Совет Федерации: молчаливое согласие с реформами и никакого особого мнения судьям

image

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ РФ от 06.02.96 N 42-СФ “О РЕГЛАМЕНТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

отменен/утратил силу Редакция от 06.02.1996 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ РФ от 06.02.96 N 42-СФ “О РЕГЛАМЕНТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
Вид документа постановление
Принявший орган сф рф
Номер документа 42-СФ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 06.02.1996
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ “Система”
Навигатор Примечания

image ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ РФ от 06.02.96 N 42-СФ “О РЕГЛАМЕНТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ

Статья 129 Статья 130

1, Рассмотренный и одобренный Государственной Думой проект федерального конституционного закона передается на рассмотрение Совета Федерации.

Статья 131 Статья 132

1. Комитет, ответственный за рассмотрение проекта федерального конституционного закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации.

Статья 133 Статья 134

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить проект федерального конституционного закона, одобренный Государственной Думой;

Статья 135

а) провести голосование по одобрению проекта федерального конституционного закона без обсуждения;

Статья 136 Статья 137 Статья 138 Статья 139 Статья 140 Статья 141

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ СФ РФ от 06.02.96 N 42-СФ “О РЕГЛАМЕНТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

В  Grandars.ru В» Правоведение В» Юридическая техника В» Содержание

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в В«Российской газетеВ» и В«Собрании законодательства Российской ФедерацииВ»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в В«Собрании законодательства Российской ФедерацииВ», В«Российской газетеВ» и В«Парламентской газетеВ». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту’ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2/3, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: В«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведенияВ».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ В«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального СобранияВ» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в В«Парламентской газетеВ» и В«Российской газетеВ» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Илья ДавлятчинНовости03.11.2020

Фото: council.gov.ru
Совет Федерации на заседании во вторник одобрил три ключевых документа из президентского «конституционного пакета». Ранее L.R подробно рассказывал об их прохождении через Госдуму. Представлял документы сенаторам глава комитета по конституционному законодательству верхней палаты Андрей Клишас. Конституционный суд Как отметил Клишас, изменения затрагивают вопросы состава, формирования, компетенции и организации деятельности Конституционного суда РФ. Одно из главных нововведений касается количественного состава КС — отныне он будет состоять из одиннадцати (вместо девятнадцати) судей, включая председателя и его заместителя. Суд правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей. Судьи будут назначаться на свои должности Советом Федерации по представлению президента. Предложения о кандидатах могут вноситься главе государства комитетами Совета Федерации и Государственной думы, Верховным судом РФ. В соответствии с поправками председатель КС и его заместитель назначаются сроком на шесть лет Советом Федерации по представлению президента. Исключаются положения о том, что они могут быть назначены из числа судей. По словам Клишаса, отсутствие такого правила — «общее для нашего законодательства», оно действует и в ВС. «По сути дела, Конституция тоже такого ограничения не устанавливает, и оно является неконституционным», — заявил Клишас. Установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи КС РФ. В частности, судьей этого суда может быть назначен гражданин РФ, постоянно проживающий в стране, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Для судей КС установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Поправки запрещают судьям публиковать особые мнения и критиковать решения КС — это предложение вызвало общественный резонанс и критику со стороны юридического сообщества. Любопытно, что в пресс-релизе на сайте СФ умалчивается об этой новелле. Клишас же оправдал данный запрет наличием таких же ограничений в законодательстве других стран (Франции, Люксембурга, Ирландии и других). «Эти нормы, они направлены, как и у нас, на обеспечение принципов коллегиальности, тайны совещательной комнаты, независимости и беспристрастности», — подчеркнул Клишас. Кроме того, поправками закрепляется порядок рассмотрения дел о проверке конституционности проектов законов и неподписанных или необнародованных законов. Данный законопроект не вызвал споров среди членов КС и был принят единогласно. Правительство Поправки в федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» предусматривают новый порядок формирования кабмина. L.R подробно рассказывал об этом документе. Отныне председатель, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются президентом после их утверждения Государственной думой. Министры «силового блока» (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность президентом после консультаций с Советом Федерации. «Такая процедура задает правильный вектор развития системы государственного управления: усиливается роль парламента и роль наших избирателей на кадровый состав правительства», — заявил Клишас. Утвержденные Госдумой кандидатуры назначаются на должность президентом РФ, отказать в их назначении он не вправе. Зато затем он может отстранить любого из них. Представление по кандидатуре председателя правительства вносится в ГД главой государства не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента, или после отставки правительства, или в течение одной недели со дня отставки председателя правительства РФ. В случае трехкратного отклонения Государственной думой кандидатур председателя правительства, его заместителей или федеральных министров президент вправе назначить их без утверждения парламентом. Глава государства, в соответствии с проектом закона, может отправить в отставку председателя правительства без роспуска кабмина. Также определены соответствующие полномочия правительства. Например, закрепляется обеспечение проведения в стране единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Члены правительства не могут быть сенаторами, депутатами Госдумы, депутатами региональных парламентов. В то же время заместители председателя правительства и федеральные министры могут замещать иные государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными законами. «Предложения, замечания? Может быть, кто-то хочет выступить?» — обратилась к сенаторам после представления поправок председатель СФ Валентина Матвиенко. В ответ — тишина. И вновь СФ поддержал поправки без каких-либо вопросов и единогласно. Прокуратура Еще один пакет поправок конкретизирует полномочия прокуратуры России. Уточняется, что генеральный прокурор РФ, его заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры назначаются и освобождаются от должности президентом РФ. Происходит это после консультаций с Советом Федерации. СФ не позднее недели со дня получения представления информирует главу государства о результатах рассмотрения кандидатуры на должность генпрокурора. Комитеты Совфеда также проводят консультации по представленным президентом РФ кандидатурам на должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров и не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления информируют в письменной форме главу государства о результатах рассмотрения представленных кандидатур. Предусматривается обязанность прокурорских работников сообщать непосредственному руководителю о прекращении гражданства РФ или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в течение пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства РФ или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения указанных документов. Спорить с чем-либо из предложенных нововведений сенаторы опять не стали. Также СФ одобрил поправки в закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Отныне омбудсменом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в стране. Уполномоченному запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Популярное

Previous Next

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Комментарии к статье

Вы также можете получить комментарии к статье. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.
Ваш вопрос *

–>

В частности, об ответственности за отчуждение российских территорий и за призывы к этому, о приоритете основного закона над международными соглашениями и о статусе и порядке формирования Госсовета.

Кроме того, сенаторы одобрили продление дачной амнистии до марта 2026 года. 

Еще один важный закон касается обязательного медицинского страхования. Средства на лечение пациентов в федеральных центрах пойдут через фонд ОМС, минуя частные страховые компании. Таким образом, за качество оказания высокотехнологичной помощи будет отвечать государство.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий