Организация купила подержанный автомобиль: как установить срок полезного использования?

Сегодня мы поговорим об амортизации автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет физического износа машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой срок полезного использования, который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили ( в том числе скорая помощь и т.д.).

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

Согласно п.20 Правил бухгалтерского учета 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

  • период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
  • степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

Срок полезного использования для:

  • третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;
  • группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
  • группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.

Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

Норма АА

Норма амортизации — это абсолютно противоположный сроку полезного использования термин по своей сути. Как мы уже говорили, каждое основное средство имеет собственный лимит ресурса, но он исчерпаемый. В зависимости от группы амортизации, каждое ТС имеет свою нормальную норму амортизации.

Числовое выражение термина заключается в отношении годовой амортизационной суммы к первоначальной стоимости транспортного средства. Например, фирма покупала автомобиль за 1 миллион рублей. Годовая амортизационная сумма (срок полезного использования) составляет 200 000 рублей. При делении 200000 :1 000 000 мы получаем цифру 0,2 (20%).

Максимальное значение НА для различных машин (в том числе силовых и других агрегатов) составляет 50% (в нашем случае НА получается намного ниже), а минимальный цифровой эквивалент — 3%.

Существует четыре основных метода расчета нормы амортизации:

  • линейный (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • уменьшаемый остаток;
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000 : 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от амортизационной группы и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания приобретает мощный автомобиль, который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10 :12 = 0,833%.

Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно ваших проблем. Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты! Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Компенсация в 2019

Сотрудники предприятия могут использовать личный автомобиль в служебных целях. Понятно, что бесплатно это делать никто не будет, так как:

  • автомобиль изнашивается;
  • необходимо заправить машину ГСМ.

Для того, чтобы получение такой выплаты стало возможным, необходимо:

  • оформить соглашение между работником и работодателем про использование личного автомобиля для задач и потребностей предприятия;
  • предоставить в бухгалтерию работодателя свидетельство о государственной регистрации ТС.

Компенсация амортизации и расхода ГСМ выплачивается на основании:

  • учетных документов, в которых фиксируется километраж поездки (путевой лист либо специальный журнал);
  • чеков с заправочных станций.

Компенсация за использование ГСМ выплачивается в полном объеме, так как четко видно сумму денег, которую сотрудник потратил на заправку собственного авто для служебной поездки. Порядок расчета и выплаты суммы амортизации оговаривается в соглашении.

Амортизация машины в такси — тема данного видео:

Вопрос: купили б/у авто у физического лица. Как амортизировать в налоговом учете?

Сообщаю Вам следующее:

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Бухгалтерские проводки приведены в документе 1.

Документ 1

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации операции, связанные с приобретением автомобиля, бывшего в эксплуатации, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем? В каком порядке определяется срок полезного использования и производится начисление амортизации по указанному объекту основных средств (ОС)?

Организация по договору купли-продажи, заключенному с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль, бывший в эксплуатации у предыдущего собственника 5,5 лет (66 месяцев) (срок эксплуатации установлен на основании паспорта транспортного средства). Договорная стоимость автомобиля составила 203 500 руб. Автомобиль приобретен и начал использоваться в июле. Оплата продавцу произведена в безналичной форме также в июле.

Ожидаемый срок использования автомобиля составляет 25 месяцев. В соответствии с учетной политикой организации начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом (методом). Для целей налогообложения учет ведется методом начисления, амортизационная премия не применяется.

Бухгалтерский учет

Приобретенный автомобиль предполагается использовать для служебных нужд организации на протяжении длительного времени (более 12 месяцев). Следовательно, автомобиль принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В данном случае первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) <*>.

Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности объекта к использованию в запланированных целях без дополнительных затрат. Факт такой готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Таким документом является акт (накладная) приемки-передачи ОС, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств) <**>.

Затраты на приобретение объектов ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в составе ОС, списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии организацией объекта ОС к бухгалтерскому учету срок его полезного использования определяется исходя из ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью или исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, либо в соответствии с нормативно-правовыми и другими ограничениями использования этого объекта.

В рассматриваемой ситуации исходим из допущения, что автомобиль предполагается эксплуатировать в обычном режиме и нормальных условиях, какие-либо ограничения его использования отсутствуют. Поэтому при принятии к учету данного объекта срок его полезного использования определен исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (25 месяцев) (абз. 3 п. 20 ПБУ 6/01, абз. 3 п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01, п. 55 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Таким образом, ежемесячная норма амортизации автомобиля составит 4% (100% / 25 мес.), ежемесячная сумма амортизационных отчислений — 8140 руб. (203 500 руб. x 4%).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (в данном случае — с августа), и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Начисление амортизации по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» — для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на прибыль организаций

В целях налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). В данном случае первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ) <*>.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В данном случае организацией приобретен объект ОС, бывший в употреблении. По общему правилу приобретенные объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода амортизации налогоплательщик вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Если срок фактического использования данного ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого ОС с учетом требований техники безопасности и других факторов (п. 7 ст. 258 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации предыдущим собственником приобретенного автомобиля является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При приобретении объектов ОС, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом положений п. 7 ст. 258 НК РФ, так как физическое лицо не устанавливает срок полезного использования ОС и не амортизирует его для целей налогообложения. Норма амортизации по таким объектам ОС устанавливается как в отношении нового объекта ОС.

Дополнительно по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Учитывая приведенные разъяснения, организация устанавливает срок полезного использования по автомобилю, приобретенному у физического лица, не являющегося предпринимателем, исключительно на основании Классификации основных средств без учета срока пользования автомобилем предыдущим собственником.

В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили (за исключением автомобилей, отнесенных к иным группам) относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ). В данной консультации исходим из предположения, что организация установила минимальный срок полезного использования данного ОС в пределах указанной амортизационной группы, который равен 37 месяцам.

Следовательно, для целей налогообложения величина ежемесячных амортизационных отчислений по легковому автомобилю в данном случае составляет 5500 руб. (203 500 руб. x (1 / 37 мес. x 100%)) (п. 2 ст. 259.1, пп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (в рассматриваемом случае — с августа) (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов, полученных от реализации имущества, физические лица производят самостоятельно. В связи с этим у организации, приобретающей имущество у физического лица, не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных ст. 226 НК РФ (п. 2 ст. 226, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). В рассматриваемом случае заметим, что доход от продажи автомобиля не будет облагаться НДФЛ, поскольку автомобиль находился в собственности физического лица более трех лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Сумма амортизационных отчислений, ежемесячно признаваемых расходом в бухгалтерском учете (8140 руб.), превышает амортизацию, включаемую в расходы для целей налогового учета (5500 руб.). В связи с этим в учете организации ежемесячно возникают вычитаемые временные разницы (ВВР) в размере 2640 руб. (8140 руб. — 5500 руб.) и соответствующие им отложенные налоговые активы (ОНА) в размере 528 руб. (2640 руб. x 20%) (п. п. 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

В бухгалтерском учете стоимость объекта ОС будет списываться через амортизацию в течение 25 месяцев. Следовательно, начиная с 26-го месяца по мере начисления амортизации в налоговом учете указанные ВВР и ОНА будут уменьшаться на 1100 руб. (5500 руб. x 20%) ежемесячно до полного погашения (п. 17 ПБУ 18/02).

Возникновение ОНА отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (абз. 5 п. 14 ПБУ 18/02, Инструкция по применению Плана счетов). При уменьшении (погашении) ОНА производится обратная бухгалтерская запись по указанным счетам.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В июле
Отражены вложения организации в приобретение объекта ОС 08 60 203 500 Акт приемки-передачи имущества
Легковой автомобиль принят к учету в составе ОС <**>, <***> 01 08 203 500 Акт о приеме-передаче объекта основных средств,

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль 60 51 203 500 Выписка банка по расчетному счету
Ежемесячно с августа в течение 25 месяцев
Отражена сумма начисленной амортизации 26

(44)

02 8140 Бухгалтерская справка-расчет
Отражен ОНА 09 68 528 Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно начиная с 26-го месяца до полного погашения стоимости ОС либо его выбытия
Уменьшен (погашен) ОНА 68 09 1100 Бухгалтерская справка-расчет

———————————

<*> В данной схеме не рассматриваются иные расходы, связанные с приобретением автомобиля, которые могут формировать его первоначальную стоимость.

<**> Об особенностях применения унифицированных форм первичных учетных документов см. комментарий.

<***> О налоге на имущество организаций см. Путеводитель по сделкам. Купля-продажа движимого имущества (основного средства, бывшего в эксплуатации). Покупатель.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Трясцына Оксана Вадимовна

Ответ актуален на 09.09.2019 г.

Ответ недели: нормы амортизации б/у авто, купленного у физического лица

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 и не содержит четких критериев, по которым можно отнести автомобиль к тому или иному классу.

Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359) содержит классификацию легковых автомобилей. В частности, к автомобилям большего класса относятся автомобили с объемом двигателя свыше 3,5 л, автомобили высшего класса без каких-либо критериев.

Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств РД 37.009.015-98, утвержденного Министерством экономики РФ от 04.07.1998, установлено, что к высшему классу относятся автомобили длиной свыше 4,9 м.

Анализ немногочисленной судебной практики говорит о том, что критерием отнесения автомобиля к легковому автомобилю большого класса является объем двигателя более 3,5 л; к высшему классу — независимо от объема двигателя, но длиной более 4,9 м (основные средства 5-й амортизационной группы).

Длина автомобиля Audi Q7 свыше 5 м, что подтверждается официальным интернет-сайтом Российского представительства «Audi».

Из письма ГТК РФ от 26.02.1997 №04-30/3515 следует, что признаками, отличающими автомобиль высшего класса, являются: репутация марки (известная германская автомобилестроительная компания), цена (стоимость базовой комплектации от 3 млн руб.), комфортабельность салона (оснащен инновационными вспомогательными системами для водителя и информационно-развлекательными системами). При этом в письме отмечено, что по вопросу отнесения той или иной марки автомобиля к представительскому классу следует обращаться к эксперту.

Непосредственно производитель позиционирует Audi Q7 как автомобиль с внешним видом представителя премиум-класса, о чем свидетельствует информация с официального сайта российского представительства «Audi».

В соответствии с Классификацией легковые автомобили отнесены к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно, а автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

В пределах указанных сроков налогоплательщики вправе установить срок полезного использования для целей налогового учета самостоятельно. Таким образом, минимальный срок полезного использования для легковых автомобилей, отнесенных Классификацией к 3-й амортизационной группе, может быть установлен 3 года, а для автомобилей легковых большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, отнесенных к 5-й амортизационной группе, — 7 лет.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 24.12.2008 №03-03-05/178.

Следовательно, данное основное средство (автомобиль Audi Q7) относится к 5-й амортизационной группе.

imageНалоги

22.10.2020 В Скачать обзор изменений—>

Организация, которая приобрела бывший в употреблении автомобиль, вправе определять норму амортизации по нему с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество месяцев эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Как новому собственнику определить срок полезного использования бывшего в употреблении имущества

Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этого ОС срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

При этом согласно пункту 12 статьи 258 Налогового кодекса приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Поэтому, организация вправе определить норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, исходя из срока полезного использования, определенного в рамках той амортизационной группы, в которую они были включены у предыдущего собственника, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации их предыдущим собственником.

Еще по теме:

Особенности учета использованного имущества

Основное средство «секонд хенд». Как определить норму амортизации?

Как определить срок полезного использования для автомобилей

При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе поВ Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002В г. № 1, руководствуются кодами ОКОФ.

Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится.

Определение кода Общероссийского классификатора основных фондов основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 г. № 02-06-10/61195).

При этом, по мнению Минфина, чтобы не допустить завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями и занижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с Классификацией, целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования.

Легковые автомобили по ОКОФ относятся кВ группировке «Транспортные средства», код 310.29.10.2.

Этому коду в Классификации соответствует 3-я амортизационная группа со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Для дизельных автомобилей установлен код ОКОФ — 310.29.10.23 (средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) новые).

Такие автомобили согласно Классификации кВ 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.

К этой же группе относятся автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л)В (код ОКОФ 310.29.10.24).

Учитывая разъяснения Минфина, при приобретении организацией таких автомобилей, целесообразнее включать их в 5-ю амортизационную группу.

Ранее по теме:

Амортизация закончилась. Можно продолжать амортизировать?В 

Нестандартные случаи налоговой амортизации

Амортизация ОС после истечения срока полезного использования: когда возможнаВ 

Может ли новый срок полезного использования автомобиля быть менее 12 месяцев

Представители Минфина выступают против того, чтобы исключить бывшее в употреблении основное средство, которое приобрела организация, из состава амортизируемого имущества в случае, если срок его полезного использования менее 12 месяцев.

По их мнению, основное средство, бывшее в употреблении, вне зависимости от оставшегося срока его полезного использования из состава амортизируемого имущества не исключается (письмо Минфина от 03.08.2010 № 03-03-06/1/509).

В другом своем разъяснении Минфин это подтвердил: основные средства принимаются к налоговому учету получающей стороной в качестве амортизируемого имущества, вне зависимости от остаточной стоимости данного имущества и оставшегося срока полезного использования (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-03-06/1/241).

В случае, если предыдущий собственник неправильно определил срок полезного использования, новый может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных основных средств, в том числе бывших в употреблении (письмо Минфина России от 03.10.2017 № 03-03-06/1/64282).

Также можно поступить и в случае, если приобретенный подержанный объект ОС уже полностью отработал свой срок.

При установлении срока полезного использования такого объекта нужно руководствоваться возможностью дальнейшего его использования в деятельности фирмы, его способностью приносить доход и его техническими характеристиками (постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272).

Читайте вВ бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как начислить амортизацию по основным средствам, бывшим в эксплуатацииВ 

imageСтатья в журнале: №16 (1176) — Апрель 2015 , опубликовано 29.04.2015Тематики: Налог на прибыль организаций

К какой амортизационной группе отнести снегоходы и квадроциклы?

Согласно ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Ни снегоходы, ни квадроциклы в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, не указаны.

Налоговые органы относят указанную технику к группе «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки» (код ОКОФ 15 3599000) со сроком полезного использования свыше 60 месяцев, который относится к четвертой группе амортизируемого имущества.

В соответствующие амортизационные группы (от первой до десятой) включены основные средства, перечисленные в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359.

Согласно ОКОФ к коду 15 3599000 «Средства транспортные, прочие, не включенные в другие амортизационные группы» относятся следующие транспортные средства:

– средства транспортные, приводимые в движение вручную (код 15 3599010), в том числе: тачки, багажные и ручные тележки, вагонетки, колесные платформы различного вида и прочие;

средства транспортные, приводимые в движение на животной тяге (код 15 3599020), в том числе: двуколки, повозки, катафалки и прочие;

– средства транспортные, внутриобъектовые на электрической тяге (код 15 3599030), в том числе: электрокары и электропогрузчики, электротележки и прочие.

ФАС Московского округа в постановлении от 24.02.2015 г. № А40-59510/13 указал, что снегоходы оснащены двигателем внутреннего сгорания, что прямо следует из их паспортов, в связи с чем, они не могут быть отнесены к коду ОКОФ 15 3599000 «Средства транспортные, прочие, не включенные в другие амортизационные группы».

Ссылки налогового органа на ГОСТ Р 50944-96 «Снегоходы. Требования безопасности», а также на правила госрегистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938, судом отклонены, поскольку данные нормативные акты не противоречат общему выводу о классификации снегоходов по коду ОКОФ 15 3410162 «Автомобили легковые специальные, снегоходы», в том числе по причине отсутствия иных кодов для классификации.

Квадроциклы тоже оснащены двигателем внутреннего сгорания.

Поэтому позиция суда по отношению к снегоходам применима и к квадроциклам.

Суды считают, что снегоходы и квадроциклы согласно паспортам самоходных машин относятся к основным средствам к 3 амортизационной группе по коду ОКОФ 15 3410162 «Автомобили легковые специальные, снегоходы», со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.

Кроме того, п. 6 ст. 258 НК РФ разрешает налогоплательщику для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, устанавливать срок полезного использования в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

image Добавить в избранное image

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ И СВЕЖИЕ СТАТЬИ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий