Безбилетный проезд в общественном транспорте это административное

05.11.2003

Ответ на ранее опубликованную статью Б. Авдеева и Д. Костальгина “Контроллерам в спортивных штанах посвящается…”. /Андрей Васильев, Дмитрий Веселов, Банкир.Ру/

Статья Б. Авдеева и Д. Костальгина “Контроллерам[1]

в спортивных штанах посвящается…” (далее по тексту статья), на наш взгляд, является замечательной иллюстрацией того факта, что в настоящее время в отдельных областях российского законодательства, а также в части его применения и толкования имеет место определенная путаница. Признавая бесспорную актуальность темы статьи, все же хотелось бы отметить отдельные вопросы, освещенные в статье, которые представляются нам спорными, неоднозначными и даже фактически ошибочными. Несмотря на то, что мы не признаем безбилетный проезд исключительно нарушением гражданских прав перевозчика на получение платы за оказанную услугу по перевозке, рассмотрим вначале гражданско-правовую сторону и начнем здесь с вопроса о том, в какие правоотношения мы вступаем, садясь в общественный транспорт. После этого перейдем к анализу административного аспекта ситуации, связанной со штрафом за безбилетный проезд в наземном общественном транспорте г. Москвы. <?xml:namespace prefix = o ns = “urn:schemas-microsoft-com:office:office” />

Можно, в принципе, сделать вывод, что открытие трамваем дверей есть публичная оферта. Под существенными условиями, предлагаемыми перевозчиком, теоретически можно рассматривать правила проезда. Поскольку вы вступаете в гражданские правоотношения с перевозчиком – государственной компанией “Мосгортранс” – данный договор должен иметь его реквизиты. “Правила пользования городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваем, троллейбусом, автобусом)” утверждены Постановлением Правительства г. Москвы от 26.08.2003 № 714-ПП в связи с принятием Закона г. Москвы от 30 октября 2002 г. № 53 “Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве”. В этой связи, по меньшей мере, странным кажется то, что данные “Правила… “, при условии, что мы рассматриваем их как существенные условия публичного договора в рамках гражданского права, предложены пассажирам Правительством г. Москвы, которое не является участником гражданских правоотношений.

В случае отказа пассажира от оплаты проезда, помимо штрафа у перевозчика есть иные законные методы обеспечения исполнения ваших обязательств, хотя он действительно не в праве заставить уплатить проездную плату властным предписанием, – самозащита гражданских прав, ст. 14 ГК РФ. Например, в соответствии со ст. 359-360 ГК РФ перевозчик в лице своих уполномоченных сотрудников вправе удержать багаж или иное имущество не оплатившего проезд пассажира и получить удовлетворение из его стоимости в порядке, предусмотренном законодательством.

Перейдем к сугубо умозрительным рассуждениям о юридической природе штрафа за безбилетный проезд в рамках гражданского законодательства. Сделаем теоретическое допущение, что штраф за безбилетный проезд есть законная неустойка, установленная гипотетическим публичным договором. В этом случае кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, а “заяц” – лицо, нарушившее обязательство, – как раз должен доказать отсутствие вины (ст.330, ст. 401, п.2 – ГК РФ). В связи с этим, представляется совершенно некорректным следующее утверждение авторов статьи: “Причем в суде трамвай должен будет доказать, что Вы не внесли провозную плату”. В данном утверждении речь идет о гражданском процессе, где истцом выступает перевозчик, а пассажир является ответчиком. Следует отметить, что презумпция невиновности предусмотрена в административном, но не в гражданском праве. Безусловно, дискуссионным остается вопрос о лишении права перевозчика ссылаться на показания свидетелей в случае устной формы сделки, так как есть еще обычаи делового оборота, и представляется весьма вероятным, что суд оставит себе полную свободу решения этого казуса. Еще более вероятным представляется то, что суд решит вопрос в пользу перевозчика-кредитора. Отметим в заключение, что вышеприведенные рассуждения есть не более чем предложенная нами теоретическая модель, основанная на предпосылке, что безбилетный проезд есть исключительно нарушение гражданских прав перевозчика.

Теперь рассмотрим действующую систему взимания административного штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте г. Москвы, а также остановимся на том, как данный вопрос освещен в статье. Достаточно сложно согласиться с утверждением авторов статьи о незаконности данной процедуры. Утверждение “Поскольку ни Вы, ни трамвай не относитесь ни к исполнительной власти, ни к ее органам, то и Ваши с ним (с трамваем) отношения по Вашей перевозке не могут регулироваться нормами административного права, а только нормами гражданского законодательствафактически неверно (мы не принимаем как аргумент эмоциональное утверждение авторов статьи, что “исполнительная власть давно уже на трамваях не ездит”). Во-первых, потому, что установление органами исполнительной власти субъекта РФ административной ответственности за безбилетный проезд в общественном транспорте незаконным не является, поскольку КоАП РФ в принципе оставляет широкие права субъектам РФ на определение административных правонарушений (ст. 2.1 КоАП РФ), а главное, прямо предусматривает административную ответственность за безбилетный проезд и нарушение правил провоза багажа, совершенно независимо от организационно-правовой формы перевозчика, квалифицируя данные правонарушения как правонарушения на транспорте – ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ. Субъекты РФ не имеют права на установление не предусмотренных КОАП видов административных наказаний, поскольку этот вопрос отнесен к компетенции Российской Федерации, как и правил их применения. В ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ речь идет о перевозках, не включающих себя внутригородские перевозки, но ничто не мешает органу исполнительной власти совершенно законно принять аналогичный нормативно-правовой акт в рамках своей компетенции. Во-вторых, КоАП РФ предусматривает рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными сотрудниками общественного транспорта, как-то: контролерами-ревизорами, билетными контролерами и иными уполномоченными на то работниками общественного транспорта – ст. 23.37 КоАП РФ.

Апелляция к ст. 55 Конституции РФ по поводу нарушения прав и свобод представляется не вполне корректной, поскольку указанная статья не содержит запрета на предусмотренную федеральным законом передачу ограничений прав и свобод человека и гражданина закону субъекта РФ. При этом ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ устанавливают совместное ведение в области административного законодательства, а также разграничения по предметам совместного ведения, что не накладывает запрета на взыскание штрафов за установленные субъектами административные правонарушения. Поэтому утверждение авторов статьи, что “… наложение за эти [признанные законом субъекта РФ как административные правонарушения – прим. А.В., Д.В.] действия взыскания в виде штрафов будет нарушать п.3 ст. 55, п.п. к), п.1 ст.72 и п.5 ст. 76 Конституции” не представляется достаточно обоснованным.

Другим заслуживающим внимания моментом является тот факт, что в КоАП РФ также предусматривает исчисление административного штрафа исходя из стоимости предмета правонарушения. При этом не определено, что является предметом правонарушения, но указано, что размер штрафа не может превышать трехкратный размер соответствующего предмета – ст. 3.5, п.1, п.5 КоАП РФ. В принципе, отсюда не следует, что незаконно взимать за безбилетный проезд штраф, превышающий трехкратную стоимость проезда, поскольку данный штраф исчисляется из минимального размера оплаты труда, что также предусмотрено ст. 3.5 п.1 КоАП РФ. Тем не менее, на наш взгляд, в КоАП РФ должно быть четкое определение предмета административного правонарушения. Также, в этой связи не вполне обоснованным представляется требование оплатить стоимость проезда наряду с уплатой штрафа.

На правах заключения хотелось бы отметить следующее. Бесспорно, отечественному законодательству очень далеко до совершенства, и часто мы встречаем примеры противоречия нормативных актов друг другу и определенной путаницы в их применении. Однако это не означает, что допустимо лишь поверхностное прочтение законодательства и что не следует учитывать в этой связи принцип превосходства содержания над формой. Кроме того, dura lex sed lex – закон суров, но он закон. На наш взгляд, это утверждение, как ни странно, относится в первую очередь к нашему государству, к “власть имущим”, но нам, рядовым гражданам России, также следует об этом принципе помнить. Например, когда инспектор ГАИ предлагает решить вопрос об административном правонарушении в неустановленном КоАП РФ порядке, или когда контролер требует заплатить совершенно законный штраф за безбилетный проезд, или когда парковщик просит деньги за совершенно незаконную платную парковку, – многие из нас могут привести свои примеры в области “бытового” правоприменения. Именно из этих, казалось бы, мелочей формируется то, что принято называть правовой культурой. Ex lege – по закону, а не по понятиям, исходя из эмоций или соображений сиюминутной выгоды. Научиться правильно и адекватно оценивать ситуацию, а также сообразно действовать, не так уж сложно.

[1]

Вероятно, это опечатка, так как слово “контрόллер” означает прибор для регулирования работы электродвигателя (трамвая, троллейбуса и т.д.) или компьютерная подсистема, управляющая работой подключенных к ней периферийных устройств и каналов связи.Должностное лицо, которое производит контроль, проверку кого-, чего-л., – это “контролéр” (Большой толковый словарь русского языка, Изд-во “Норинг”, 1998, стр. 452).

Оценить: 1

Читайте также

Урок № 4. Стратегия инвестиций: инструмент для выбора инструментов. Обучение Банки.ру За какую страховку можно получить налоговый вычет? Инфографика

16 июня 2021 12:25 image

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект об исключении из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) статьи, предусматривающей штраф за безбилетный проезд.

Так, статьи 11.18 (“Безбилетный проезд”) и 11.19 (“Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа”) признаются утратившими силу.

7 марта субъекты РФ получили полномочия по утверждению порядка оплаты пассажирами проезда, провоза ручной клади, а также права льготного поезда.

Об этом свидетельствуют вступившие в силу поправки в устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Кроме того, регионы получили право вводить штрафы в своих КоАП, передает ТАСС.

01 июля 2021 11:22 &nbsp / &nbsp Обновлено: 01 июля 2021 11:31 378 Общество image Prt Scr youtube.com &nbsp/&nbsp Россия 24

Москва, 1 июля. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отмене административной ответственности за проезд в общественном транспорте без билета.

Статья, которая вводит ответственность за безбилетный проезд, была исключена из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ опубликовали на официальном интернет-портале правовой информации. С марта текущего года изменился Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Регионы могут самостоятельно вводить штрафы за безбилетный проезд.

Кондуктор в Красноярске ранее попала под следствие, так как высадила ребенка из автобуса. У школьника не было наличных денег, а в транспорте не работал терминал.

Вернуться назад

Новости партнеров

Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 23 июня 2021 года

Законопроект: № 922571-7

В Кодексе об административных правонарушениях устранили правовые неточности по нормам о безбилетном проезде. Такой закон Совет Федерации одобрил 23 июня.

Закон уточняет нормы, которые существовали до марта 2021 года. 7 марта 2021 года вступили в силу изменения в Устав автомобильного и городского наземного транспорта — регионы наделили полномочиями по подтверждению факта оплаты пассажиром проезда, провоза ручной клади и подтверждения права бесплатного проезда. 

Раньше в КоАП была предусмотрена ответственность за безбилетный проезд и провоз багажа без оплаты в автобусе междугороднего сообщения. Это положение признают утратившим силу. Такие нормы есть в региональных КоАП.

В России ввели штрафы за высадку детей-безбилетников из автобусов

Кроме того, в федеральном КоАП уточнили положения о безбилетном проезде детей, так как ранее был принят закон о запрете высаживать несовершеннолетних безбилетников.

В закон ко второму чтению внесена поправка о признании утратившими силу норм КоАП о составлении протоколов об административных правонарушениях в области лицензирования энергосбытовой деятельности.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июле.

#транспорт

876 image

Оплата проезда при использовании лицом общественного транспорта, является его обязанностью. Проезд в общественном транспорте — это устная сделка, заключаемая между перевозчиком и пассажиром. Как только автобус подъехал к остановке и открыл двери, можно считать состоявшейся публичную оферту. Как только человек вошел в салон, он акцептовал оферту и соглашение заключено. У перевозчика возникает обязанность перевезти пассажира, а у пассажира оплатить проезд. Отказ от уплаты является неисполнением обязанности пассажира и влечет штраф за безбилетный проезд. Как оформляется и как оплатить штраф за безбилетный проезд?

Порядок назначения штрафа, выписанного за безбилетный проезд

Штрафы за безбилетный проезд различаются по уровню регулирования:

  1. На федеральном уровне. В Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации установлены штрафы за безбилетный проезд на междугородных видах транспорта, в числе которых, междугородние автобусы, авиа и водный транспорт;
  2. Штрафы за безбилетный проезд на внутригородском общественном транспорте: автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, электрички — устанавливают региональные законодатели. Размер таких штрафов сильно разнится от региона к региону, наиболее высок он в Москве. Там же фиксируется наибольшее количество нарушений. Ряд субъектов РФ вообще отказался от установления штрафов за проезд без оплаты билета на внутреннем транспорте. Такой отказ объясняется тем, что КоАП РФ после ряда изменений перестал регулировать порядок взыскания таких штрафов. Белое пятно, образовавшееся в законодательстве, региональные власти устраняют по своему усмотрению, и некоторые отказались от практики назначения штрафов, как несоответствующей федеральному законодательству.

Обратите внимание!

Назначение штрафов за безбилетный проезд, особенно на внутригородских маршрутах не однозначно. Лицами, проверяющими оплату, выступают сотрудники организации-перевозчика. Такие организации, частные и государственные, являются коммерческими, их сотрудники не являются госслужащими, полномочными налагать административное взыскание.

На практике, гражданин, пойманный на безбилетном проезде, выводится сотрудником перевозчика на улицу из салона для составления акта. Пассажир вправе возражать против составления, или предъявления своих документов, необходимых для составления, но делать этого не стоит, так как контролер может пригласить сотрудника полиции, и акт все равно будет составлен, но процедура существенно затянется.

На месте событий нарушившему гражданину выдается квитанция на уплату штрафа, который ему надлежит оплатить.

В какой срок необходимо оплатить штраф за безбилетный проезд?

Кодексом об административных правонарушениях РФ установлен единый срок, в который необходимо оплатить выписанный штраф — шестьдесят дней.

Если в этот период лицо не оплатило штраф, его бездействие может быть квалифицированно как уклонения от исполнения административного наказания. Это уже отдельное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Уклонение от уплаты штрафа карается одним из альтернативных наказаний:

  • тем же штрафом, но в двойном размере, при этом сумма двойного штрафа не может быть менее 1000 рублей;
  • арестом до 15 суток;
  • обязательными работами до 50 часов.

Где оплачивать штраф за безбилетный проезд?

Оплатить штраф за безбилетный проезд можно множеством способов, особенно, если дело происходит в крупном городе:

  1. В терминале электронной оплаты;
  2. В отделении банка по реквизитам, указанным в квитанции. Выбирая банк, следует помнить, что некоторые из них взимают комиссии за те или иные операции. Нужно уточнить сумму комиссии заблаговременно;
  3. С помощью банковских онлайн сервисов. Удобные приложения, позволяющие не только управлять своими счетами, но и оплачивать штрафы, созданы Тинькофф банком и Сбербанком;
  4. Через онлайн сервисы государственных услуг. Можно использовать федеральный ресурс ГосУслуги, а также в некоторых регионах созданы собственные ресурсы.

Оплата штрафа через Сбербанк Онлайн

Сбербанк Онлайн — очень удобный интернет-сервис. Это мобильное приложение, созданное для работы в сфере банковских услуг. Сбербанк Онлайн позволяет оплачивать любые счета: коммунальные услуги, налоги, квитанции коммерческих организаций, а также штрафы.

Обратите внимание!

Пользоваться Сбербанком Онлайн могут все клиенты банка, авторизованные в системе.

Для оплаты штрафа за безбилетный проезд на главной странице Сбербанка Онлайн выберите вкладку «Платежи и переводы». Затем раздел «Налоги, штрафы, пошлины, бюджетные платежи». В открывшемся перечне, необходимо выбрать: «Транспорт, вождение, парковки». Далее нажать на пункт «Штрафы (ГИБДД, МВД, МАДИ, АМПП, Организатор перевозок)».

В форме ниже выберите «Оплата по квитанции». Система предложит указать счет, с которого необходимо списать средства и номер платежного документа. Ввести соответствующие данные, указанные на квитанции. Выполнение процедуры занимает несколько минут.

Оплата штрафа через Госуслуги

Сайт Госуслуг является общефедеральной системой, позволяющей в режиме онлайн заказать или получить практически любую государственную услугу и сократить время, затрачиваемое на живые очереди в государственных органах.

Через данную систему можно оплатить большое количество квитанций: от коммунальных услуг, до налогов. Если оплачивать через ГосУслуги пошлины, будет предоставлена скидка.

На сайте присутствует функция оплаты штрафов . Чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд на главной странице сайта следует выбрать вкладку «Оплата». Затем кликнуть на «Оплата по квитанции». Система предложит ввести номер квитанции, после чего можно производить оплату.

Обратите внимание!

После оплаты будет предоставлено подтверждение платежа. Например, Сбербанк Онлайн выдает электронный чек, который можно сохранить на устройстве. Такой документ лучше случай сохранить.

Что делать, если потерял квитанцию на оплату?

Если квитанция на оплату штрафа утеряна, можно поступить несколькими способами:

  1. Воспользоваться электронными ресурсами, например тем же Сбербанк Онлайн или ГосУслуги, по запросу они выдадут имеющиеся данные указанному штрафу и сразу же предложат их оплатить;
  2. На сайте службы судебных приставов. Если по поводу штрафа все же состоялось судебное рассмотрение. Сайт приставов позволяет оплатить имеющуюся задолженность;
  3. Обратиться в организацию-перевозчик. В крупных городах, таких как Москва, на сайте перевозчика можно скачать бланк квитанции. В нее нужно вписать номер постановления об административном правонарушении. Уточнить номер постановления можно позвонив в компанию-перевозчик. Как правило, у таких организаций есть специальные отделы, занимающиеся взиманием штрафов с безбилетников.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий