырья.

Нововведение появилось из-за ухудшения экологической ситуации в России, поэтому было принято решение подготовить проект для поддержки природного баланса.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

С особенностями сбора мусора столкнулись владельца городских квартир и частных домов. Сейчас, расчет оплаты за вывоз груза зависит от количества человек, прописанных в квартире, а не от площадки квартиры, как это было раньше. Второе условие: в коммунальных платежах появилась новая строчка, россиянин должен оплачивать вывоз мусора вместе с обычными платежами.

Если же в квартире или в доме никто не прописан, то оплата начисляется по количеству собственников. В каждом регионе своя система начисления, правила вывешены на официальном сайте регионального оператора.

Если же в квартире или в доме проживает меньшее количество человек, чем прописано, то плата за вывоз мусора существенно снижается. Для этого нужно направить заявление в соответствующий орган.

Кто покрывает расходы по мусорной реформе

Вывоз мусора требует от государства огромных затрат. Чтобы пополнять бюджет страны все региональные операторы обязаны взымать налог с населения, в качестве налоговых выплат. Однако с каждым годом тарифы растут, поэтому в скором времени, граждане могут отказаться платить за нововведенные правила.

До принятия закона владельцы квартир платили 70 рублей за вывоз мусора, после реформы эта цифра увеличилась до 150 рублей. Более того, если в квартире зарегистрировано более одного человека, то сумма платежа составит 300 рублей в месяц.

Каждый регион сам регулирует сумму платежа. Однако как показывает практика, в крупных городах и деревнях сумма платежа примерна одинакова.

Кто определяет размер тарифов

Региональный оператор сам определяет размер тарифов, по которому граждане обязаны платить за вывоз мусора. Более того, компания берет ответственность за вывоз мусора, его доставку в место утилизации, а также за его сортировку и захоронение.

Отказаться от реформы нельзя, так как закон закреплен автоматически, и если даже гражданин не оплачивает квитанции по счету, то мусор все равно будет вывозиться.

Конечно, можно платить квитанцию по принципу: сколько накопил, столько и заплатил, но региональный оператор все равно обяжет заплатить единую сумму за кубометр мусора. Сумма платежа для Москвы составляет 70 рублей.

Платить или нет за вывоз мусора

Как уже было сказано выше, житель дома сам решает платить ему за вывоз мусора или нет. Однако закон уже давно вступил в силу и отказаться от него нельзя. Бывает так, что жители дома пишут заявление в управу об отказе вывоза мусора, тогда в этом случае, заявление рассматривается управой и выносится вердикт. Однако, платеж за вывоз через оператора выходит куда дешевле, чем вывоз мусора самостоятельно.

Проблема реализации мусора

Проблема загрязнения среды из за мусора была в России уже много лет. Однако никто не занимался этим вопросом и никто не контролировал эту проблему. Что привело к экологическому кризису. Однако в 2014 году появились первые предложения по урегулированию данного вопроса, однако в 2020 году россияне не одобрили новый законопроект. Все дело в том, что властями было принято решение строить новые заводы и полигоны, в которых можно было бы сжигать отходы. Строительство новых объектов загрязняло нашу среду, поэтому с начала 2020 года многие люди вышли на протест.

Ученые рассчитали, что через несколько лет свалки в России будут переполнены, поэтому стоит минимизировать потребление отходов и грамотно использовать ресурсы нашей Земли.

Уже сейчас 20 тыс.га. занимает мусорные полигоны, поэтому принятие реформы вызвало ряд отрицательных эмоций.

Безусловно, власти приняли правильное решение внедрив новый законопроект, который регулирует утилизацию отходов. Однако наша земля уже загрязнена отходами и на их переработку уйдут многие года. Сейчас это сделать невозможно, так как отходы могут еще больше загрязнить окружающее пространство. Поэтому лучшим решением будет: контролировать проблему ликвидации мусора, объединившись всем государствам.  Только все страны смогут решить нависшую над миром проблему.

Все основные законы о мусоре в данной статье собраны для удобства понимания текущей ситуации в РФ. Данные документы являются официальными и взяты из правового справочника “Гарант”. Надо понимать, что все они актуальны на определенный момент (февраль 2012 г.), но в большинстве случаев в этой сфере ничего принципиально нового не появляется.

Нормативное регулирование оказания услуг по вывозу мусора и ТБО в Российской Федерации осуществляется при помощи федеральных законов, постановлений правительства, санитарных правил и иных нормативно- правовых документов.

Любая организация, занимающаяся производственной или иной деятельностью, должна проводить оценку воздействия своей деятельности (позитивное или негативное, активное или пассивное) на состояние окружающей нас среды. При этом любое негативное воздействие влечет за собой плату. Требования к допустимым выбросам и отходам производства, правила проведения оценки воздействия различной деятельности на окружающую среду, а также требования, касающиеся охраны окружающей среды при проведении той или иной деятельности (строительной, эксплуатационной и т.д.) изложены в Федеральном законе от 10 января 2002г. N7-ФЗ “Об охране окружающей среды”. Размер платы (нормативы) за выброс различных вредных и опасных веществ в атмосферный воздух, водоемы, размещение отходов производства и потребления установлены Нормативами платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. номер 344.

Предприятия и организации, производящие в результате своей деятельности вредоносные выбросы в окружающую среду, подлежат государственному учету, и за их деятельностью осуществляется государственный контроль. Обязанности таких юридических и физических лиц по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха освещены Федеральным законом 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха.

Понятие отходов производства и потребления  дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления». Кроме того, данным законом установлена необходимость лицензирования  деятельности хозяйствующих субъектов при обращении с опасными отходами, а также введены общие требования к строительству, проектированию, ликвидации, консервации зданий и сооружений; требования к использованию отходов на территории городов, поселений и других населенных пунктов. Этим же нормативным актом установлен запрет на ввоз отходов для обезвреживания и захоронения на территории России.

Классификацию отходов по степени опасности (5 классов) вы найдете в ст. 4.1. Федерального закона №89-ФЗ.

Лицензированию подлежит только деятельность юридических лиц и предпринимателей по обращению с отходами, иимеющим с 1 по 4 класс опасности. Это – требование ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности» Особенности получения лицензии на осуществление специализированной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности, представляемой организациям или индивидуальными предприятиям на срок 5 лет, предусмотрен  Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524).

Обращаясь за предоставлением услуг по вывозу отходов, потребитель должен знать, что исполнитель обязан предоставить ему документ, которым оформляется заказ. В таком документе в обязательном порядке должна содержаться информация о наименовании исполнителя, его местонахождении, а также ФИО заказчика, вид оказываемой услуги, место оказания услуг по вывозу ТБО, сроки и порядок их исполнения и другая информация. Не существует регламентированных тарифов на услуги по вывозу ТБО. Их стоимость определяется исполнителем самостоятельно, или по соглашению с потребителем, при этом условия оказания услуг должны быть одинаковыми для всех  физических и юридических лиц. Такие особенности закреплены в Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155) .

Производителям радиоактивных отходов следует в своей деятельности руководствоваться специальными нормами. Правила накопления, хранения и захоронения таких видов отходов содержатся в Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ “Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В связи с выведением из эксплуатации необходимости утилизации электрических ламп  и осветительных устройств с содержанием ртути не менее одной сотой процента, потребителям следует знать, что запрещается хранить, обезвреживать и перевозить такие отработавшие  лампы самостоятельно. В случае необходимости следует обращаться к специализированным организациям. Более подробно с правилами обращения с подобными отходами можно ознакомиться в ·Постановлении Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 “Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде”.

Для изоляции и обезвреживания ТБО используются специальные полигоны твердых бытовых отходов. Использования таких территорий является обязательным, платным и официальным. Строгие требования предъявляются как к содержанию самого полигона, так и к качеству ввозимого на него мусора и различных бытовых отходов.  Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2001 г утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01″Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов”. N 16 .

Особый вид отходов – медицинские. Они имеют свою классификацию (от эпидемиологически безопасных отходов до радиоактивных). Разные классы отходов не подлежат смешению. К работе с такими отходами допускаются только лица, достигшие 18 лет и прошедшие специальную подготовку. Более детально требования к правилам обращения с медицинскими отходами изложены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.7.2790-10″Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. N 163) .

Москва и Московская область – огромные территории, поражающие своей загрязненностью. Только на территории г. Москвы ежегодно образуется порядка 18 миллионов тонн отходов, 80% которых размещаются в  Московской области.  В 2005 году была принята Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131. В ней перечислены основные мероприятия по обращению с ТБО и способы решения проблем, связанных с несанкционированным вывозом мусора, на территории Московской области. Кроме того, в Концепции приведен подробный перечень нормативно-правовых документов, регулирующих сферу обращения с отходами на всей территории Российской Федерации

 Законом города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68  регулируется особенности использования отходов на территории столицы. Им установлены общие требования к различным производителям отходов, а также требования, которые необходимо соблюдать при сборе, хранении, переработке, транспортировке и других действиях с отходами, производимыми в Москве и Московской области.

Основные правила обращения со специальным  видом отходов – строительным, регулируются отдельным актом  – Постановлением Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве». В нем подробно освещены вопросы складирования, транспортировки, переработки отходов, появляющихся в результате строительства, сноса или консервации различных зданий и сооружений в Москве.

В целом же основное регулирование данной сферы деятельности осуществляется на федеральном уровне, поскольку перечень полномочий всех субъектов Российской Федерации является закрытым. Тем не менее, допускается принятие различных региональных программ, направленных на поддержание благоприятной окружающей среды и минимизации вредного воздействия различных видов отходов в том или ином субъекте.

Основные нормативные документы, действующие в Российской Федерации в сфере обращения с отходами:

  1. Федеральный закон от 10января 2002г. N7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (с изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ “Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  5. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 “Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов” (с изменениями и дополнениями)
  6. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. N 681 “Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде”
  7. Концепция проекта областной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления в Московской области на 2006-2015 годы», одобренная Решением Мособлдумы от 02.03.2005 N 6/131.
  8. Закон города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» от 30.11.2005г. №68
  9. Постановление Правительства Москвы от 25.06.02 469-ПП «О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СНОСА в г.  МОСКВЕ»
  10. Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01″Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов”(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16)

Смотрите так же

Отзывы

Написать отзыв 26.03.2021 Арендуем нежилое помещение под магазин в многоэтажном жилом доме. Кто обязан заключить договор на вывоз мусора – мы или собственник помещения? –> Арендуем нежилое помещение под магазин в многоэтажном жилом доме. Кто обязан заключить договор на вывоз мусора – мы или собственник помещения? Ответ:

Согласно ПП №354, пункту 148 (1), заключение договора на предоставление услуг по обращению с отходами – обязанность собственника нежилого помещения многоквартирного дома. Владелец обязан обратиться к регоператору и составить отдельный договор. Счета на оплату услуг будете оплачивать вы как отходообразователи.

26.03.2021 Согласно ПП №354, пункту 148 (1), заключение договора на предоставление услуг по обращению с отходами – обязанность собственника нежилого помещения многоквартирного дома. Владелец обязан обратиться к регоператору и составить отдельный договор. Счета на оплату услуг будете оплачивать вы как отходообразователи. –> Согласно ПП №354, пункту 148 (1), заключение договора на предоставление услуг по обращению с отходами – обязанность собственника нежилого помещения многоквартирного дома. Владелец обязан обратиться к регоператору и составить отдельный договор. Счета на оплату услуг будете оплачивать вы как отходообразователи. Ответ:

Да, управляющая компания имеет право составлять акты о количестве людей, фактически проживающих в квартире, чтобы взыскивать оплату не только за вывоз мусора, но и другие услуг. Законность действия УК подтверждают пункты 148 (23) и148(35) ПП №354 от06.05.2011. Плата назначается на постоянно и на временно проживающих (временное проживание устанавливается при нахождении человека в помещении более 5 дней).

26.03.2021 У нас в доме мусоропровод. Можно ли туда выбрасывать мусор? –> У нас в доме мусоропровод. Можно ли туда выбрасывать мусор? Ответ:

Да, можно, желательно выбрасывать в мусоропровод отходы, не подлежащие сортировке – то есть, тот мусор, который обычно идет в серый контейнер. Если не хотите пользоваться мусоропроводом, обратитесь в управляющую компанию. Шахту можно заварить на основании решения общего собрания.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Отходы потребления и производства — это объекты или вещества, которые были получены в период производства или создания продуктов потребления. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», они именуются мусором и предназначены для удаления.

Общие сведения

Виды мусора (отходов) подразделяются на группы по уровню опасности. Речь идет об угрозе окружающей природе. На основании этого оборот отходов регламентируется:

  • Законом об охране окружающей среды;
  • Водным кодексом РФ и Лесным кодексом РФ.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» содержит статьи, которые регламентируют порядок утилизации мусора. Этой процедурой должны заниматься органы местного самоуправления.

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте тут: 

Вывоз и утилизация мусора в РФ по закону

В 1997 году правительство подписало постановление «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Твердые и жидкие бытовые отходы — это мусор, который образовывается во время жизнедеятельности граждан Российской Федерации.

Вам будет интересно: ФЗ о занятости населения в последней редакции. Ссылка тут:

Согласно постановлению, исполнитель должен предоставить заказчику наименование компании, точный адрес и график ежедневной работы. Исполнитель обязан разместить информацию для ознакомления потенциальных потребителей.

Также читайте о ФЗ о нотариате с изменениями на 2018 г тут:

Под исполнителем понимается индивидуальный предприниматель, который должен передать заказчику все необходимые данные о включении организации в государственный реестр и о зарегистрированном имени.

ФЗ о тишине читайте подробнее в статье здесь:

Обязанности организации:

  • Предоставляемые услуги должны быть качественными. Если в договоре отсутствует ряд стандартных требований, то в соответствии с настоящим Федеральным законом эти требования заимствуются из договоров иных организаций, которые предоставляют аналогичные услуги;
  • Работа должна быть выполнена в срок. Вывоз мусора не должен превышать сроков, которые были установлены органами местного самоуправления;
  • Исполнитель, в свою очередь, обязуется предоставить свободный доступ к месту сбора отходов;
  • Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке.

Также читайте об охране атмосферного воздуха: ФЗ 96 в новой редакции:

Если организация нарушила предельный срок вывоза отходов, заказчик имеет право:

  • Договориться с исполнителем о новом сроке;
  • Воспользоваться услугами конкурентной организации за разумную плату;
  • Потребовать уменьшить цену предоставляемых услуг;
  • Отказаться от сотрудничества.

Кроме того, заказчик может потребовать возмещение материального ущерба, который был причинен по причине нарушения сроков предоставления услуг.

О Федеральном законе №102 в последней редакции 2018 года читайте тут:

В случае предоставления услуг низкого качества, заказчик имеет право:

  • Потребовать, чтобы все недостатки работы были устранены бесплатно;
  • Уменьшить стоимость предоставляемой услуги соразмерно с выявленными недостатками;
  • Потребовать возмещение расходов, которые были понесены для устранения недостатков.

Заказчик может прекратить сотрудничество и потребовать возмещение материального и морального ущерба в полном объеме, если за предоставленное время недостатки работы не были устранены.

Вам будет интересно: Федеральный закон о конституционном суде в Российской федерации.

За нарушение относительно качества работы, сроков или невыполнения других условий, прописанных в договоре, исполнитель должен оплатить потребителю каждый день просрочки неустойку в размере 3 процента от стоимости оказанных услуг. Если были нарушены другие права заказчика, организация по вывозу мусора также несет ответственность за это.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей также следит за тем, чтобы были соблюдены правила.

Основные положения ФЗ 89 читайте тут:

Условия переработки твердых бытовых отходов

Утилизация твердых бытовых отходов в Российской Федерации осуществляется четырьмя способами:

  • Первый способ: захоронение мусора

Для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) используются специально отведенные территории. Количество поступаемого мусора достигает 95% из всех способов.

Недостаток способа — в процессе разложения продуктов, токсины попадают в атмосферный воздух, а ветра их разносят на огромные расстояния. В сочетании с производственными отходами экология подвергается большой опасности.

  • Второй способ: компостирование отходов

Метод основывается на химическом естественном явлении. Отходы могут самостоятельно утилизироваться, разлагаясь. Но чтобы помочь компостироваться огромному объему мусора, применяются современные технологии. В дальнейшем подобные отходы с успехом используются в сельском хозяйстве. К сожалению, в Российской Федерации не распространен этот метод утилизации мусора.

  • Третий способ: термическая переработка мусора

Органические вещества легко утилизируются термическим путем. Этот метод последовательный. Термообработка используется для уменьшения объема и массы отходов. Преимуществом этого вида переработки является получение энергетической эффективности и различных материалов. Объем отходов снижается до 10 раз. Самый простой и действенный метод переработки: сжигание.

Этот метод считается не просто эффективным в плане удаления отходов. С помощью его можно получить дополнительную энергию — как тепловую, так и электрическую.

Современной технологией считается плазменное сжигание. Температура горения предельная. По этой причине выделяется полезная энергия, а вещества, которые остаются — безвредны для окружающей среды.

  • Четвертый способ — плазменная переработка отходов

Кратко — это метод, благодаря которому отходы можно превратить в полезный для населения газ. В дальнейшем он используется для электроэнергии. Плюсы этого метода заключаются в том, что уничтожается разнообразный мусор без предварительной сортировки. Показатель вреда для окружающей среды минимален (близится к нулю). Остаточные отходы могут найти второе применение.

Правила вывоза строительного мусора

Чтобы вывезти строительный мусор, в соответствии с Федеральным законом о мусоре в Российской Федерации он должен быть правильно складирован.

Способы складирования:

  • В специальные строительные бункеры, которые находятся на специализированных площадках;
  • Складирование мусора без использования бункеров непосредственно на специализированных площадках.

После этого мусор перерабатывается. Он сортируется на следующие виды отходов:

  • Макулатура;
  • Металлолом;
  • Пластмасса;
  • Драгоценные металлы, которые находятся в бытовой электронике;
  • Текстиль.

После сортировки крупногабаритный мусор может быть измельчен. Процедура измельчения осуществляется с целью:

  • Сокращения объемов для оптимальной транспортировки;
  • Подготовка отходов с целью дальнейшей ручной сортировки.

Скачать текст 155 Постановления Правительства

Постановление Правительства «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» помогает выбрать организацию из конкурирующих, которая будет предоставлять качественные услуги потребителям. Скачать постановление можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

imageВ 2021 году законодательством были тщательно пересмотрены действующие правила вывоза и утилизации мусора.

Новый закон о вывозе мусора стал ознаменован не только появлением ярких контейнеров во дворах домов для раздельного накопления отходов, но и возникновением высоких сумм по тарифам за данную услугу.

Деятельность по вывозу и утилизации мусора была передана из рук ранее действующих компаний региональным операторам. Теперь она признается не жилищной, а коммунальной.

В связи с тем, что новая мусорная реформа вызвала в обществе сильный резонанс, для лучшего осмысления нововведения нужно внимательно разобраться с сутью закона.

Обращение с ТКО

imageРанее, когда речь заходила о мусоре, использовалось понятие ТБО – твёрдых бытовых отходов. Услуга по вывозу мусора относилась к оплате ЖКХ и исполнялась теми же коммунальными хозяйствами или управляющими компаниями.

Со временем беспредел, царящий в мусорной сфере, достиг своего апогея, что стало напрямую угрожать экологической обстановке в стране.

Дабы исправить возникшую ситуацию, побороть несанкционированные свалки, начать правильно утилизировать мусор власти решили серьезно реформировать действующую в стране мусорную систему.

С 1 января 2021 года оплата за вывоз и утилизацию мусора стала исполняться специально отобранными компаниями – региональными операторами. Понятие ТБО было заменено понятием ТКО – твёрдые коммунальные отходы.

Фактически эти два понятия обозначают один и тот же привычный бытовой мусор, возникающий в процессе жизнедеятельности человека. Разница фактически коснулась только исполнителя услуги и тарифов.

Региональный оператор по вывозу мусора должен быть избран на основании конкурса в каждом регионе отдельно. Допускается выбор нескольких операторов для густо населенных регионов.

Заключение договора на вывоз мусора

Мусорные изменения коснулись нескольких процедур по утилизации мусора, в частности:

  • Порядка заключения договора;
  • Порядка организации транспортировки мусора;
  • Порядка утилизации и захоронения отходов;
  • Оснований лишения права предоставления услуги по вывозу мусора.

Многих интересует, обязательно ли заключать договор на вывоз мусора? Для того, чтобы региональный оператор начал исполнять свои обязанности по вывозу мусора, необходимо фактически только наличие соглашения между ним и исполнительным органом муниципалитета.

То есть граждане могут и не заключать договор с региональным оператором. Им все равно придётся платить за вывоз мусора сразу на следующий день после документального закрепления отношений оператора и властного органа.

Бывают случаи, когда в регионе не определён оператор по данной услуге. Тогда население правомочно заключить соглашение с кем угодно при наличии у компании лицензии на вывоз мусора.

Однако, чтобы контролировать работу регионального оператора, лучше заключить с ним письменный договор. Вообще же оператор обязан разослать всем гражданам на вверенной ему территории бланки договоров для подписания сотрудничества.

Наличие письменного договора позволит точно указать в нем перечень обязанностей сторон соглашения и в случае судебного спора даст возможность отстоять свои права и интересы.

Можно ли официально не платить за вывоз мусора? Теоретически, если граждане не пользуются мусорными контейнерами, установленными оператором, и не имеют с ними письменного соглашения, они могут не платить за ту услугу, которую не получают.

Но в данной ситуации отстаивать свою позицию придётся в суде и не факт, что правосудие примет сторону населения.

imageЕщё одной важной проблемой является вопрос о том, можно ли отказаться от вывоза мусора. Конечно, человек имеет право не пользоваться услугами регионального оператора, если не желает этого.

Но нужно учитывать, что мусор все равно должен куда-то деваться. Его сжигание или несанкционированное захоронение – это нарушение правил благоустройства территорий и обращения с отходами. За это даже предусмотрены штрафные санкции.

Если Вы все же самостоятельно вывозите мусор на специальные полигоны и заводы, имеющие законное право дальше утилизировать мусор, Вам нужно будет собирать квитанции за полученные услуги на стороне для доказательства своей добропорядочности.

За вывоз мусора в непредусмотренные места нарушителям грозит штраф от 1 до 3 тысяч рублей.

Как рассчитывается вывоз мусора?

Тарифы за вывоз мусора для населения теперь будут отдельно устанавливаться для каждого региона. Но кто должен платить за эту услугу?

Если раньше этот показатель был привязан только к площади жилого помещения, то теперь его размер будет зависеть от количества проживающих в квартире жильцов. Тарифы будет рассчитывать специальная комиссия.

Для жителей многоквартирных и жителей частных домов тарифы на вывоз отходов будут отличаться.

Чтобы рассчитать стоимость услуги, нужно будет норматив потребления умножить на количество проживающих граждан и на величину регионального тарифа.

В среднем получается, что с одного человека в различных городах и регионах страны за мусор будет начислена сумма от 80 до 200 рублей. Для семьи из 4 человек это более чем ощутимая стоимость услуги. Получается, что стоимость вывоза мусора выросла примерно в 2 раза.

Льготы на вывоз мусора

Для многих категорий населения, социально незащищенных и нуждающихся в финансовой поддержке от государства, сохранятся льготы по оплате услуги за вывоз мусора. В Московской области действуют расширенные льготы.

Так, льгота в 50% на вывоз мусора будет действовать в отношении следующих лиц:

  • Инвалиды всех групп и участники ЧАЭС;
  • Ветераны труда и участники ВОВ;
  • Лица, получившие награду «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • Семьи с детьми-инвалидами;
  • Жертвы политических репрессий.

Многодетные семьи получат компенсацию за оплату услуги по вывозу мусора в размере 30%. В Москве и Московской области льготами также смогут воспользоваться лица в возрасте от 80 лет.

Те семьи, у которых более 22% дохода уходит на оплату коммунальных услуг, будут иметь право получать субсидию от государства.

В некоторых регионах, в том числе в Ямало-Ненецком округе, устанавливается стандартный для всех уменьшенный тариф в 150 рублей на одного человека. Остальную сумму, превышающую это значение, будет оплачивать местная администрация.

Неработающие пенсионеры будут получать компенсации в зависимости от их возраста: до 70 лет в размере 30%, от 70 до 80 лет – 50%, старше 80 лет – полную сумму.

Льготу нужно будет оформлять в органах социальной защиты, для чего потребуется пройти некоторые бюрократические процедуры и собрать необходимый пакет документов. Узнать всю информацию о действующих в Вашем регионе льготах на вывоз мусора можно в отделении Жилищной инспекции.

Предусмотренный порядок оплаты

imageИтак, нужно разобраться, куда платить теперь за вывоз мусора? Оплачивать услуги по вывозу и утилизации отходов можно отдельно на реквизиты регионального оператора или совместно единым платежом.

В Московской области можно просто направить сумму оплаты услуги в «Мосэнергосбыт», и компания самостоятельно перечислит нужную сумму на счёт оператора по вывозу мусора.

Сделать это можно через банк, через Интернет, через терминалы оплаты социальных услуг населению. Оплата через банкоматы банков обычно подразумевает дополнительную оплату комиссии за пользование услугой.

К тому же оплата через банки значительно увеличивает время поступления платежа. Главное точно указать реквизиты, на которые осуществляется зачисление денежных средств.

В Москве оплату можно производить через личный кабинет на сайте «Мосэнергосбыта». В отличие от банков здесь не придётся платить комиссию и сразу можно будет получить всю интересующую по тарифам информацию.

Как оплатить через Интернет за мусор?

Если Вы не относитесь к территории Московской области, оплатить услугу через интернет Вы все равно сможете. Проще всего это сделать через мобильный банк – Сбербанк онлайн.

Кроме оплаты вывоза мусора с помощью приложения можно оплатить любые коммунальные услуги и социальные платежи. Для этого можно воспользоваться как личным кабинетом через компьютер владельца, так и мобильной версией приложения.

Алгоритм оплаты через Сбербанк онлайн будет выглядеть следующим образом:

  • Переходим в графу «Переводы и платежи», где нажимаем категорию «ЖКХ и мобильный телефон»;
  • Там находим интересующую услугу по вывозу мусора, переходим в ее раздел;
  • Здесь потребуется выбрать нужного поставщика услуги, узнать название его можно из поступающих квитанций;
  • Вводим лицевой счёт или код плательщика;
  • Проверяем данные платежа с квитанцией и подтверждаем услугу.

После этого статус платежа станет исполненным. При желании получить документальное подтверждение оплаты можно всегда распечатать электронный чек.

Оплачивать услугу лучше своевременно, чтобы не пришлось дополнительно платить пени и штрафные санкции. Оплата услуги по вывозу и утилизации мусора – не менее значимая процедура, чем оплата всей квитанции ЖКХ.

Новый закон о мусоре в стране должен решить большое число проблем, связанных с плохой экологической ситуацией, с постоянно растущими незаконными свалками. Он должен устанавливать такие тарифы оплаты, которые бы соответствовали объемам потребления и производства отходов.

К сожалению, для жителей частных домов устанавливаются более высокие значения тарифов, чем для населения многоквартирных домов. Однако, очевидно, что последние производят мусора намного больше, чем первые.

Культура правильного отношения к собственным отходам в нашей стране еще крайне далека от европейского уровня. Мало кто из населения желает заниматься раздельной утилизацией своего мусора.

Будем надеяться, что новая мусорная реформа принесёт свои положительные эффекты и полезные плоды для общей экологической обстановки.

Читайте также:

  • image Что выгоднее: поверка или замена счетчиков воды?
  • image При какой погоде включают отопление раньше срока?
  • image Что такое целевой сбор в квитанции ЖКХ?
  • image Что такое повышающий коэффициент на коммунальные услуги?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий