Защита прав несовершеннолетних детей в РФ: структура системы и нормы

—>Гуру Права—> 17 июня 2020

Семейное право

—> Рейтинг: +1 Голосов: 1 772 просмотра image

В РФ особое внимание по части государственного регулирования уделяется такой сфере как материнство и детство. Проводимая в данной области государственная политика, хотя и не является исчерпывающей, тем не менее, решает большое количество текущих проблем.

Как известно, дети являются наиболее уязвимой группой населения, чьи права достаточно часто нарушаются. В связи с этим крайне важно уделять должное внимание такому вопросу как защита прав и интересов детей. Наша статья будет посвящена нескольким аспектам защиты прав детей, тому, на чьи плечи возложены данные обязательства, и что делать, если права ребенка все-таки были нарушены.

Кто ответственен за защиту прав и интересов детей

Защита прав несовершеннолетних – это обширная сфера, которая регулирует большое количество вопросов, в частности ответственность лиц, на которые законодательством возложены обязательства по охране прав и интересов ребенка.

Согласно законодательству РФ, обеспечивать ребенку защиту должны:

  • родители, если ребенок проживает в семье и находится на их попечении;
  • иные законные представители ребенка, на которых возложены обязательство по выполнению родительских обязанностей;
  • государственные органы, в частности, органы опеки и попечительства.

Наконец суды и прокуратура также являются сторонами, представляющими интересы ребенка.

Стоит отметить, что чаще всего нарушение прав ребенка происходит со стороны людей, которые обязаны охранять их. В таком случае, ребенок может самостоятельно обратиться за помощью в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет обратиться с исковым заявлением в суд.

image

Также уведомить ребенка о нарушении его прав могут и третьи лица, в частности, учителя в школе или воспитатели в детском саду. Точно также родители могут обратиться к специалистам с заявлением о применении к их ребенку физического или психоэмоционального насилия со стороны лиц, проводящих воспитательную работу с ребенком.

И в том, и в другом случае будет необходимо привлечение юристов, которые смогут представлять ваши интересы в суде.

В каких нормативных документах закреплены права детей

В законодательстве РФ содержится большое количество нормативно-правовых актов, которые регулируют защиту прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • ФЗ «Об образовании»,
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Плюс ко всему, есть также региональные нормативно-правовые акты, которые действуют на территории нашей страны. Если прибегнуть к помощи адвокатов по вопросам защиты прав ребенка, они обязаны знать не только федеральные, но и региональные нормативно-правовые акты.

Помимо вышеперечисленного, существует и международная защита прав детей, которая представлена в следующих нормативных документах:

  • Всеобщая декларация прав человека,
  • Декларация прав ребёнка,
  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Какие действия можно трактовать как нарушение прав детей

Проблема нарушения прав детей является одной из самых распространенных в нашей стране во многом потому что взрослые люди, реализуя воспитательные меры, и принимая решения от имени детей, даже не задумываются об их интересах.

В семье должна безоговорочно осуществляться защита прав ребенка родителями, однако, в домашней сфере в большей степени распространены следующие виды нарушений:

  • Физическое насилие. Проявляется в применении грубой физической силы и часто оправдывается мерами воспитательного воздействия. Сюда же относится насильственное принуждение ребенка делать что-либо вне его интересов.
  • Моральное насилие. Заключается в постоянной критике несовершеннолетнего ребенка, запугивании и частом унижении. Нередко, в данном случае применение оскорблений в сторону ребенка.
  • Насилие социального характера. В данном случае имеет место невыполнение обязательство по обеспечению ребенка всеми необходимыми благами. Отказ от внедрения ребенка в образовательный процесс, а также лишение его необходимой одежды, питания и т.д.

Как уже упоминалось выше, защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства, которые также нередко нарушают права несовершеннолетних:

  • направляют угрозы и давление в сторону ребенка;
  • позволяют оскорбления и принижение достоинства ребенка на публике;
  • могут целенаправленно изолировать ребёнка от социального коллектива;
  • выдвигают необоснованно завышенные требования и сравнивают достижения ребенка с другими несовершеннолетними, что является в корне неправильным.

Ни одно проявления насилия и нарушения прав со стороны взрослых не должно оставаться безнаказанным. Всегда необходимо направлять жалобы в вышестоящие инстанции, а если они игнорируются – обращаться в прокуратуру для принятия соответствующих мер.

К сожалению, многие родители, которые принимают решение завести ребенка, зачастую не понимают насколько это ответственный шаг. Более того, многие взрослые люди заводят детей для того, чтобы получить выплаты за третьего ребенка, что в целом разрушает институт брака и семьи в нашей стране, а многие дети оказываются ненужными и заботиться о них некому. 

Гуру Права —>

Права и обязанности несовершеннолетних детей кратко:

  • расти в родительской семье;
  • пользоваться защитой;
  • получать развитие и средства на жизнь;
  • учиться;
  • работать.

Права детей в разном возрасте

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Обязанности

Ребенок с определенного возраста тоже обязан делать кое-что на благо общества и своей семьи. Начинается это с момента, когда ребенку исполнилось 6 лет. В этом возрасте дети получают обязанность получить основное общее образование. Они должны слушаться родителей и соблюдать правила поведения, что установлены в учреждениях воспитания и образования, дома и в общественных местах.

С 14-го дня рождения обязанности подростков в России расширяются: им необходимо соблюдать устав учебного заведения либо общественных объединений. Если подросток трудится — соблюдать трудовое законодательство, контракт и условия трудового договора.

По достижении 17-летнего возраста юноши обязаны встать на воинский учет.

Нарушения и ответственность

С понятием ответственности россияне знакомятся с самого юного возраста: отвечать они начинают перед родителями или другими лицами, которые несут за них ответственность. У детей постарше есть не только права и обязанности, ответственность несовершеннолетних у них тоже имеется. Наступает она с подросткового возраста.

С 11 лет они рискуют быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, которые еще не подлежат уголовной ответственности. Они называются центрами временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

С 14 лет подростки сами несут ответственность по заключенным сделкам и должны сами возмещать причиненный ущерб. За особо тяжкие преступления им грозит уголовное наказание. Это не значит, что в обязанности несовершеннолетних до 14 лет не входит подчинение закону. Он един для всех.

С 16 лет — уголовное преследование за все преступления. С этого же возраста наступает административная ответственность.

Права ребёнка в школе

Статья 43 Конституции России.

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения. 

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Обязанности ребёнка в школе

Не пропускать занятия без уважительной причины

Добросовестно учиться

Следовать распорядку школы 

Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена. 

Беречь школьное имущество 

Уважать других учеников и работников школы

Не приносить в школу опасные предметы 

Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики

А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.

Нарушения прав ребёнка в школе

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера. 

Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.

На сегодняшний день достаточно много сил и средство тратится для защиты детей, причём не только на уровне нашей страны, но и на международной арене. 1990 год в истории отличился тем, что международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребёнка.

Конвенция была ратифицирована органами государственной власти Советского Союза. Российская Федерация является правопреемницей Союза. Это значит, что действие нормативно-правового акта распространяется и по сегодняшний день на территории нашей страны. Помимо этого, основным направлением политики России является защита прав и законных интересов детей. Это указано и в основном законе страны, а именно – конституции.

Статья 38 гласит, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Политика нашей страны реализует свои полномочия и в сфере становления личности детей, помогает адаптироваться к жизни в обществе. Способствуют этому специально созданные государственные органы, к компетенции которых отнесены вышеперечисленные функции.

Защита прав несовершеннолетних

Как уже отмечалось, социальная политика Российской Федерации обеспечивает защиту прав и интересов детей, так как это основа российского гражданского общества.

Направления, способы, средства и методы защиты устанавливаются несколькими правовыми актами, действующими на всей территории России.

Конвенция о правах ребёнка.

Согласно статье 15 конституции, если нормы законодательства России противоречат международному акту, то применяются нормы международного права, то есть имеют высшую юридическую силу, приоритет над законами нашей страны. Исключением является конституция. Значит, и роль первостепенного документа будет играть Конвенция о правах ребёнка. Появляется вопрос: в чём заключается сущность этого акта?

Конвенция ООН о правах ребёнка – международный правовой документ, принятый в ноябре 1989 года, определяющий права детей, живущих на территории стран, ратифицировавших данный документ. Является основополагающим актом и подлежит обязательному исполнению всеми государствами, которые его ратифицировали.

Конвенция разделяется на 54 статьи. В них закреплены индивидуальные права детей, а именно – их особенности, начиная с момента его появления на свет, и до совершеннолетия. В акте закреплены основы, необходимые для реализации ребёнком прав и законных интересов, что реально осуществить только если третьи лица не оказывают негативного влияния или воздействия на них (проявление жестокости, агрессия, применение насилия, попытки принуждения и так далее).

Конвенция была принята всеми странами-участниками Организации Объединённых наций. Кроме того, в число принявших вошли Святой Престол и Палестина. Единственная страна, не ратифицировавшая акт – США.

В российской системе законодательства конституция закрепляет основополагающие принципы, которые находят распространение и расширение в законодательстве: ФЗ, ФКЗ, кодексы. Касаемо этой темы, Семейный кодекс играет основную роль. В статье 56 закреплены основные положения защиты несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, проживающих в неполной семье; указаны обязанности для родителей, нацеленные на воспитание и образование детей. Конечно, это не единственная норма, содержащаяся в данном акте и касаемая этой темы. Некоторые нормы прописывают основы благополучия детей, другие нормы имеют свои особенности. Но у всех их общая цель – защита прав и интересов детей.

Организация по защите прав ребёнка.

Государство стремится разрешать проблемы, возникающие в различных аспектах жизни. Особенность отношений между родителями и детьми состоит в том, что они возникают в момент появления ребёнка на свет. Регулирование происходит по-разному: одни используют исключительно моральные нормы, другие нельзя разрешить без применения семейного законодательства. Федеральное или региональное законодательство, принимаемое в РФ, только лишь закрепляет разъяснения относительно условий жизни детей различных категорий, способы и правила осуществления имущественных сделок и так далее.

Статья 56 Семейного кодекса рассказывает о ещё одном важном положении, согласно которому несовершеннолетний, живущий в семье или нет, независимо от того, к какой категории он относится, имеет право на защиту даже от злоупотребления со стороны законных представителей, к которым относятся родители, усыновители, опекуны. В соответствии с кодексом, несовершеннолетний имеет право подать иск в орган, в компетенцию которого входит решение соответствующих вопросов, для защиты своих прав и законных интересов. Органы опеки и попечительства являются организацией, которая обязана осуществлять в отношении лица, не достигшего 14 летнего возраста, защиту личных, имущественных и жилищных интересов. По достижению 14 лет дети могут самостоятельно обратиться в суд с иском, указав, что родители не выполняют возложенные на них обязанности по его воспитанию и образованию, а также, о злоупотреблении с их стороны своими правами.

Не только дети имеют право на обращение в органы власти, но и любой гражданин, который может даже не являться членом семьи, никак с ними не связан, но владеет информацией о том, что родители злоупотребляют своими правами в отношении ребёнка. В этом случае ему необходимо сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства.

Семейное законодательство России закрепляет положение, согласно которому каждый ребёнок, не важно, к какой категории он относится, имеет право высказывать своё мнение с целью решения имущественных и иных важных вопросов, затрагивающих его интересы. В перечень важных вопросов включены вопросы воспитания и образования.

Статья 60 Семейного кодекса говорит о защите имущественных и жилищных прав ребёнка. Если вдруг не учтут мнение несовершеннолетнего, например при реализации недвижимости, доля которого находится в собственности несовершеннолетнего, то он имеет право обратиться в орган, осуществляющий судебную власть, с исковым заявлением или другой компетентный орган для разрешения проблемы.

Способы защиты прав ребёнка.

В практике с каждым днём всё чаще мелькает такой термин, как жестокое обращение с детьми. Это происходит не только со стороны случайных людей, но и со стороны опекунов, попечителей и даже родителей. Вследствие чего способы и методы защиты детских прав являются одной из важнейших тем. Эти вопросы имеют первостепенное значение, на разрешение которых и направлена социальная политика России.

К сожалению, на сегодняшний день социальная политика нашей страны далеко не идеальна. Существует огромное количество проблем, затрагивающих защиту прав и интересов сирот, инвалидов и детей, живущих в неполной или неблагополучной семье. Основываясь на практике, можно сказать, что не происходит реализации профилактической работы для предотвращения злоупотребления своими правами со стороны родителей. В повседневной жизни родители, опекуны часто нарушают права ребёнка, не выполняя свои обязанности, связанные, с воспитанием, не учитывая мнение при решении вопросов, влияющих на жизнь ребёнка, используя запрещённые методы воспитания детей. Из-за этого достаточно тяжело исправить ситуацию и разрешить имеющиеся семейные проблемы.

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что организация защиты интересов несовершеннолетних, проживающих в Российской Федерации, сейчас в достаточно плохом состоянии, несмотря на постоянные попытки со стороны государственной власти наладить этот процесс. В законодательстве всё ещё даже не закреплено понятие защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Учитывая информацию, полученную на практике, органы ювенальной юстиции являются самыми эффективными органами защиты детства, со своими характерными особенностями. Орган ювенальной юстиции представляет собой федеральный орган, входящий в систему правосудия, компетенция которого заключается защите прав детей и подростков. Создан в целях:

– контроля исправления и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

– проведения профилактики преступности детей;

– предоставление социальной защиты для семьи и несовершеннолетних.

Государство обязано выступать в качестве попечителя ребёнка. Это предполагает защиту несовершеннолетнего, как и от злоупотребления со стороны законных представителей, так и от негативного влияния от общества.

Особенность ювенальной системы в том, что это механизм, концентрирующий внимание не на правонарушения, совершаемые субъектом, а на личности нарушителя. Министерство реализует свои функции, защищая права и оказывая влияние на воспитание несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих в неполной семье. Государство поддерживает и развивает гражданское общество. Поэтому в социальной политике воспитание и образование подрастающего поколения становится приоритетным направлением. Органы власти и гражданского общества проводят мероприятия и принимают меры, реабилитирующие детей, попавших в трудную ситуацию, снижая риск в девиантного и отклоняющегося поведения ребёнка в будущем.

Исходя из всего вышесказанного, средства и методы защиты прав и интересов детей, обязанности государственных органов – одна из самых важных тем и проблем, которые должна решать социальная политика, используя свои методы, а именно, издавая нормативно-правовые акты.

Органы, осуществляющие защиту прав детей.

Защищать основные права и интересы детей не способен всего один орган – данная функция возложена на систему. В соответствии со статьёй 8 СК РФ приоритет в защите прав и интересов ребёнка в административном порядке отдан уполномоченному правоохранительному органу – Прокуратуре и органам внутренних дел. У каждого субъекта свои уникальные полномочия и обязанности, которые необходимо исполнять.

Органы и их полномочия указаны в таблице

Орган Полномочия
1 Прокуратура Непосредственно подаёт исковое заявление и необходимые документы, связанные с лишением или ограничением родительских прав;

Участвует в решении дела об отмене усыновления.

Предъявляет в суды иск и документы с требованием восстановить нарушенные или ущемлённые права несовершеннолетних. Это может быть связано с образованием, воспитанием, решением вопроса об условиях жизни, жизнь в неблагополучной семье.
Может присутствовать на судебных процессах, в производстве которых идёт разбирательство дел о нарушении прав детей
2 Министерство внутренних дел Принимает участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, проживающих в неблагополучной семье, не получающих должное образование и воспитание, вследствие невыполнения родителями своих обязанностей.
3 Осуществление судебной защиты прав ребёнка, например, путём подачи иска и требуемых документов о лишении родительских прав.
Реализация мер по защите, восстанавливающих ущемленные или нарушенные права и обязанности. Решает вопросы беспризорного поведения и безнадзорности детей. Закрепляет обязанности путём проведения специальных профилактических мероприятий, способствующих осуществлению социального воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, представитель, наделённый особыми полномочиями, предъявляет исковое заявление и собирает требующиеся документы в орган судебной власти для решения проблемы, связанной с детьми.

Первоочередное направление социальной политики Российской Федерации заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан государства, включая несовершеннолетних, так как они, в силу своего возраста, наиболее подвержены риску.

Анцупов Дмитрий, Адвокат

Задать вопрос адвокату:

What’s app: + 7 926 881 73 73

Telegram: @dmi_try

Telegram канал: @lawyermoscow

Instagram: @jur_moscow

Права ребёнка — это права человека[1] (согласно Конвенции о правах ребёнка и российскому закону[2], это лица, не достигшие 18 лет).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Права ребёнка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ[3].

Декларация прав ребёнка[4], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

  1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, C рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
  2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
  3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
  5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
  6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
  7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
  8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребёнок не товар.
  10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Права ребёнка в России

Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребёнку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных, политических и религиозных.

Закон называет несколько прав ребёнка, описывая порядок их обеспечения:

  • право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
  • право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
  • право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.

Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:

  • защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
  • защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
  • противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
  • защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний.[5]

Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ[6].

Профильные ведомства

Федеральные власти принимают концептуальные документы, например национальную стратегию действий в интересах детей, и проводят федеральные целевые программы защиты прав ребёнка и поддержки детства, следят за исполнением международных обязательств в этой сфере.

Региональные власти ответственны за социальную поддержку сирот и детей-инвалидов, обеспечение отдыха и оздоровления детей.

Закон предполагает назначение специального федерального уполномоченного по правам ребёнка и детских омбудсменов на региональном уровне.

Примечания

  1. «Children’s Rights» Архивировано 21 сентября 2008 года., Amnesty International.
  2. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка» (1998), статья 1
  3. Семейный кодекс Российской Федерации
  4. Декларация прав ребёнка
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка» (1998), глава II
  6. Имущественные права ребёнка

См. также

image Эта страница в последний раз была отредактирована 5 августа 2020 в 13:25.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий