Официальный рейтинг компаний и их сроки ликвидации ООО в Москве

Участники общества должны завершить его добровольную ликвидацию за один год. Что делать, если они пропустили срок, — рассказывает юрист партнерства «Курсив» Алексей Колков.  

         Пропуск срока станет основанием для отказа в регистрации добровольной ликвидации в ЕГРЮЛ. Но за год завершить процесс ликвидации удается не всегда. Например, если в отношении общества проводится налоговая проверка либо не закончена работа по взысканию дебиторской задолженности. Рассмотрим три способа продлить срок добровольной ликвидации.

Принять решение о продлении срока ликвидации до года, если первоначальный срок был меньше

Для продления срока ликвидации необходимо на общем собрании принять соответствующее решение. Однозначного ответа, каким образом представить в инспекцию решение о продлении срока ликвидации, в законе или каких-либо разъяснениях нет.

Согласно пояснениям правового отдела МИФНС № 16 по Новосибирской области, решение о продлении срока ликвидации следует прикладывать к форме Р15001 (об утверждении промежуточного ликвидационного баланса) и/или Р16001 (об утверждении ликвидационного баланса). (Примечание: С 25 ноября 2020 г. формы Р15001 и Р16001 заменены на одну форму Р15016).

Рекомендуем связаться со своей инспекцией и уточнить, как именно следует направить уведомление о продлении срока ликвидации.

Отменить решение о ликвидации и повторно направить документы

Ранее принятое решение о ликвидации общества можно отменить. В таком случае повторно принять решение о добровольной ликвидации можно не ранее шести месяцев со дня внесения сведений о первоначальном решении в ЕГРЮЛ1. С учетом времени на совершение регистрационных действий и публикацию в «Вестнике» повторная ликвидация займет около 9–10 месяцев с момента отмены решения.

Продлить срок ликвидации на шесть месяцев в судебном порядке

Исчисление срока продления. Суд продлевает срок ликвидации на шесть месяцев с момента истечения годичного срока ликвидации, а не с момента принятия судебного акта.

Примеры из практики:

1. 21.03.2018 участники приняли решение о ликвидации общества. В срок до 21.03.2019 ликвидация не была завершена, поэтому заявитель 18.10.2019 обратился в суд с требованием продлить ликвидацию на шесть месяцев. Суд отказал, поскольку срок ликвидации мог быть продлен в судебном порядке только до 21.09.2019, а заявитель обратился в суд 18.10.20192.

2. Решение о ликвидации принято 22.08.2018. Соответственно, ликвидация должна была завершиться до 23.08.2019. Суд указал, что срок может быть продлен до 22.02.2020 (то есть отсчитал шесть месяцев с даты окончания годичного срока). Поскольку на момент вынесения решения шесть месяцев истекли, суд отказал в продлении срока ликвидации3. Отметим, что заявитель обратился в суд до истечения шести месяцев на ликвидацию — 14.01.2020, но первое судебное заседание было назначено на 27.02.2020.

Исчисление срока добровольной ликвидации

Годичный срок на ликвидацию исчисляется с момента принятия решения о начале ликвидации, а не с момента подачи формы Р15001 о начале процедуры ликвидации или внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации. Единственный участник общества 15.11.2017 принял решение о добровольной ликвидации и направил его вместе с формой Р15001 в инспекцию. 15.11.2018 ликвидатор направил в инспекцию заявление о ликвидации по форме Р16001, но инспекция отказала ему со ссылкой на то, что процедура ликвидации должна быть завершена не позднее 15.11.2018 с внесением записи в ЕГРЮЛ. Суды трех инстанций встали на сторону общества, поскольку форма Р16001 подана в пределах годичного срока с момента принятия решения о ликвидации (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2019 по делу № А19-1672/2019).

Существует иная судебная практика, когда суды исчисляют шесть месяцев с момента принятия решения.

Примеры из практики:

1. Решение о ликвидации принято 27.06.2018, соответственно, годичный срок истек 27.06.2019. Фактически шесть месяцев, на которые суд мог бы продлить ликвидацию, истекли 27.12.2019. Однако 20.01.2020 суд удовлетворил требования заявителя и продлил срок ликвидации на шесть месяцев4.

2. Решение о ликвидации принято 18.05.2018, годичный срок на ликвидацию истек 18.05.2019, а шесть месяцев — 18.11.2019. Однако суд 04.12.2019 вынес решение о продлении срока ликвидации на шесть месяцев5.

Но данная практика немногочисленна и является скорее исключением из правил. Право на продление в судебном порядке можно реализовать только единожды — повторное продление срока ликвидации на очередные шесть месяцев закон не предусматривает6.

Таким образом, закон не ограничивает право на обращение в суд до истечения годичного срока. Если считаете, что не успеете закончить ликвидацию, направляйте заявление. При этом срок ликвидации можно продлить, только если не истекло шесть месяцев с момента окончания годичного срока ликвидации. В суд лучше обращаться заранее, поскольку рассмотрение дела занимает в среднем один-два месяца с момента подачи заявления.

Обоснование причин пропуска срока

Закон не регламентирует, должен ли заявитель, обращаясь с требованием о продлении срока ликвидации на шесть месяцев, указывать причины пропуска годичного срока ликвидации. С целью минимизации риска отказа желательно обосновать, почему годичный срок может быть пропущен или уже пропущен.

Встречаются следующие причины пропуска срока ликвидации:

— работа по взысканию дебиторской задолженности и расчетам с кредиторами не завершена7;

— в отношении общества велась налоговая проверка8;

— закончить добровольную ликвидацию не удалось, поскольку у общества имеется налоговая задолженность9;

— общество ранее представляло документы в налоговую для завершения ликвидации, однако ему отказали в связи с недостатками в документах10;

— учредитель и ликвидатор находятся в отъезде11.

Ссылаясь на обстоятельства, послужившие причиной пропуска, нужно быть готовым к тому, что суд может затребовать подтверждающие доказательства. При этом встречается практика, где суд не анализировал причины пропуска годичного срока ликвидации12. Но такая практика немногочисленна.

Наличие веских причин для пропуска годичного срока не является основанием для продления, если шесть месяцев с момента окончания годичного срока уже истекли.

Примеры из практики:

1. Общество указало, что ПФР затягивал выставление требований, в связи с чем ликвидационный баланс был утвержден после истечения годичного срока. Суд отказал в продлении, поскольку шесть месяцев, на которые срок можно было продлить, уже истекли13. Отметим, что заявитель обратился в суд до истечения шести месяцев, но его требования суд рассмотрел уже после истечения указанного срока.

2. В отношении ликвидатора возбудили уголовное дело. Учредительные документы были изъяты, в связи с чем он не смог окончить процедуру ликвидации. Суд отказал в продлении в связи с истечением шести месяцев, на которые могла быть продлена процедура ликвидации, и указал, что заявитель вправе повторно принять решение о добровольной ликвидации14.

В какой суд подавать заявление. Заявление следует подавать в арбитражный суд по месту нахождения регистрирующего органа — инспекции по месту регистрации общества. Это связано с тем, что именно инспекция выступает заинтересованным лицом (ответчиком). Но встречается и иная судебная практика, где ответчиком выступает само общество, а инспекцию привлекают в качестве третьего лица15.

Кто подает заявление. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде16. Однако вопрос, кто должен выступать заявителем в рассматриваемом случае, неоднозначный. В практике встречаются следующие заявители:

— ликвидатор общества17;

— общество в лице ликвидатора или просто общество18.

В одном из дел суд попросил представить правовое обоснование подачи заявления обществом, а не его ликвидатором19. Но требования от имени общества о продлении срока ликвидации суд удовлетворил.

Практика, в которой суд оставил бы заявление о продлении срока ликвидации без рассмотрения, поскольку оно подано неуполномоченным лицом, не обнаружена.

Таким образом, однозначного ответа, кто должен подать заявление о продлении срока ликвидации, нет. Например, в Москве большинство заявлений подано от имени общества в лице ликвидатора. В Новосибирской области заявлений от имени ликвидатора зарегистрировано больше. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться с практикой в вашем регионе.

Рекомендуем также подписать заявление лично от имени ликвидатора общества, чтобы не возникло вопросов относительно полномочий по подписанию заявления и оснований для оставления его без рассмотрения.

После направления копии заявления в инспекцию попробуйте связаться с правовым отделом инспекции и предложите ему своевременно представить отзыв, в котором он указывает, что не против ликвидации. Такой отзыв позволит разрешить дело быстрее, поскольку у суда будет меньше вопросов к заявителю.

Блок-схема по определению возможности продлить срок на добровольную ликвидацию в суде

Пример заявления о продлении срока добровольной ликвидации

Материал опубликован в издании «Арбитражная практика для юристов №9 ‘2020»

1 п. 7 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2 постановление 11ААС от 14.05.2020 по делу № А55-33296/2019 3 решение АС г. Москвы от 18.03.2020 по делу № А40-3224/2020 4 решение АС г. Москвы от 21.01.2020 по делу № А40-318560/2019 5 решение АС Новосибирской области от 11.12.2019 по делу № А45-32730/2019 6 постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.03.2020 по делу № А63-11957/2019 7 решение АС г. Москвы от 21.07.2020 по делу № А40-103986/2020 8 решение АС Кемеровской области от 18.05.2020 по делу № А27-6096/2020 9 решение АС г. Москвы от 16.06.2020 по делу № А40-59727/2020 10 решение АС г. Москвы от 16.06.2020 по делу № А40-48963/2020 11 решение АС Новосибирской области от 11.12.2019 по делу № А45-32730/2019 12 решение АС г. Москвы от 16.06.2020 по делу № А40-53602/2020 13 решение АС г. Москвы от 15.06.2020 по делу № А40-52038/2020 14 постановление 11ААС от 14.05.2020 по делу № А55-33296/2019 15 постановление 1ААС от 19.07.2019 по делу № А43-7443/2019; решение АС г. Москвы от 19.06.2020 по делу № А40-54181/2020 16 п. 4 ст. 62 ГК; абз. 2 ч. 4 ст. 59 АПК 17 решение АС Новосибирской области от 14.07.2020 по делу № А45-14103/2020; постановления 7ААС от 25.03.2020 по делу № А03-17232/2019, АС Северо-Кавказского округа от 11.03.2020 по делу № А63-11957/2019 18 решения АС г. Москвы от 16.07.2020 по делу № А40-91125/2020, АС Новосибирской области от 06.07.2020 по делу № А45-12505/2020; постановление 11ААС от 14.05.2020 по делу № А55-33296/2019 19 определение АС Новосибирской области от 23.10.2019 по делу № А45-37251/2019

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2021 году

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

  • уведомление по форме Р15016 (нотариально заверенное);
  • протокол собрания участников или решение единственного учредителя.

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

Обратите внимание, фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.

Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации». Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов

Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).

Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р15016.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р15016.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • уведомление по форме Р15016 заверенное у нотариуса (в этот раз в разделе 2 ставится галочка в пункте 2.3);
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации

Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с окончательным ликвидационным балансом.

Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.

8. Расчеты по имеющимся у организации долгам

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

  • заявление по форме Р15016 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов, подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

image

Решение о ликвидации

Решение о ликвидации некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Подобные ограничения касаются, таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд.

Что касается других организационно-правовых форм некоммерческих организаций, то они тоже могут быть ликвидированы по решению суда. Если в ходе деятельности некоммерческая организация осуществляет действия, противоречащие ее уставным целям и соответствующим пунктам действующего законодательства, ей может быть вынесено предупреждение (в письменной форме) со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (для некоммерческих организаций это Министерство юстиции), или со стороны прокурора — в виде представления об устранении нарушений.

Если некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений об устранении выявленных нарушений, некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.

Начало ликвидации

Для осуществления самой процедуры ликвидации некоммерческой организации учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации, и от имени последней созданная ликвидационная комиссия выступает в суде.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество (если иное не установлено федеральными законами), в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами — оно обращается в доход государства. Исключение составляет ликвидация некоммерческих организаций, созданных в такой организационно-правовой форме, как некоммерческое партнерство или учреждение.

Порядок ликвидации

Порядок ликвидации некоммерческой организации установлен законодательством РФ и регулируется Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ. «О некоммерческих организациях» Согласно п. 1 ст. 19. гл. 3 названного закона, после создания ликвидационной комиссии, в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, размещается публикация о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Важно учесть, что срок заявления кредиторами вышеупомянутых требований не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия, в свою очередь, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По истечении срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации данной организации.

Имущество

Если сумма денежных средств, имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации, недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ликвидируемой некоммерческой организации с публичных торгов в соответствии с установленным для исполнения судебных решений порядком (исключение составляют частные учреждения).

При недостаточности денежных средств у частного учреждения для удовлетворения требований кредиторов последние имеют право обратиться в суд с требованием погасить оставшуюся задолженность за счет собственника ликвидируемого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждающийся учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

По окончании расчета с кредиторами ликвидируемой некоммерческой организации, оставшееся после удовлетворения их требований имущество, в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации, направляется на цели, в интересах которых организация была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено действующим законодательством.

В том случае, если имущество ликвидируемой некоммерческой организации невозможно использовать в соответствии с ее учредительными документами, то, согласно п.1 ст. 20 гл. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», данное имущество обращается в доход государства.

При ликвидации некоммерческого партнерства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественными взносом, если в учредительных документах не предусмотрен иной порядок распределения имущества.

При ликвидации учреждения оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается собственнику учреждения при условии, что иное не предусмотрено учредительными документами ликвидируемого учреждения или правовыми актами Российской Федерации.

Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также в случае ликвидации соответствующей иностранной неправительственной организации, в случае непредставления установленных сведений о поступлениях и расходов средств, а также в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренных учредительными документами.

Завершение ликвидации

В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ликвидация некоммерческой организации считается завершенной (а некоммерческая организация, в свою очередь, прекратившей свое существование) после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация Организации — это сложный комплекс мероприятий, но иногда ликвидация становится необходимой. Порядок процесса ликвидации некоммерческой организации должен происходить в строгом соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Ликвидация Организации — форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Документы, необходимые при ликвидации некоммерческой организации

5. Ликвидационный баланс, в 2-х экз.

6. Решение или протокол (выписка из протокола) ликвидационного баланса, завершении процедуры ликвидации, в 2-х экз.

Также заявителю необходимо оплатить государственную пошлину.   

Все документы, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты и заверены подписью руководителя организации. Документы оформляются на листах формата А4, шрифт текста 12-14.

29 мая 2012 года

Проведение ликвидации юридического лица не ограничивается остановкой его хозяйственной деятельности. Даже если клиенты больше не обслуживаются, сотрудники уволены, а вывеска снята, то формально фирма продолжает работать. Поскольку создавалась она путем государственной регистрации, то и прекратить свое существование должна аналогичным способом. Официальная ликвидация организации предполагает систему последовательных действий, выполнив которые владелец будет чист перед законом. О них и пойдет речь в этой статье.

Причины ликвидации юридического лица

Для начала выясним, что несет в себе это понятие. Согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ, понятие ликвидации юридического лица предполагает полное прекращение его деятельности. При этом ни права, ни обязанности другой компании оно передать не может.

Происходит ликвидация по решению учредителей или из-за отсутствия у фирмы возможности отвечать по своим долгам, а также из-за сопутствующих этому рисков. Причины ликвидации юридического лица в добровольном порядке бывают разные:

  • юрлицо создавалось на ограниченный срок, который завершился;
  • цель организации достигнута;
  • учредители утратили интерес к своему предприятию.

При этом его финансовое состояние может быть вполне благополучным. Принудительная же ликвидация юридического лица налоговым органом, напротив, возможна при наличии серьезных проблем:

  • более одного года отсутствует хозяйственная деятельность: нет движения средств по банковским счетам, не сдается отчетность;
  • более полугода в ЕГРЮЛ содержится информация о недостоверных сведениях, предоставленных организацией;
  • хозяйственная деятельность ведется с грубым нарушением законодательства (трудового, лицензионного и так далее);
  • нет возможности оплатить процедуру добровольной ликвидации и возложить расходы на учредителей.

Все вышесказанное следует из статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

На начало 2019 года в России действовало чуть более 4 млн организаций (3,5 млн коммерческих и 600 тыс. некоммерческих), что на 286 300 меньше, чем в начале 2018 года, и на 534 160 меньше в сравнении с данными 2016 года. Все эти фирмы образовывались не только путем создания, но и частично — примерно в 5–8% случаев — в процессе реорганизации (см. рис. 1). За все время прекратили свое существование не в результате банкротства, а по решению регистрирующего органа в процессе ликвидации, реорганизации или по иным основаниям порядка 6,5 млн фирм (5,8 млн коммерческих, 700 тыс. некоммерческих)[1]. Равновесное же состояние, когда количество действующих и закрывшихся юрлиц составляло по 4,75 млн, наблюдалось в июне 2016 года. До этого момента число действующих, в том числе вновь открывшихся, организаций всегда превосходило число фирм, прекративших действие. С тех пор, если анализировать показатели открытия/закрытия компаний[2], во всех регионах страны наблюдается медленный, но устойчивый спад деловой активности.

Рис. 1. Структура действующих коммерческих организаций по федеральным округам России на начало 2019 года[3]

Утрата платежеспособности, влекущая за собой банкротство, — самая очевидная причина ликвидации. Но законодательство позволяет госоргану обратиться к организации с иском и в следующих ситуациях:

  1. С опозданием выявлены нарушения закона при создании компании (при условии, что их нельзя устранить). Например, учредители предоставили чужой паспорт или при реорганизации не составили разделительный баланс.
  2. Вид деятельности фирмы требует лицензии или допуска СРО, но они отсутствуют.
  3. Вид деятельности законодательно запрещен на территории РФ.
  4. Фактическая деятельность противоречит целям, зафиксированным в уставе (применимо к общественным организациям и фондам).

А поскольку различаются причины, формы ликвидации юридического лица тоже могут быть разными. И выбор наиболее подходящей позволит предпринимателю достичь своей цели с минимальными денежными и временными затратами.

Способы и порядок ликвидации юридического лица

У каждого из них есть свои особенности и последствия. На начальном этапе владельцу бизнеса важно сделать правильный выбор. Ориентироваться стоит на основания ликвидации юридического лица и его финансовое положение (см. табл. 1).

Таблица 1. Пути ликвидации юридического лица

Причина

Финансовое состояние

Путь

Отсутствие у владельцев желания продолжать деятельность

Стабильное, долгов нет

Добровольное закрытие

Невозможность отвечать по своим обязательствам

Долги перед бюджетом и контрагентами

Банкротство

Желание заняться иной деятельностью и выручить деньги

Отсутствие долгов, большие обороты

Продажа путем смены учредителя

Ведение деятельности с нарушением законодательства

Не влияет

Принудительная

Процедура принудительной ликвидации юридического лица всегда начинается с решения суда. А инициатором банкротства может стать как сам владелец, так и его кредиторы. Поэтому оно также не всегда проходит добровольно. Соответственно, в благоприятных условиях учредителям стоит рассмотреть добровольное закрытие или альтернативную продажу юридического лица.

Процедура добровольной ликвидации юридического лица

Владелец решает закрыть компанию, которая не приносит убытков. Единственный учредитель берет эту ответственность на себя. Если их несколько, то необходимо утвердить кандидатуру ликвидатора. Ему предстоит выполнить следующие действия:

  1. Заполнить форму заявления о ликвидации юридического лица Р15001, заверить ее у нотариуса и подать в налоговый орган. Это нужно для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что процесс закрытия запущен.
  2. Разместить соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации», которое позволит контрагентам узнать о грядущих изменениях.
  3. Провести анализ имеющегося имущества и произвести окончательные расчеты с дебиторами и кредиторами, включая налоговую и внебюджетные фонды.
  4. Составить промежуточный ликвидационный баланс и представить его в ИФНС.
  5. Передать владельцам оставшееся имущество.
  6. Составить окончательный ликвидационный баланс и передать его в налоговый орган.
  7. Дождаться, пока в ЕГРЮЛ внесут запись об исключении компании из реестра.

Если в компании есть наемные работники, о грядущем сокращении их необходимо уведомить как минимум за два месяца.

Важно, чтобы налоговая отчетность при ликвидации юридического лица была в полном порядке. Уже с первого уведомления о намерении прекратить деятельность предприятие привлекает к себе внимание органа. Поэтому нужно проследить не только за отсутствием долгов перед бюджетом, но и за тем, чтобы декларации были сданы своевременно.

Ликвидация путем смены директора и учредителя

В этом случае исключения из ЕГРЮЛ не будет. Компания продолжит существовать, изменятся только регистрационные данные.

Госорган следует уведомлять путем подачи заявления о государственной регистрации изменений:

  • вносимых в учредительные документы организации — по форме Р13001,
  • не связанных с учредительными документами (уставом) — по форме Р14001.

Основанием для таких изменений, как правило, являются договор купли-продажи фирмы и прилагаемый к нему акт приема-передачи. Однако можно пойти и иным путем:

  • новый учредитель вступит в число участников организации;
  • он внесет дополнительный вклад в уставный капитал;
  • старые учредители напишут заявление о выходе из общества;
  • фирма выплатит им причитающуюся сумму;
  • новые учредители закончат процедуру оформления самостоятельно.

В этом случае возможны налоговые проверки. И все риски — на прежних владельцах. Ведь покупатель несет ответственность за деятельность компании с момента внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. За нарушения, совершенные до этой даты, будет отвечать предыдущий хозяин.

Процесс ликвидации юридического лица через банкротство

Если два предыдущих способа реализовываются по желанию владельцев, то этот — следствие безвыходного положения. Ликвидация фирм с долгами осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Инициировать ее может как хозяин фирмы, так и его кредиторы. В любом случае начинается процесс с подачи уведомления о своем намерении на портале ЕФРСФДЮЛ (Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц). Через 15 дней после его размещения можно подавать иск в Арбитражный суд.

Этапы ликвидации юридического лица в этом случае будут следующие:

  1. Рассмотрение обоснованности заявления. Критериями выступают сумма неисполняемого долга (если он превышает 300 000 рублей) и просрочка (должна быть более трех месяцев).
  2. Если два вышеназванных условия соблюдены, вводится процедура наблюдения. На данном этапе еще есть возможность избежать закрытия фирмы. Для этого временный управляющий должен найти способ восстановить платежеспособность фирмы.
  3. Если расчет с кредиторами невозможен, суд вводит процедуру конкурсного производства. Это уже так называемое начало конца. Конкурсный управляющий реализует имущество с торгов, признает недействительными подозрительные сделки, возвращая в конкурсную массу незаконно выведенные деньги и недвижимость. За счет вырученных средств погашаются долги перед кредиторами в предусмотренной законом очередности.
  4. Минимум через 30 и максимум через 60 дней после завершения конкурсного производства Арбитражный суд направляет в ФНС определение. На его основании налоговым органом вносится запись о ликвидации юридического лица.

Компания несет в этом случае значительные потери. Имущество реализуется по ценам, намного ниже его рыночной стоимости. Кроме того, руководитель и учредители могут понести ответственность, если будет установлена их вина в доведении фирмы до банкротства.

Сроки регистрации ликвидации юридического лица

Мы выяснили, какие варианты возможны и как их реализовать. Теперь стоит узнать, как надолго это затянется. В статье 57 Федерального закона от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» о ликвидации юридического лица говорится следующее:

  • сроки ликвидации устанавливают участники или орган, принявший такое решение;
  • срок не должен быть больше одного года;
  • продлить еще максимум на шесть месяцев его можно только в судебном порядке.

Закон ставит ограничения сроков по верхней планке. Но собственники заинтересованы в скорейшем завершении процессов. И тут уже все зависит от выбранного способа (см. табл. 2).

Таблица 2. Порядок и сроки ликвидации юридического лица[4]

Порядок

Средняя продолжительность

Добровольный

4–6 месяцев

Альтернативный (продажа)

4–6 недель

Банкротство

6–12 месяцев

Кроме того, в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если компания не ведет деятельность на протяжении 12 месяцев, ее автоматически исключают из ЕГРЮЛ. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • непредоставление отчетности в течение указанного срока;
  • отсутствие движений по счетам;
  • непоступление претензий от кредиторов в течение трех месяцев со дня публикации решения о намерении исключить юрлицо из реестра.

Так что при отсутствии возможности проведения официальной ликвидации юридических лиц (например, ООО) или ИП можно «забыть» о компании на год. Но при условии, что это не обернется финансовыми санкциями.

Стоимость услуг по ликвидации юрлица

На вопрос, сколько стоит ликвидация юридического лица, однозначный ответ дать нельзя. В одном случае это может обойтись в сумму порядка 30 000 рублей, в другом — в несколько миллионов. Зависит цена на такие услуги от множества факторов:

  • масштабов бизнеса;
  • размеров оборотов;
  • выбранного способа прекращения деятельности;
  • необходимости в дополнительных услугах (в оценке активов, налоговом сопровождении);
  • пожеланий собственника.

Примерную стоимость ликвидации можно определить только после предварительной оценки конкретного бизнеса.

Возможные проблемы

С самого начала процедуры ликвидации юридического лица следует быть готовым, что не все пройдет гладко, если браться за дело самостоятельно. Отсутствие опыта часто приводит к неверному выбору способа ликвидации и, как следствие, к денежным потерям. Например, налоговая проверка при ликвидации юридического лица без должной к ней подготовки чревата значительными штрафами.

Безответственный подход к выбору исполнителя приведет к тому же результату. Есть риск, что некомпетентный ликвидатор допустит ошибку и скроется, забрав с собой документы, доказывающие его вину. Тогда владельца ждут еще более крупные неприятности.

Закрытие компании — дело непростое. Но если рационально выбрать способ ликвидации юридического лица и как следует к ней подготовиться, можно выйти из этой ситуации с минимальными потерями. А если заручиться поддержкой компетентного посредника, то процесс прекращения деятельности фирмы пройдет для учредителя максимально безопасно.

Источники:

  • 1 Статистика юридических лиц: статистика // Вестник государственной регистрации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/?tab=statAll
  • 2 Статистика юридических лиц: рейтинги // Вестник государственной регистрации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/?tab=rating
  • 3 http://www.vestnik-gosreg.ru/info_ul/?tab=commonAll&commercial=2
  • 4 Ликвидация Фирм и ИП // Сайт компании Braiden Consulting, 2019. – Режим доступа: http://braiden.ru/uslugi/likvidacija-firm#prob
  • 5 Статистический бюллетень ЕФРСБ [Электронный ресурс]. – 31 декабря 2018 г. – С. 7. – Режим доступа: http://download.fedresurs.ru/news/Статистический%20бюллетень%20ЕФРСБ%202018.pdf

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий