Взыскание выплат с обладателей ОСАГО – статья 14 закона об ОСАГО

Закон об ОСАГО — Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

image
Закон об ОСАГО

Данный документ принят Государственной Думой 3 апреля и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года. Он призван защищать права тех, кто оказался потерпевшей стороной в дорожно-транспортном происшествии. Такая защита заключается в получении возмещения понесённого вреда. При этом вред может быть проявлен в виде угрозы жизни, здоровью или имуществу. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы ОСАГО.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает шесть глав. Первая из них содержит общие положения и объединяет три статьи.

Первая статья посвящена основным понятиям. Здесь даются определения таким из них, как транспортное средство и его использование, владелец ТС, водитель и потерпевший. Среди основных понятий представлено определение места жительства (нахождения) потерпевшего. Также изложена информация о том, что такое ОСАГО. Кроме того, здесь можно ознакомиться с тем, кто такие страхователь и страховщик, что представляет собой страховой случай и что такое страховые тарифы.

image
Основные понятия

В числе прочего в первой статье дано определение компенсационным выплатам. Также можно узнать о том, что представляет собой представитель страховщика в субъекте РФ. Здесь же дано определение прямому возмещению убытков, направлению на ремонт и договору на организацию восстановительного ремонта. Кроме того, представлена информация об урегулировании требований, которые возникают в связи со страхованием в рамках международных систем страхования.

Вторая статья первой главы посвящена вопросам законодательства России об ОСАГО. Третья статья излагает основные принципы обязательного страхования. К числу таковых относятся гарантия возмещения вреда, который причинён жизни, здоровью или имуществу потерпевших (возмещение осуществляется в пределах, установленных законом); всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности автовладельцами; недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не выполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Вторая глава Закона является самой объёмной и включает 14 статей, некоторые из которых имеют подпункты. Эта глава определяет условия и порядок осуществления обязательного страхования.

Глава II

Четвёртая статья закона определяет обязанность владельцев ТС по страхованию гражданской ответственности. Здесь изложена информация о том, что владельцы ТС обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Здесь же представлены сведения о том, на кого данная обязанность не распространяется.

Следующая пятая статья позволяет ознакомиться с правилами ОСАГО, которые наряду с другими положениями включают в себя следующие: порядок заключения, изменения, продления и досрочного прекращения договора обязательного страхования; порядок уплаты страховой премии; перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, включая наступление страхового случая; порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда; порядок разрешения споров по обязательному страхованию; требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков проведённого ремонта.

Правила обязательного страхования

Далее представлена статья, посвящённая вопросам объекта обязательного страхования и страхового риска. Так, в качестве объекта выступают имущественные интересы, которые связаны с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое наступает при использовании ТС на территории России.

В следующей статье можно ознакомиться с тем, что представляет собой страховая сумма и каков её размер в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, а также в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

Далее имеется возможность ознакомиться с тем, как осуществляется регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию. Следует отметить, что страховые тарифы по ОСАГО, а также структура страховых тарифов определяются страховщиками с учётом требований, которые устанавливаются Центральным банком РФ. Также Закон позволяет ознакомиться со всей необходимой информацией, касающейся базовых ставок и коэффициентов, из которых состоят страховые тарифы.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию

При этом базовые ставки зависят от технических характеристик и конструктивных особенностей ТС. Также влияние оказывает назначение транспортного средства. Всё это относится к числу факторов, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда во время использовании ТС, а также на потенциальный размер такого вреда.

В то же время коэффициенты зависят от территории преимущественного использования автомобиля, наличия либо отсутствия страхового возмещения в предшествующие периоды, технических характеристик ТС, сезонного использования транспортного средства, а также иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Статья десятая Закона посвящена сроку действия ОСАГО. Такой срок, как правило, составляет один год, исключением являются случаи, для которых предусмотрены иные сроки действия соответствующего договора.

Срок действия договора обязательного страхования

В следующей статье изложен порядок действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. Здесь же представлена информация, касающаяся оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Далее следует информация, касающаяся порядка осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда. Представлены здесь и сведения о независимой технической экспертизе ТС.

Закон об ОСАГО также позволяет ознакомиться с информацией, касающейся права регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред. Также изложена информация о прямом возмещении убытков. В документе в числе прочего представлены сведения, касающиеся порядка осуществления обязательного страхования. Здесь же размещена информация об обязательном страховании при ограниченном использовании транспортных средств. Также имеется возможность ознакомиться с особенностями рассмотрения споров по договорам обязательного страхования. Последняя статья второй главы посвящена вопросам компенсации страховых премий по ОСАГО.

Третья глава Закона позволяет ознакомиться с компенсационными выплатами. Она включает три статьи, первая из которых знакомит с информацией, касающейся права на получение таких выплат. Данный вид выплат осуществляется в счёт возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в случаях, когда страховое возмещение по ОСАГО не может быть осуществлено.

Глава III

Вторая статья третьей главы Закона посвящена осуществлению компенсационных выплат. Заключительная статья позволяет ознакомиться со сведениями, касающимися взыскания сумм компенсационных выплат.

Ещё одна глава освещает информацию о страховщиках. Она также включает три статьи, первая из которых информирует о том, что страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, который является уполномоченным на рассмотрение требований, поступающих от потерпевших и касающихся получения страхового возмещения и прямого возмещения убытков. Также такие представители должны быть уполномочены на осуществление соответствующих возмещений. Страховщики должны являться членами профессионального объединения страховщиков (в качестве которого в РФ выступает Российский союз автостраховщиков — РСА). В этой же главе представлена статья, в которой изложены особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию.

Страховщики

Пятая глава, которую включает Закон об ОСАГО, посвящена профессиональному объединению страховщиков. В ней имеется шесть статей, первая из которых предоставляет общие сведения. Так, профессиональным объединением страховщиков выступает некоммерческая корпоративная организация, которая создаётся в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение. Такое объединение основывается на принципе обязательного членства страховщиков и действует в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности.

Кроме того, оно призвано представлять и защищать общие профессиональные и имущественные интересы. Ещё одной из целей объединения выступает установление правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Также важным является обеспечение проведения технического осмотра ТС в соответствии с законодательством в области такого осмотра.

Профессиональное объединение страховщиков

Вторая статья пятой главы позволяет ознакомиться с функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков. К числу таковых относятся обеспечение взаимодействия всех членов в случае осуществления ими обязательного страхования, разработка обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением.

Также к числу функций такого объединения относятся представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов, которые связаны с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования.

Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

Среди полномочий также представлены осуществление компенсационных выплат и установление размеров отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат. Кроме того, объединение реализует права требования.

В числе прочего на него возложены функции по компенсации за счёт средств резерва гарантий и средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации права требования, недостающей части активов страховщику, которому при условии компенсации недостающей части активов оказался переданным страховой портфель.

Также объединение осуществляет прочие функции, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными актами Банка России и уставом профессионального объединения в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами.

Следующая статья Закона об ОСАГО посвящена правилам профессиональной деятельности, которые являются обязательными для профессионального объединения и его членов. Отдельно представлена информация, касающаяся соглашения о прямом возмещении убытков.

Правила профессиональной деятельности

В следующей статье рассказывается об обязанности профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат. Также Закон позволяет ознакомиться с информацией, касающейся имущества профессионального объединения страховщиков, которое образуется за счёт имущества, передаваемого объединению его учредителями в соответствии с уставом; вступительных, членских и целевых взносов, а также иных обязательных платежей, которые уплачиваются в профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами такого объединения; средств, которые поступают от реализации прав требования; платы за аккредитацию операторов технического осмотра; добровольных взносов и средств из иных источников.

В числе прочего имеется возможность ознакомиться со взносами и иными обязательными платежами членов профессионального объединения.

Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Последняя шестая глава документа посвящена заключительным положениям. Она объединяет пять статей, первая из которых освещает информационное взаимодействие. Вторая посвящена вопросам международных систем страхования.

В числе прочего изложена информация, касающаяся контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию, который возложен на полицию при регистрации и осуществлении иных полномочий в области контроля за соблюдением ПДД, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности на дорогах.

Водитель ТС обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию, подтверждающую заключение договора обязательного страхования в виде электронного документа. Соответствующий документ должен передаваться для проверки сотрудникам полиции, которые являются уполномоченными на проверку таких документов в соответствии с российским законодательством.

Контроль за исполнением обязанности по страхованию осуществляют и таможенные органы при въезде ТС в Российскую Федерацию, а также при выезде из РФ в другие государства, где применяются международные системы страхования.

На территории России использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, запрещено. Соответствующие транспортные средства не могут быть зарегистрированы.

Ещё одна статья посвящена информации о вступлении в силу Федерального закона об ОСАГО. Необходимо отметить, что данный Закон вступил в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых были предусмотрены иные сроки. Последняя статья документа касается приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом.

Таким образом, Закон об ОСАГО — это источник исчерпывающей информации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь представлены общие положения, условия и порядок осуществления обязательного страхования, сведения о компенсационных выплатах, информация о страховщиках и профессиональном объединении страховщиков, а также заключительные положения.

Федеральный закон № 40-ФЗ

  • 1. Что за изменения с 1.05.2019?
  • 2. Солидарная ответственность страховщиков
  • 3. Регресс за европротокол отменили
  • 4. Отменён регресс к пешеходу
  • 5. Регресс при компенсационной выплате
  • 6. Уточнили, при каком условии потерпевшему не положена компенсационная выплата

Важные факты из статьи

  1. С 1 мая 2019 года по отдельным частям действует ФЗ №88, который внёс существенные изменения в закон Об ОСАГО.
  2. Если виновник ДТП не представил бланк извещения европротокола в течение 5 дней своей страховой компании, ему теперь не могут выставить регресс.
  3. Также в определённых ситуациях отменили регресс к пешеходу.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он же Закон об ОСАГО, изменялся уже большое количество раз. Иногда изменения улучшали или упрощали жизнь автомобилистам, но чаще, наоборот, выдвигали новые требования и создавали новые обязанности. Изменения, которые вступили в силу с 1 мая 2019 года, нельзя однозначно определить, как нужные и полезные или как завинчивание гаек в сфере автогражданки. Но хороших новостей всё же больше.

Что за изменения с 1.05.2019?

Речь идёт о том, что большинство изданий и обычных пользователей называет «реформой ОСАГО». Но, если быть точнее, то это только её начало.

  • 17 апреля 2019 года Госдумой был принят Федеральный закон №88-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Больше всего поправок внесено в закон Об ОСАГО.
  • 1 мая 2019 года документ был официально опубликован и вступил в законную силу, но не по всем пунктам.
  • отдельные нормы обновлений законодательства вступают в силу в июне, сентябре и в конце октября этого же года.

Скачать полный текст проекта о внесении изменений.

В статье мы рассмотрим новое в законе Об ОСАГО и как изменится жизнь автомобилистов и даже пешеходов в связи с ними.

Итак, давайте обо всём по порядку!

Солидарная ответственность страховщиков

До 01.01.2019 за причиненный в результате ДТП вред жизни или здоровью потерпевшего можно было получить выплату с нескольких страховщиков, причем с каждого в размере страховой суммы. Об этом указывал Верховный Суд РФ в своем Определении.

На сегодняшний день возможности получить «двойную» выплату с нескольких страховщиков не будет.

Закон дополнили пунктом 9.1 статьи 12, который говорит о том, что страховщики в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, осуществляют страховую выплату солидарно. При этом общий размер выплаты не может превышать размер страховой суммы по ОСАГО.

Регресс за европротокол отменили

Регресс – это право обратного требования. В случае ОСАГО право страховой компании потребовать с виновного водителя деньги в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения.До внесения поправок страховщики требовали с виновников ДТП выплаченные суммы, за то, что они в течение 5 рабочих дней не направили или не вручили страховщику свой экземпляр европротокола.

Более подробно вопрос о том, как избежать такого регресса, мы рассмотрели в нашей специальной статье.

Теперь страховщики лишены такого права, поскольку подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО официально утратил силу с 1 мая 2019 года.

Было до 1 мая Стало по новому закону
Подпункт «ж» утратил силу и не действует.

Но это не значит, что у водителей исчезла обязанность по предоставлению страховщику европротокола. Обязанность осталась, но теперь за её неисполнение не накажут рублём.

Отменён регресс к пешеходу

С мая также появился новый пункт в статье 14 Закона об ОСАГО которая устанавливает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

В пункте 5 теперь прописано исключение, которое не позволяет требовать с пешехода, которому в ДТП причинен вред здоровью, либо с его родственников или наследников в случае смерти пешехода, возмещения вреда, причиненного транспортному средству в таком ДТП.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Регресс при компенсационной выплате

Компенсационная выплата – это возмещение по ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) в тех случаях, когда сама страховая не может произвести такое возмещение в силу ряда обстоятельства (банкротство и тому подобное). Таким образом, это своего рода страхование самих страховщиков, но больше всё же создано для потерпевших водителей.

С 1 мая эта же статья 14 Закона об ОСАГО дополнена пунктом 6 следующего содержания:

К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Пункт 2.1 статьи 18 Закона об ОСАГО, который указан в данном пункте, изменяется с 1 июня 2019 года, об этих изменениях вы прочитаете в наших следующих рубриках.

Уточнили, при каком условии потерпевшему не положена компенсационная выплата

Ещё одно нововведение – в пункте 9 статьи 14.1 законодатель уточнил, что в случае, когда у страховщика потерпевшего отозвана лицензия, либо он признан банкротом, то потерпевший обращается к страховщику виновника за страховой выплатой, а не к профессиональному объединению страховщиков (РСА) за компенсационной выплатой.

Рубрика:  Изменения в законе ОСАГО

С 1 июня 2019 года вступают в силу изменения внесенные в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ В«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средствВ». Изменения вносятся на основании Федерального закона от 04.06.2018 года № 133-ФЗ В«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона В«О внесении изменений в Федеральный закон В«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средствВ» и отдельные законодательные акты Российской ФедерацииВ» в связи с принятием Федерального закона В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ».

Указанный Федеральный закон № 133-ФЗ вводит понятие В«потерпевшего, не являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»», а также В«потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг, определенного в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»».

Примечание: Для целей Федерального закона В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ» под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу внесенных в статью 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ изменений теперь при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ». В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ» финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования:

1) в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;

2) в течение тридцати дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

Следует отметить, что страховая компания обязана ответить потерпевшему, не являющемуся потребителем финансовых услуг, определенному в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ», в течение 10 дней.

Потерпевший,В  не являющийся потребителем финансовых услуг, определенный в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ», направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.

С 1 июня 2019 года началом периода просрочки для целей расчета неустойки (пени) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I В«О защите прав потребителейВ» является день, следующий за днем истечения срока, предусмотренного для надлежащего исполнения страховщиком своих обязательств.

В силу пункта 3 статьи 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ при удовлетворении судом требований потерпевшего — физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Однако ввиду внесенных изменений теперь страховщик освобождается от уплаты штрафа, предусмотренного В абзацем 1 пункта 3 статьи 16_1,В  в случае исполнения страховщиком вступившего в силу решения уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом В«Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услугВ» в порядке и в сроки, которые установлены указанным решением (абзац 2 пункта 3 статьи 16_1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ).

1 мая 2019 года подписан Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 88-ФЗ В«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской ФедерацииВ», который также предполагает внесение целой плеяды изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ В«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средствВ», а также Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I В«Об организации страхового дела в Российской ФедерацииВ».

Федеральный закон №88-ФЗ вступит в силу через 180 дней после его официального опубликования (документ опубликован 1 мая 2019 года), за исключением отдельных норм, для которых установлен иной срок начала действия. Часть изменений вступает в силу со дня опубликования закона, часть по истечению 30 дней со дня опубликования изменений, часть с 1 сентября и 1 октября 2019 года.

Так, в силу внесенных изменений владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ или в рамках международных систем страхования.

Теперь документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.

Федеральным законом закреплено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в виде электронного документа. Извещение о дорожно-транспортном происшествии в виде электронного документа составляется с использованием федеральной государственной информационной системы В«Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)В» по форме, установленной Банком России.

При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом В«бВ» статьи 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ (в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей), при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

— с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

— с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой В«Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной формеВ», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных указанными выше способами. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 статьи 11_1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ.

Кроме того, установлен порядок возмещения потерпевшему вреда его жизни или здоровью, причиненного несколькими участниками ДТП в рамках одного страхового случая. В такой ситуации страховщики должны нести солидарную ответственность за причинение вреда, но общий размер страховой выплаты не должен превышать 500 тысяч рублей. Одновременно скорректирован перечень оснований для предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к лицу, ответственному за причинение вреда. При этом запрещено предъявлять регрессное требование к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью или к его родственникам и наследникам в случае смерти пешехода в результате ДТП.

Также изменения касаются:

— уточнения порядка заключения договора обязательного страхования и перечня необходимых для его заключения документов;

— снятия запрета на перестрахование обязательств страховщика по договору ОСАГО;

— корректировки перечня транспортных средств, на владельцев которых не распространяется обязанность по страхованию;

— закрепления квалификационных требований к экспертам-техникам, проводящим независимую техническую экспертизу транспортных средств, и порядка осуществления их профессиональной аттестации;

— дополнения перечня категорий лиц, которые наряду с потерпевшими или выгодоприобретателями могут предъявить к профессиональному объединению страховщиков требование об осуществлении компенсационной выплаты;

— установления процедуры рассмотрения споров по договорам обязательного страхования между гражданами и объединением страховщиков и т. д..

КОНСУЛЬТАЦИЮВ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получитьВ в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ В«Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской областиВ», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а такжеВ по телефону горячей линии:В 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни)

Комментарии —>

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Последние поправки в Законе об ОСАГО изменили отдельные аспекты в процедуре страхования. Основным из них стало предписание страховщику обеспечивать восстановительные работы транспортному средству потерпевшего.

Если ранее на руки последнего выдавалась денежная сумма, то теперь по Закону об ОСАГО страховщик заключает договор со станцией технического обслуживания, которая и обеспечивает нужный ремонт. Денежное возмещение на руки потерпевшему по Закону о страховании ОСАГО выдается лишь при определенных условиях.

Отдельным аспектом следует рассматривать усиления права регрессии в страховании. По нему страховщик получает возможность требовать с виновника ДТП возврат уплаченных на восстановительные работы средств. Данное положение регулируется статьей 14 Закона об ОСАГО.

Статья 14: «Право регрессивного требования страховщика к лицу, причинившему вред»

Для дальнейшего рассмотрения законоположения следует определить понятие регрессии. Регрессивное возмещение – это право страховой компании требовать возврат уплаченной суммы с лица, виновного в наступлении страхового случая. В применении к ОСАГО это предписание касается виновника ДТП.

Статья 14 Закона о страховании ОСАГО указывает на следующие ситуации, когда страховщик имеет право требовать возврат средств, потраченных на восстановительный ремонт:

  • если присутствовал умысел в причинении вреда жизни или здоровью – данное положение является ключевым в содержании статьи, под ним подразумевается и сознательное несоблюдение правил ПДД;
  • наличие алкогольного, наркотического или иного опьянения, из-за которого был нанесен ущерб потерпевшему;
  • лицо не имело права управлять транспортным средством;
  • водитель скрылся с места ДТП – статьи законодательства трактуют данные действия как тяжкое нарушение;
  • виновник ДТП не включен в полис страхования ОСАГО в качестве водителя, который может управлять указанным транспортным средством;
  • страховой случай наступил в период, не включенный в полис страхования ОСАГО;
  • при оформлении документов без участия полиции, водитель не направил копию извещения о ДТП страховщику в течение положенных статей пяти дней;
  • транспортное средство виновника аварии не было предоставлено страховой организации для проведения анализа и технической экспертизы;
  • истек срок действия диагностической карты, подтверждающей возможность безопасного использования транспортного средства в системе страхования ОСАГО;
  • были предоставлены недостоверные сведения при оформлении электронных документов.

В указанных обстоятельствах организация по Закону о страховании предъявляет требования о полном возмещении страховых выплат виновником ДТП. Статья 14 Закона об ОСАГО предписывает аналогичную возможность по отношению к оператору технического осмотра, оформлявшего диагностическую карту.

Ознакомьтесь  Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»

Если в ходе выявления причин аварии обнаруживается наличие неисправностей, не указанных в документах о безопасности транспортного средства, страхование взыскивается с оператора. В расчет берутся те неполадки, которые были или могли быть обнаружены в ходе проведения технического осмотра, но не были внесены в диагностическую карту.

Статья 14 Федерального закона 40 также предписывает возможность страховщику в указанных случаях требовать возмещение дополнительных расходов. Такие затраты могут быть понесены на проведение экспертизы и технический анализ при страховании. Возмещать их по статье 14 ФЗ 40 также придется виновнику ДТП.

Последний пункт статьи указывает на случаи, когда предписания Закона об ОСАГО становятся актуальными. К таким ситуациям относится возмещение полученного в результате ДТП ущерба страховщиком, у которого потерпевший оформил страхование гражданской ответственности. Отдельные особенности положения предписываются статьей 14.1 Федерального закона 40.

Изменения в статье 14 ФЗ об ОСАГО

С момента публикации закона об ОСАГО, в статью 14 ФЗ 40 вносились следующие изменения:

  • 21 июля 2014 редакция статьи была полностью изменена;
  • 23 июня 2016 в статью 14 Закона о страховании был введен подпункт «к», указывающий на предоставление недостоверных сведений при оформлении электронного договора об ОСАГО, данная поправка вступила в силу с 1 января 2017;
  • 28 марта 2017 изменения коснулись формулировки первого абзаца пункта 1 статьи 14 – слово «выплатившему» сменилось на «осуществившему», а слова «произведенной потерпевшему страховой выплаты» заменены на «осуществленного потерпевшему страхового возмещения».

Иных изменений в данную статью не вводилось с момента ее последней редакции. Ряд поправок был введен и в другие положения Закона об обязательном страховании для приведения их в актуальное состояние. Так же можете ознакомиться с новшествами ФЗ 119.

Скачать

Скачать Федеральный закон 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» полностью можно здесь. Отдельно скачать статью 14 Закона об ОСАГО о праве регрессивного требования страховщика к лицу, причинившему ущерб, можно тут.

Оба документа представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на июль 2017. Положения статьи 14 Закона об ОСАГО указывают на определенный перечень случаев. Если ситуация не входит в список статьи, то требование регрессии страхования можно обжаловать в суде. Текст может использоваться водителями для изучения и защиты своих прав при страховании и требовании регрессии.

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (804) 333-01-43

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий