Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Аренда земельного участка у государства или муниципалитета оформляется после того, как потенциальный арендатор выиграет торги. Однако есть условия, на которых предоставление земли в аренду происходит без торгов.

Процедура упрощается по той причине, что государство нуждается в стабильном поступлении денежных средств, что может быть обеспечено перечислением арендной платы. Такой подход способствует сдерживанию экономического кризиса.

Арендовать земельный участок можно на 49 лет. Этот срок максимальный. Однако в регионах могут быть установлены другие сроки. Так, например, максимально возможный срок аренды земли сельскохозяйственного назначения в среднем составляет три года, а земли под ИЖС до 10 лет.

Можно ли арендовать землю без торгов

По общему правилу аренда осуществляется только на основании результата проведения торгов. Однако есть и исключения. Такими привилегиями в зависимости от ситуации могут пользоваться частные лица и организации.

Частные лица

Получить земельный участок без участия в торгах могут:

  • собственники строений, расположенных на этом земельном участке, если эти строения выстроены не самовольно или были узаконены в последствии;
  • владельцы объектов незавершенного строительства;
  • граждане, которые имеют право на получение земельного участка без очереди;
  • желающие получить земельный участок для строительства жилого дома, введения сельского хозяйства;
  • граждане, чья земля была ранее изъята для государственных целей.

Крое того, в эту же категорию входят льготники. К примеру, малоимущие семьи.

Организации

Юридические лица также могут обойти аукцион. Это возможно в следующих случаях:

  • земельный участок предоставляется в аренду для ведения огородно-дачного хозяйства в некоммерческих целях;
  • на территории планируется размещение объектов энергетики, промышленности, обороны, гидротехнических сооружений и водохранилищ;
  • на участке расположены капитальные строения;
  • участок планируется использовать для аграрных целей;
  • юридическое лицо уже имеет право бессрочного пользования землей.

Далее расскажем, какие условия должны соблюдаться для получения земли без участия в торгах и как это сделать.

Условия предоставления

Согласно ст. 36.6 ЗК РФ земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету, может быть предоставлен в аренду без проведения аукциона, но при этом должны соблюдаться предусмотренные условия. Их более 30.

Для удобства сгруппируем все условия в несколько групп по определенным основаниям.

По категории арендатора участки предоставляются:

  • собственникам зданий и сооружений, которые расположены на территории надела;
  • организациям, владеющим недвижимостью на участке на праве постоянного бессрочного пользования;
  • гражданам, имеющим право на получение участка в первую очередь;
  • фермерским или крестьянским хозяйствам;
  • субъекту, с которым оформлен договор о развитии застройки;
  • субъекту, у которого ранее был изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд;
  • казачьим объединениям для сохранения традиционного ведения хозяйства и образа жизни;
  • религиозным организациям;
  • субъекту, с которым заключены концессионные договоры о партнерстве, если предоставление земли подразумевается текстом соглашения;
  • резиденту зоны территориального развития для реализации принятого проекта;
  • организации с целью размещения ядерных установок и т.п., если это одобрено Правительством РФ;
  • лица, которые вправе заниматься добычей биологических ресурсов, если земля нужна им для этих целей;
  • арендатору участка, который решил воспользоваться правом повторного подписания договора аренды;
  • резиденту свободного порта Владивосток.

По категории земельных участков и целям их использования:

  • для окончания незавершенного строительства;
  • для размещения объектов социально-культурного значения;
  • с целью реализации инвестиционных проектов на основании распоряжения Правительства РФ;
  • для выполнения международных обязательств РФ;
  • для размещения объектов, предназначенных для обеспечения коммуникациями (электричеством, водой, газом и т.д.);
  • для целей ИЖС или ЛПХ;
  • для ведения сельского хозяйства;
  • для проведения работ, связанных с использованием недр;
  • для охотничьих целей, если это предусмотрено видом разрешенного использования;
  • с целью размещения ядерных объектов, если это предусмотрено распоряжением Правительства РФ.

Кроме того, участок может быть предоставлен без торгов по особому распоряжению органов государственной власти или в рамках федеральных или муниципальных программ по освоению и развитию территории. Расскажем подробнее о процедуре оформления.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7 (495) 128-73-40 (Москва)

+7 (812) 603-71-55 (Санкт-Петербург)

8 (800) 302-33-75 (бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Пошаговая инструкция оформления аренды земли без торгов

Для оформления необходимо обращаться в муниципалитет. Процедура включает семь этапов. Рассмотрим каждый.

Этап 1. Поиск участка. Необходимо найти свободную землю, которая не стоит на кадастровом учете. Для поиска рекомендуется воспользоваться публичной картой Росреестра. Искать придется вручную. Еще один вариант – спросить о свободных наделах в муниципалитете или территориальном отделении Росреестра.

Этап 2. Составление схемы. Потребуется создать схематическое изображение, которое будет отображать расположение земельного участка на кадастровом плане. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру. Составление схемы – платная услуга. Она стоит примерно 1000-2000 рублей.

Этап 3. Подача заявления на согласование. Когда схема будет уже на руках, необходимо выяснить, к какому муниципалитету относится интересующий земельный надел. На имя главы муниципалитета нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления участка. В заявлении прописывается:

  • кадастровый квартал;
  • цель, для которой потребовался земельный участок;
  • суть запроса – просьбу предоставить надел без проведения аукциона;
  • дата и подпись.

К составленному заявлению прикладывается схема, полученная у кадастрового инженера, и копия общегражданского паспорта (разворот с фото и пропиской). Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней.

За это время муниципальный орган опубликует информацию о предоставлении земли на официальном сайте. Если никто из граждан или организаций не изъявит желания принять участия в торгах, а иных причин для отказа нет, то глава муниципалитета издаст соответствующее постановление.

В тексте постановления будет написано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона предварительно согласовано, а кадастровая схема утверждена.

Этап 4. Постановка на учет. Для этого потребуется схема от кадастрового инженера и постановление от главы муниципалитета. Эти документы необходимы для предоставления в Росреестр. В отношении участка будет выполнен межевой план и технический паспорт. Эти документы требуются для постановки на учет. Процедура займет около двух недель и обойдется вам в 6-10 тысяч рублей.

Этап 5. Подача заявления о заключении договора аренды. После получения выписки из ЕГРН, подтверждающей факт постановки участка на учет, необходимо написать в муниципалитет еще одно заявление. В нем вы уже будете просить о предоставлении земли в аренду. К заявлению прикладываются все документы, полученные на предыдущих этапах.

Этап 6. Оформление договора аренды. Документ готовится специалистами муниципалитета в течение 30 дней. После этого он предоставляется арендатору для ознакомления. На это у него будет месяц. На этом этапе рекомендуется обратиться к юристу. В тексте договора аренды должны быть указаны следующие данные:

  • кадастровый номер надела;
  • площадь в квадратных метрах;
  • цель аренды;
  • категория земли и вид разрешенного использования;
  • порядок внесения арендной платы;
  • условия эксплуатации земельного участка;
  • наличие специфических особенностей (к примеру, водоема, строений, сервитута и т.п.);
  • срок аренды.

Договор аренды подписывается в трех экземплярах и подлежит регистрации в органах Росреестра.

Этап 7. Регистрация договора. Договор аренды не будет иметь легитимной силы без прохождения государственной регистрации в органах Росреестра. Для этого можно обратиться в сам Росреестр или МФЦ. При этом необходимо предоставить сам договор аренды в трех экземплярах, постановление главы муниципалитета, общегражданский паспорт и квитанцию об уплате государственной пошлины. Срок осуществления процедуры составляет 3-5 дней. В результате заявитель получает выписку из ЕГРН и становится полноправным арендатором.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит предоставление земельного участка в аренду без торгов. Это длительный процесс, который требует временных и финансовых затрат.

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 — 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

Вопрос:

Наша компания арендует у Администрации гор. Химки Московской области земельный участок. Срок аренды — 49 лет. Целевое назначение — под строительство и эксплуатацию нежилого объекта капитального строительства. Уже получили ГПЗУ, сделали проект. Строительство начинаем до конца этого года…

Знаем, что после завершения строительства и регистрации нами в установленном порядке права на построенный объект, согласно Статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, мы получим право покупки арендуемого нами земельного участка без проведения торгов.

По какой цене Городская Администрация сможет тогда продать нам земельный участок? На основании чего и как будет определяться стоимость выкупа?

Ответ: Здравствуйте!

Согласно ст.39.4 Земельного кодекса РФ

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. 3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

То есть, стоимость земельного участка при его выкупе, если земельный участок принадлежит муниципалитету определяется органом местного самоуправления, но не может превышать его кадастровую стоимость.

Как правило по регионам выкуп производится по 15% от кадастровой стоимости +- в зависимости от вида разрешенного использования и целевого назначения.

О выкупной цене Вам лучше узнавать непосредственно после возникновения оснований для приобретения земельного участка в собственность без проведения торгов, так как ставки и стоимость постоянно меняются.

Вы сможете выкупить за 15% от кадастровой стоимости, поскольку речь идет о Московской области:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2012 года N 639/16 Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках

1. С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Выкупная цена будет определяться в зависимости от принадлежности земельного участка.

Если участок оформлен в муниципальную собственность, то по цене, определяемой органами местного самоуправления Химки, если нет, то по цене, установленной Правительством Московской области.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ

О регулировании земельных отношений в Московской области (с изменениями на 4 мая 2017 года) 

Статья 12. Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

3.1. С 1 июля 2012 года:

цена продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается Правительством Московской области;

цена продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, сооружения, расположенные на таких земельных участках, устанавливается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

3.2. Цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2012 года N 639/16

Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках

(с изменениями на 16 мая 2016 года)

1. С 1 июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения;

относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования);

вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

Земельный участок в собственность муниципалитета оформлен или собственность на него не разграничена?

По Химкам — 3% или 15% в зависимости от категории. В вашем случае, насколько я понимаю, именно 15%.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕот 29 августа 2012 г. № 11/3ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИМВ СОБСТВЕННОСТИ ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕНА ТАКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХВ целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области, на основании Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 5, 23, 24, 34 Устава городского округа Химки Совет депутатов городского округа Химки решил:1. Установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности городского округа Химки, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном:

1) трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков: относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения; относящихся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (использования); вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство);

2) пятнадцати процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.

2. В случаях, установленных пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, цена продажи земельных участков устанавливается в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Дополнительно к ответам уважаемых коллег отмечу, что по завершении строительства объекта, при процедуре оформления выкупа земельного участка вам через администрацию потребуется изменить вид разрешенного использования земельного участка под размещение нежилого объекта (в зависимости от его назначения). также отмечу, что, соответственно и кадастровая стоимость может измениться. Обычно в сторону уменьшения, т.к. для строительства без объекта земля по умолчанию обычно идет дороже.

Помимо прочего, вы сможете рассчитывать на предоставление рассрочки на выкуп земельного участка.

Соответственно, при выкупе, но до его оформления я вам посоветовал бы также оспорить кадастровую стоимость земельного участка, что значительно снизит его выкупную стоимость.

Даже если вы его и в аренде на 49 лет оставите себе после окончания строительства, все равно сумма арендных платежей после переоценки значительно снизится.

Предоставление земельного участка на торгах

Содержание:

Данная статья адресована лицам, которые желают приобрести земельный участок у государства.

Мы расскажем, какие виды права на земельный участок предусмотрены согласно действующему законодательству РФ, а также об условиях его получения.

image

Российским законодательством для целей предоставления земельных участков установлены понятия:

– собственники;

– арендаторы.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены органы власти (федеральной, субъекта РФ) и органы местного самоуправления.

Земельным кодексом РФ определены следующие основания передачи земли:

  1. Договор купли-продажи при оформлении земельного участка в собственность за плату.
  2. Договор аренды при предоставлении земельного участка в аренду.
  3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления (для земельного участка, который передается в собственность бесплатно).

Законодательством РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Вместе с тем, торги в форме аукциона устанавливаются в качестве основного способа реализации земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности.

Земельные участки предоставляются без торгов в ограниченных случаях:

– для жилищного строительства, ведения личного подсобного или дачного хозяйства;

– отдельным категориям граждан;

– юридическим лицам, которые будут достраивать многоквартирные дома при нарушении прав граждан при долевом строительстве;

– для целей строительства социальных объектов.

Остановимся подробнее на процедуре предоставления земельного участка (продаже, аренде), находящихся в государственной либо муниципальной собственности, осуществляемой на торгах, проводимых в форме аукционов.

Как было упомянуто выше, правом на предоставление земли наделены органы власти и местного самоуправления (муниципалитеты).

На муниципальном уровне аукционы проводятся, как правило, представителями комитета управления имуществом.

Торги уполномоченными органами могут осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением для этих целей специализированных организаций.

Многих граждан пугает процедура аукциона.

Однако участие в этом мероприятии не так уж сложно.

Для участия в аукционе заявителем представляется нижеуказанный перечень документов:

– заявка на участие в аукционе с указанием ИНН заявителя и банковских реквизитов счета для возврата задатка; – копия документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) представителя заявителя; – платежный документ с отметкой банка о внесении задатка.

Начальная цена аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды устанавливается по выбору его организатора.

Это может быть рыночная оценка или процент от кадастровой стоимости земельного участка (не менее 1,5 %).

Для повторных аукционов возможно снижение начальной цены на 30%.

Важно отметить: до начала поиска участка необходимо определить для себя его максимальную стоимость, потому как в ходе аукциона цена может значительно увеличиться.

В случае, если выигрываются торги, но заплатить установленную сумму нет возможности, сведения о вас будут включены в реестр как о недобросовестном лице. Что, в свою очередь, закроет доступ к другим торгам.

Инициатива по проведению аукциона свободных от застройки участков обычно исходит от органов власти.

Но заинтересованные физические или юридические лица тоже могут подготовить документы под предоставление земельного участка на торгах.

В этом случае образование земельного участка осуществляются в следующем порядке:

– подготовка схемы расположения земельного участка;

– обращение с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка (в заявлении указывается цель использования земельного участка);

– проверка заявления и схемы;

– решение об утверждении схемы (или отказ);

– обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка (когда принято положительное решение о предварительном согласовании по схеме расположения земельного участка);

– осуществление государственного кадастрового учета земельного участка;

– получение технических условий подключения коммуникаций к участку, если их наличие является обязательным для проведения аукциона.

В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы земельного участка, на рассмотрении такого органа находится подобное заявление на тот же земельный участок, представленное ранее другим лицом, либо местоположение участков частично совпадает, будет принято решение приостановить рассмотрение поданного позднее заявления.

Возможен отказ в утверждении схемы или утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка на усмотрение органа, отвечающего за данную процедуру.

Земельные участки, которые выставляются на торги, имеют большой ряд преимуществ.

Такие участки полностью сформированы, то есть, проведены кадастровые работы (межевание), поставлены на учет в реестр недвижимости.

На момент формирования по ним согласовано подключение к сетям инженерно-технического обеспечения: света, газа, воды, связи и т.д.

Кроме того, участие в торгах дает возможность получить участок по наиболее выгодной стоимости, чем она представлена на рынке.

Информация о проведении торгов на земельные участки размещается на сайтах органов местного самоуправления, также существует официальный сайт Российской Федерации.

Поделиться

  • Главная
  • Статья 39.4 ЗК РФ. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Статья 39.4 ЗК РФ. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 39.4 ЗК РФ. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.

2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

4. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность исключительно за плату, размер которой устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом.

Вернуться к оглавлению документа: Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 39.4 ЗК РФ, судебная практика применения

Цена земельного участка без проведения торгов

Цена земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов согласно п. 2 статьи 39.4 ЗК РФ определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 N 279, которым утверждены «Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов»

Иной порядок определении цены земельного участка может быть определен федеральным законом.

Например, согласно пункту 5.1 статьи 10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

В п. 6 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

Цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.

Согласно п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.

Из положений п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст. 39 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю.

Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.

Как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ).

Статьей 24.20 закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Пожалуйста, поделитесь, если статья была вам полезна

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий