Защита прав ребенка в Российской Федерации: положения законодательства и реальные примеры из жизни

В 

В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В  В В В  image

К основным международным документамВ ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенкаВ являетсяВ  первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаютсяВ права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяетсяВ защите ребенка. На основеВ Декларации правВ ребенка был разработан международный документВ –В 

Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит изВ преамбулыВ и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:В В на воспитание,В на развитие,В на защиту,В на активное участие в жизни общества

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированныхВ Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов –В Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФВ –В документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основеВ  действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют главаВ 11В «Права несовершеннолетних детей» и главаВ 12«Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренныхВ Конституцией РФ, принятВ 

ФЗВ «Об основных гарантиях прав ребенка вВ Российской Федерации».В 

Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенкаВ дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

·В В В В В В В В В обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

·В В В В В В В В В защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

·В В В В В В В В В обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

·В В В В В В В В В признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

·В В В В В В В В В защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

·В В В В В В В В В защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

·В В В В В В В В В меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодексВ предусматривает ответственность:

·В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

·В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФВ гарантирует:

·В В В В В В В В В право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

·В В В В В В В В В право ребенка на защиту иВ обязанностиВ органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

·В В В В В В В В В меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

·В В В В В В В В В немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

·В В В В В В В В В Закон «Об образовании»В утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

?

·В В В В В В В В В Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденииВ –В подзаконный акт, определяющий деятельность всех детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в нормативных документах каждого дошкольного учреждения.

·В В В В В В В В В Устав ДОУВ 

В 

Право ребенка на защиту его от всех форм жестокого обращения.

Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним.

Нарушением прав ребенка можно считать:

·В В В В В В В В В Лишение свободыВ движения.

·В В В В В В В В В Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156В Уголовного Кодекса РФВ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

·В В В В В В В В В Применение физического насилия к ребенку.

·В В В В В В В В В Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

·В В В В В В В В В Угрозы в адрес ребенка.

·В В В В В В В В В Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

·В В В В В В В В В Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

·В В В В В В В В В Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образоВ­вания, медицинской помощи.

В 

Право ребенка на жизнь и здоровье

·В В В В В В В В В Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

В 

Право ребенка на игру

·В В В В В В В В В «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осущеВ­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

В 

Право ребенка на сохранение своейВ индивидуальности

Право ребенка на образование

Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В настоящее время в нашей стране существует гибкаяВ  система дошкольного образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное, вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями.

В 

В процессе роста ребенок вступает в разнообразные отношения с людьми, окружающими его. Они, в свою очередь, входят в разные общественные группы. Цель развития – формирование ребенка как личности. Он должен стать частью мира, в котором пребывает и действует. image

Первые отношения

Семья – это первое пространство, в котором ребенок пребывает с самого своего рождения. Первыми отношениями, в которые он вступает, являются взаимодействия с отцом и матерью, сестрами и братьями. Для ребенка они выступают в качестве фундамента, центра всех остальных общественных связей, которые он будет формировать и устанавливать впоследствии.

Права ребенка

С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  • Иметь фамилию, отчество и имя.
  • Воспитываться и жить в семье.
  • Общаться с родственниками и родителями.
  • Изменить фамилию и имя.
  • Иметь имущество.
  • Защищать собственные права.
  • Получать медицинское обслуживание.
  • Выражать собственное мнение.
  • Получать образование и проч.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Основные положения

Защита прав несовершеннолетних детей регулируется действующими нормативными актами. Основным из них выступает Конституция. Закон о защите прав ребенка содержит положения, предусматривающие его охрану от посягательств родителей. Главным образом это обеспечивает ответственность лиц, на чьем иждивении он находится, защищает от злоупотреблений. При жестоком обращении ребенок вправе обратиться в орган попечительства и опеки, а с 14 лет – в судебную инстанцию.

Родители и иные граждане

Защита прав ребенка осуществляется в первую очередь его отцом и матерью. Однако в обществе имеют место ситуации, когда данные функции возлагаются на органы попечительства и опеки. Такое возможно, если установлены противоречия между интересами детей и родителей, если последние лишены своих прав, являются ограниченно-дееспособными вследствие злоупотребления спиртным. Социальная защита прав детей обеспечивается должностными лицами и прочими гражданами. Если им становится известно о вероятной угрозе здоровью, жизни, ущемлении свобод, фактах жестокого обращения с малолетним, они обязаны сообщить об этом в орган попечительства и опеки. При получении этих сведений последний должен принять меры по устранению этих явлений.

Уголовная ответственность

Защита прав ребенка в семье находится под контролем УК. В ст. 156, в частности, устанавливается полная уголовная ответственность за уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию, если данное деяние сопровождается жестоким обращением с малолетним. Последнее может быть выражено в непредоставлении питания, систематическом унижении, нанесении побоев, издевательстве, запирании на долгое время в одиночестве в помещении. Защита прав детей возложена на органы попечительства и опеки при районных администрациях, инспекцию ПДН при РОВД, прокуратуру (в частности, на помощника прокурора, уполномоченного осуществлять эту деятельность), КДН.

При неисполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей, связанных с воспитанием, родителем и прочим лицом, на которое они возлагаются, равно как и педагогом и иным сотрудником образовательного лечебного, воспитательного и другого учреждения, которое должно осуществлять надзор, если эти действия сопровождаются жестоким обращением, предусмотрена ответственность. В частности, может быть наложен штраф от 50 до 10 МРОТ, ограничена свобода на период до 2 лет с лишением возможности занимать ту или иную должность или выполнять определенную деятельность на протяжении трех лет либо без него. Жестокое обращение, в том числе психическое и физическое насилие, покушение на половую неприкосновенность малолетнего выступают в качестве основания для лишения родительских прав. Данное положение установлено в ст. 69 Семейного кодекса.

Работа прокуратуры

Защита прав детей осуществляется органами попечительства и опеки, а также правоохранительными инстанциями. К последним следует относить прокуратуру и ОВД. Защита прав детей прокурором осуществляется следующими способами:

  • Предъявлением иска о лишении матери и (либо) отца родительских прав или их ограничении, а также отмене усыновления.
  • Непосредственным участием в судебном процессе по делам о защите прав детей.
  • Внесением предостережений о недопустимости нарушения свобод малолетнего и представлений об их устранении.
  • Предъявлением в орган попечительства и опеки, суд заявлений с требованием о восстановлении или признании оспоренного или ущемленного права ребенка.
  • Опротестованием актов административных органов, которые выполняют задачи по сохранению свобод малолетнего.

Деятельность ОВД

Органы ВД принимают участие в принудительном исполнении решений, касающихся розыска лиц, которые уклоняются от исполнения постановлений суда, связанных с воспитанием детей. В задачи сотрудников ОВД входит также проведение индивидуально-профилактической работы с родителями, которые не выполняют или исполняют ненадлежащим образом свои обязанности по обучению, воспитанию, содержанию малолетних. Должностные лица участвуют в обнаружении фактов нарушений и ущемлений свобод ребенка в семье. При необходимости сотрудники подготавливают дела по ограничению и лишению родительских прав.

КДН

Защита прав детей в РФ также обеспечивается специальной Комиссией. В ее обязанности входит:

  • Предъявление иска в суд по поводу ограничения или лишения родительских прав.
  • Принятие мер по восстановлению и защите интересов детей, выявление и устранение условий и причин, которые способствуют их беспризорности и безнадзорности.
  • Подготовка сведений, предоставляемых в судебный орган по вопросам, касающимся обеспечения свобод малолетних.
  • При необходимости организация контроля над условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Органы попечительства и опеки

В их задачи входит выявление детей, которые остались без родителей, ведут их учет. В соответствии с конкретными обстоятельствами потери попечительства матери или отца, эти органы выбирают формы устройства малолетних. Вместе с этим они осуществляют дальнейший надзор за условиями их образования, содержания и воспитания. Кроме этого, органы попечительства и опеки:

  • Выступают в качестве ответчиков по делам об отмене ограничений, восстановлении родительских прав.
  • Предъявляют иски по вопросам отстранения матери или отца от воспитания, обучения или содержания иждивенцев.
  • Дают заключения, касающиеся отмены или установления усыновления, споров, которые связаны с воспитанием и участвуют в рассмотрении этих дел.

Современные реалии

Сегодня практически во всех органах попечительства и опеки функции по защите прав несовершеннолетних исполняет обычно один сотрудник – инспектор. Вследствие этого вся работа, как правило, сводится к тому, что удается осуществить только неотложные действия. Главным образом они связаны с представительством в суде, подготовкой различных, часто непрофессиональных ввиду отсутствия соответствующих навыков и знаний, заключений по запросу судебного органа. В связи с этим защита прав ребенка не осуществляется должным образом. Это, в свою очередь, требует принятия мер по реформированию данной системы.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Статья 56 СК

Семейный кодекс закрепляет за ребенком возможность самостоятельно обеспечивать защиту своих прав. В случаях нарушений со стороны отца или матери, а также иных лиц, их замещающих, он может обратиться в орган попечительства и опеки, а после 14 лет – в суд. Однако на практике данное положение почти не реализуется. Это в первую очередь связано с тем, что в ГПК не определен статус несовершеннолетнего в ходе гражданского разбирательства, если он утратил попечение родителей. Таким образом, данная функция перекладывается на органы попечительства и опеки. Они должны принять жалобы ребенка и принять меры по устранению нарушений.

Международная защита прав детей

В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из “пассивного” объекта в активный субъект защиты.

Главная проблема

Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия. Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большаинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней. Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.

В заключение

Ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет, если в соответствии с нормами права, применимыми к данному лицу, он не становится совершеннолетним раньше. Эта категория граждан считается наиболее ценным капиталом государства и общества. Важнейшее значение имеют взаимопонимание и непрерывная связь всех поколений. Это неотъемлемое условие стабильного существования современного мира.

На сегодняшний день достаточно много сил и средство тратится для защиты детей, причём не только на уровне нашей страны, но и на международной арене. 1990 год в истории отличился тем, что международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребёнка.

Конвенция была ратифицирована органами государственной власти Советского Союза. Российская Федерация является правопреемницей Союза. Это значит, что действие нормативно-правового акта распространяется и по сегодняшний день на территории нашей страны. Помимо этого, основным направлением политики России является защита прав и законных интересов детей. Это указано и в основном законе страны, а именно – конституции.

Статья 38 гласит, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Политика нашей страны реализует свои полномочия и в сфере становления личности детей, помогает адаптироваться к жизни в обществе. Способствуют этому специально созданные государственные органы, к компетенции которых отнесены вышеперечисленные функции.

Защита прав несовершеннолетних

Как уже отмечалось, социальная политика Российской Федерации обеспечивает защиту прав и интересов детей, так как это основа российского гражданского общества.

Направления, способы, средства и методы защиты устанавливаются несколькими правовыми актами, действующими на всей территории России.

Конвенция о правах ребёнка.

Согласно статье 15 конституции, если нормы законодательства России противоречат международному акту, то применяются нормы международного права, то есть имеют высшую юридическую силу, приоритет над законами нашей страны. Исключением является конституция. Значит, и роль первостепенного документа будет играть Конвенция о правах ребёнка. Появляется вопрос: в чём заключается сущность этого акта?

Конвенция ООН о правах ребёнка – международный правовой документ, принятый в ноябре 1989 года, определяющий права детей, живущих на территории стран, ратифицировавших данный документ. Является основополагающим актом и подлежит обязательному исполнению всеми государствами, которые его ратифицировали.

Конвенция разделяется на 54 статьи. В них закреплены индивидуальные права детей, а именно – их особенности, начиная с момента его появления на свет, и до совершеннолетия. В акте закреплены основы, необходимые для реализации ребёнком прав и законных интересов, что реально осуществить только если третьи лица не оказывают негативного влияния или воздействия на них (проявление жестокости, агрессия, применение насилия, попытки принуждения и так далее).

Конвенция была принята всеми странами-участниками Организации Объединённых наций. Кроме того, в число принявших вошли Святой Престол и Палестина. Единственная страна, не ратифицировавшая акт – США.

В российской системе законодательства конституция закрепляет основополагающие принципы, которые находят распространение и расширение в законодательстве: ФЗ, ФКЗ, кодексы. Касаемо этой темы, Семейный кодекс играет основную роль. В статье 56 закреплены основные положения защиты несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, проживающих в неполной семье; указаны обязанности для родителей, нацеленные на воспитание и образование детей. Конечно, это не единственная норма, содержащаяся в данном акте и касаемая этой темы. Некоторые нормы прописывают основы благополучия детей, другие нормы имеют свои особенности. Но у всех их общая цель – защита прав и интересов детей.

Организация по защите прав ребёнка.

Государство стремится разрешать проблемы, возникающие в различных аспектах жизни. Особенность отношений между родителями и детьми состоит в том, что они возникают в момент появления ребёнка на свет. Регулирование происходит по-разному: одни используют исключительно моральные нормы, другие нельзя разрешить без применения семейного законодательства. Федеральное или региональное законодательство, принимаемое в РФ, только лишь закрепляет разъяснения относительно условий жизни детей различных категорий, способы и правила осуществления имущественных сделок и так далее.

Статья 56 Семейного кодекса рассказывает о ещё одном важном положении, согласно которому несовершеннолетний, живущий в семье или нет, независимо от того, к какой категории он относится, имеет право на защиту даже от злоупотребления со стороны законных представителей, к которым относятся родители, усыновители, опекуны. В соответствии с кодексом, несовершеннолетний имеет право подать иск в орган, в компетенцию которого входит решение соответствующих вопросов, для защиты своих прав и законных интересов. Органы опеки и попечительства являются организацией, которая обязана осуществлять в отношении лица, не достигшего 14 летнего возраста, защиту личных, имущественных и жилищных интересов. По достижению 14 лет дети могут самостоятельно обратиться в суд с иском, указав, что родители не выполняют возложенные на них обязанности по его воспитанию и образованию, а также, о злоупотреблении с их стороны своими правами.

Не только дети имеют право на обращение в органы власти, но и любой гражданин, который может даже не являться членом семьи, никак с ними не связан, но владеет информацией о том, что родители злоупотребляют своими правами в отношении ребёнка. В этом случае ему необходимо сообщить об этом факте в органы опеки и попечительства.

Семейное законодательство России закрепляет положение, согласно которому каждый ребёнок, не важно, к какой категории он относится, имеет право высказывать своё мнение с целью решения имущественных и иных важных вопросов, затрагивающих его интересы. В перечень важных вопросов включены вопросы воспитания и образования.

Статья 60 Семейного кодекса говорит о защите имущественных и жилищных прав ребёнка. Если вдруг не учтут мнение несовершеннолетнего, например при реализации недвижимости, доля которого находится в собственности несовершеннолетнего, то он имеет право обратиться в орган, осуществляющий судебную власть, с исковым заявлением или другой компетентный орган для разрешения проблемы.

Способы защиты прав ребёнка.

В практике с каждым днём всё чаще мелькает такой термин, как жестокое обращение с детьми. Это происходит не только со стороны случайных людей, но и со стороны опекунов, попечителей и даже родителей. Вследствие чего способы и методы защиты детских прав являются одной из важнейших тем. Эти вопросы имеют первостепенное значение, на разрешение которых и направлена социальная политика России.

К сожалению, на сегодняшний день социальная политика нашей страны далеко не идеальна. Существует огромное количество проблем, затрагивающих защиту прав и интересов сирот, инвалидов и детей, живущих в неполной или неблагополучной семье. Основываясь на практике, можно сказать, что не происходит реализации профилактической работы для предотвращения злоупотребления своими правами со стороны родителей. В повседневной жизни родители, опекуны часто нарушают права ребёнка, не выполняя свои обязанности, связанные, с воспитанием, не учитывая мнение при решении вопросов, влияющих на жизнь ребёнка, используя запрещённые методы воспитания детей. Из-за этого достаточно тяжело исправить ситуацию и разрешить имеющиеся семейные проблемы.

Опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что организация защиты интересов несовершеннолетних, проживающих в Российской Федерации, сейчас в достаточно плохом состоянии, несмотря на постоянные попытки со стороны государственной власти наладить этот процесс. В законодательстве всё ещё даже не закреплено понятие защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Учитывая информацию, полученную на практике, органы ювенальной юстиции являются самыми эффективными органами защиты детства, со своими характерными особенностями. Орган ювенальной юстиции представляет собой федеральный орган, входящий в систему правосудия, компетенция которого заключается защите прав детей и подростков. Создан в целях:

– контроля исправления и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;

– проведения профилактики преступности детей;

– предоставление социальной защиты для семьи и несовершеннолетних.

Государство обязано выступать в качестве попечителя ребёнка. Это предполагает защиту несовершеннолетнего, как и от злоупотребления со стороны законных представителей, так и от негативного влияния от общества.

Особенность ювенальной системы в том, что это механизм, концентрирующий внимание не на правонарушения, совершаемые субъектом, а на личности нарушителя. Министерство реализует свои функции, защищая права и оказывая влияние на воспитание несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проживающих в неполной семье. Государство поддерживает и развивает гражданское общество. Поэтому в социальной политике воспитание и образование подрастающего поколения становится приоритетным направлением. Органы власти и гражданского общества проводят мероприятия и принимают меры, реабилитирующие детей, попавших в трудную ситуацию, снижая риск в девиантного и отклоняющегося поведения ребёнка в будущем.

Исходя из всего вышесказанного, средства и методы защиты прав и интересов детей, обязанности государственных органов – одна из самых важных тем и проблем, которые должна решать социальная политика, используя свои методы, а именно, издавая нормативно-правовые акты.

Органы, осуществляющие защиту прав детей.

Защищать основные права и интересы детей не способен всего один орган – данная функция возложена на систему. В соответствии со статьёй 8 СК РФ приоритет в защите прав и интересов ребёнка в административном порядке отдан уполномоченному правоохранительному органу – Прокуратуре и органам внутренних дел. У каждого субъекта свои уникальные полномочия и обязанности, которые необходимо исполнять.

Органы и их полномочия указаны в таблице

Орган Полномочия
1 Прокуратура Непосредственно подаёт исковое заявление и необходимые документы, связанные с лишением или ограничением родительских прав;

Участвует в решении дела об отмене усыновления.

Предъявляет в суды иск и документы с требованием восстановить нарушенные или ущемлённые права несовершеннолетних. Это может быть связано с образованием, воспитанием, решением вопроса об условиях жизни, жизнь в неблагополучной семье.
Может присутствовать на судебных процессах, в производстве которых идёт разбирательство дел о нарушении прав детей
2 Министерство внутренних дел Принимает участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, проживающих в неблагополучной семье, не получающих должное образование и воспитание, вследствие невыполнения родителями своих обязанностей.
3 Осуществление судебной защиты прав ребёнка, например, путём подачи иска и требуемых документов о лишении родительских прав.
Реализация мер по защите, восстанавливающих ущемленные или нарушенные права и обязанности. Решает вопросы беспризорного поведения и безнадзорности детей. Закрепляет обязанности путём проведения специальных профилактических мероприятий, способствующих осуществлению социального воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, представитель, наделённый особыми полномочиями, предъявляет исковое заявление и собирает требующиеся документы в орган судебной власти для решения проблемы, связанной с детьми.

Первоочередное направление социальной политики Российской Федерации заключается в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов всех без исключения граждан государства, включая несовершеннолетних, так как они, в силу своего возраста, наиболее подвержены риску.

Анцупов Дмитрий, Адвокат

Задать вопрос адвокату:

What’s app: + 7 926 881 73 73

Telegram: @dmi_try

Telegram канал: @lawyermoscow

Instagram: @jur_moscow

Как только малыш появляется на свет, он сразу становится полноценным членом общества со своими правами и интересами. Каждый ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов. Российское законодательство, а именно Гражданский (ГК) и Семейный кодексы (СК), являются гарантами этой защиты.

Помимо государства защищать законные права своего ребенка должны, в первую очередь, его родители, так как пока ему не исполнится 18 лет, он относится к категории «дети». В СК прописаны все права, которые принадлежат каждому ребенку. Их необходимо соблюдать вне зависимости от того, в каких условиях живет и как воспитывается малыш.

Права и свободы ребенка в России, которые должны защищаться государством

Права ребенка вступают в законную силу сразу же после его рождения. Таким образом каждый маленький гражданин имеет право:

  1. imageНа воспитание и проживание в семье (статья 54 СК Российской Федерации).
  2. На собственное имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
  3. На любовь и опеку своих родителей, а также на общение с ними, если они живут не рядом (ст. 55 СК РФ).
  4. На общение с людьми, состоящими с ним в кровном родстве.
  5. На получение воспитания в дружелюбной обстановке, где царит взаимопонимание и соблюдаются интересы каждого (статья 56 СК).
  6. На бесплатное получение начального (базового) образования.
  7. На защиту своих прав.
  8. На имущество (статья 60 СК).
  9. На выражение личного мнения (статья 57 СК РФ).
  10. На помощь врачей и ее приоритетное получение в случае экстренной ситуации.
  11. На смену фамилии, имени, отчества.
  12. На специальный режим и особое обучение в случае психической, физической или социальной неполноценности.
  13. На защиту от принудительного труда, который может навредить его здоровью, умственному развитию, жизни.
  14. На достойный жизненный уровень.
  15. На защиту от насилия в любых его формах.
  16. На доступность всех видов информации.
  17. На личное пространство и защиту от вмешательства в него со стороны других людей.

К сожалению, большинство из этих правил очень часто не соблюдается. Главными их нарушителями часто выступают те, кто, казалось бы, должен их защищать, – родители и государство. Как же тогда обеспечивается защита прав ребенка?ИНТЕРЕСНО: каким образом в Российской Федерации обеспечивается защита прав ребенка?

Защита прав и интересов ребенка в Российской Федерации

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость. Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.

Чтобы детство у каждого ребенка было счастливым и светлым, государство создало специальный механизм, защищающий права и свободы несовершеннолетних. Функционирование данного механизма во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность субъекты, защищающие права ребенка (см. также: перечень прав ребенка в России).

Их деятельность, которую далее рассмотрим более подробно, должна быть направлена на защиту детей от таких угроз:

  • покушение на честь и достоинство;
  • противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  • совращение и рабство сексуального характера;
  • унижение и жестокость;
  • принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  • приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.

Законодательные акты

К правовым актам РФ, которые стоят на защите законных прав и интересов несовершеннолетних, относятся следующие:

  • imageКонституция Российской Федерации принятая и подписанная в 1993 году;
  • Трудовой, Гражданский и Семейный кодексы;
  • Жилищный кодекс, одобренный и подписанный 29 декабря 2004;
  • ФЗ «О дополнительных гарантиях и соцподдержке детей, лишившихся родительской опеки, и детей-сирот»;
  • Федеральный закон РФ «Об основах профилактической беспризорности и правонарушений детей»;
  • ФЗ Российской Федерации «Об опеке и попечительстве»;
  • Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в РФ»;
  • ФЗ России «Об основных гарантиях прав детей»;
  • Закон «Об образовании»;
  • ФЗ «О личных данных»;
  • законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, наносящей ущерб их развитию и здоровью»;
  • закон о соцзащите инвалидов России.

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

В России законные права и интересы каждого ребенка защищаются органами опеки и правоохранительными органами. Последние представлены органами внутренних дел и прокуратурой. Какими способами каждый из них осуществляет защиту детских прав?

Прокурор, чтобы защитить детские интересы, использует следующие методы:

  • imageпредъявляет иск о лишении родителей их прав на ребенка, ограничении этих прав, отмене усыновления;
  • подает в органы опеки или суд заявление, в котором излагает требование восстановить ранее нарушенные права несовершеннолетнего;
  • является прямым участником судебных процессов, где рассматриваются дела, касающиеся защиты детских прав;
  • предостерегает о том, что нарушать права ребенка недопустимо, выносит представление с требованием устранить имеющееся нарушение;
  • оспаривает акты административных органов, касающиеся защиты прав несовершеннолетних.

Для защиты детей и их прав сотрудники органов внутренних дел:

  • принимают участие в вынужденном изъятии ребенка у родителей (опекунов), помогают найти тех, кто не желает исполнять постановление суда относительно воспитания своих отпрысков;
  • проводят индивидуальные профилактические беседы с семьями и опекунами, которые не исполняют свой родительский долг, касающийся общего образования несовершеннолетнего, а также его обеспечения едой, водой, одеждой, жильем и т. д.;
  • принимают непосредственное участие в раскрытии фактов посягательств на права ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: омбудсмен по правам ребенка в России: цели и задачи, права и полномочия

Органы опеки и попечительства выполняют следующее:

  • imageпроводят работы по выявлению несовершеннолетних, оставшихся без опеки матери и отца;
  • ведут учет детей, оставшихся без родительского попечения, и способствуют дальнейшему их устройству;
  • контролируют условия, в которых эти дети содержатся, воспитываются и учатся;
  • подают иск с требованием лишить или ограничить родителей в правах на ребенка;
  • принимают на себя роль ответчика во время рассмотрения дел, касающихся восстановления родительских прав или отмены их ограничения;
  • выносят решение в делах по усыновлению или его отменой;
  • являются участниками процесса воплощения в жизнь судебных решений по делам, касающимся воспитания несовершеннолетних.

Общественные организации

Основной организацией, занимающейся защитой прав детей, является Ассоциация уполномоченных по правам несовершеннолетних в РФ (подробнее в статье: все о деятельности уполномоченного по правам ребенка в РФ).

Представителя данной организации, то есть уполномоченного, называют еще омбудсменом. Его деятельность направлена на то, чтобы защищать права маленьких граждан не только в пределах страны, но и на международном уровне.Какие же основные задачи выполняет детский омбудсмен? Итак, он:

  • следит за тем, чтобы права детей не нарушались, если же такое все-таки случилось, содействует их восстановлению;
  • ведет целенаправленную деятельность (просвещение, обучение, консультации) по распространению правовых знаний в области защиты прав несовершеннолетних;
  • проводит подготовку и направление рекомендательных материалов, касающихся улучшения работы тех или иных органов относительно соблюдения прав детей;
  • привлекает специалистов, которые проводят аналитическую работу в сфере защиты детских прав.

Ответственность за нарушение прав и интересов детей

Любой человек, нарушивший права ребенка, должен знать, что его действия противозаконны, а значит, наказуемы. Его ожидает административная, дисциплинарная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность. Отцов, матерей и опекунов, которые уделяют мало внимания обучению и воспитанию детей, могут лишить родительских прав. Поводом для этого также может стать:

  • уклонение от выплат денег на содержание малолетнего гражданина;
  • злоупотребление правами родителя;
  • проявление жестокости по отношению к детям;
  • отказ забрать малыша из родильного дома, медицинского или учебного заведения;
  • зависимость от спиртного и наркотиков;
  • преступные действия против ребенка или другого родителя.

imageПервое нарушение прав и интересов несовершеннолетнего грозит взрослому предупреждением и административным взысканием, размер которого может варьироваться от 100 до 500 рублей. Если родители (опекуны) не дают ребенку общаться с родственниками, насильно прячут от них, скрывая его местонахождение, то в этом случае им грозит штраф в размере 2000–3000 рублей. Повторное нарушение права ребенка на общение и свободу влечет за собой увеличение взыскания до 5000 рублей. В качестве наказания нарушителя могут арестовать на 5 суток.

В случае жестокого обращения с несовершеннолетним родителям (опекунам) придется заплатить штраф, размер которого может достигать 100 тысяч рублей или суммы, равной годовому заработку нарушителя. Также за подобное нарушение прав ребенка родителям могут быть назначены обязательные работы в объеме 440 часов или два года исправительных работ.

Родителям (попечителям), впутавшим отпрыска в преступную деятельность, грозит уголовное наказание – лишение свободы сроком до 6 лет. Если при этом ребенок подвергался насилию и угрозам, то срок может достигать 7 лет заключения.

Те родители или опекуны, которые заставляют ребенка бродяжничать, попрошайничать, употреблять спиртные напитки или наркотические вещества, также понесут уголовное наказание. За подобное преступление их ждет срок от двух до четырех лет лишения свободы.

Реальные примеры из жизни

imageДовольно часто взрослые, наказывая детей, даже не задумываются о том, что нарушают таким образом их права. Причиной наказания может стать несущественная провинность (разговоры на уроке, разбитая ваза и т. д.), за которую ребенок выслушивает оскорбления, терпит унижения и физическое насилие.

Большинство взрослых считают, что такой метод воспитания очень эффективен и не имеет отношения к нарушению прав ребенка. В действительности же это яркий пример насилия над несовершеннолетним. Подобное «воспитание» заставляет ребенка сильно переживать по поводу случившегося, угнетая таким образом его психику. Кратко рассмотрим несколько примеров нарушения прав ребенка.

Каждый нормальный ребенок любит бегать, прыгать, скакать, переворачивать все вверх дном, и это нормально. Некоторые взрослые не хотят принимать такое поведение малыша и начинают его «воспитывать», лишая свободы (скажем, учитель запирает в классе за непослушание), еды, воды (родители или опекуны за любую провинность) и т. д. Подобную тактику воспитания они считают нормальной, не видя в ней ни малейшего намека на нарушение прав ребенка.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: нарушения прав ребенка: примеры из судебной практики

Рассмотрим следующую ситуацию. Родитель (опекун) привел несовершеннолетнего к врачу, но из-за того, что он не имеет полиса, ему отказали в приеме. В данном случае было нарушено право малыша на медицинскую помощь.

В школе достаточно часто используют такую меру наказания за прогулы, как уборка школьных территорий и классов. Такого не должно быть, ведь это незаконное использование детского труда, то есть эксплуатация ребенка, за которую предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Допустим, ребенок достиг 10-летнего возраста, но так и не начал ходить в школу. Помимо этого он живет в условиях, которые трудно назвать благоприятными. В данной ситуации четко просматривается нарушение права несовершеннолетнего на образование.

Каждый взрослый должен понимать, что любое физическое насилие над ребенком может стать причиной проблем с его здоровьем. Насилие психологического характера может снизить у несовершеннолетнего самооценку и привести к замкнутости и неуверенности в себе.

Поделитесь с друьями!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий