Величина прожиточного минимума на душу населения в России по годам (Таблица)

image К 2025 году россияне могут забыть, что такое потребительская корзина. Фото Reuters

Прожиточный минимум в 2022 году вырастет в России на 297 руб. и составит, по предварительной оценке, 11 950 руб., подсчитали в Минтруде РФ. В 2021 году прожиточный минимум составляет 11 653 руб., так что рост составит 2,5%. И это притом, что инфляция в стране выросла уже до 6% и даже с учетом прогнозов ЦБ будет выше 4% по итогам года.

Прожиточный минимум используют для оценки нуждаемости граждан при предоставлении мер поддержки и государственной соцпомощи, как, например, социальный контракт, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до трех лет, выплаты на детей от трех до семи лет из малообеспеченных семей.

С 2021 года прожиточный минимум устанавливается сразу на год, а не на квартал, как это было прежде. Кроме того, если раньше его величина определялась на основе расчета стоимости продуктов, включенных в потребительскую корзину, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода по стране. При этом при расчете размеров пособий и выплат используется региональный прожиточный минимум.

С начала этого года прожиточный минимум определяют как 44,2% от медианного среднедушевого дохода (это величина, доходы больше и меньше которой имеет половина населения страны). Согласно данным Росстата, медианный доход в 2020 году составил 27 тыс. руб., а установленный на 2022 год ПМ в размере 11,9 тыс. руб. как раз и составляет 44,2% от медианного дохода в 2020 году.

МРОТ в 2022 году вырастет на 6,4% и составит, по предварительной оценке, 13 617 руб. Но как это позволит поднять ПМ в 2022 году, непонятно, потому что, как уже отмечалось, ПМ, по оценке, вырастет темпами в три раза меньше МРОТа и текущей инфляции. Возможно, речь идет уже о 2023 годе.

Напомним, что в 2021-м прожиточный минимум для трудоспособного населения установлен в 12 702 руб., для детей 11 303 руб., а для пенсионеров – 10 022 руб. Как сообщал кабинет министров, рост общего ПМ за 2021 год составит 3,7 % по сравнению с четвертым кварталом 2020 года. С 1 января будущего года ПМ для трудоспособного населения составит 13 026 руб., для детей – 11 592 руб., а для пенсионеров – 10 277 руб.

«Есть два метода определения уровня бедности: абсолютный и относительный, – пояснила «НГ» старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ Ольга Кузина. – Первый, с оценкой содержимого потребительской корзины определяется, исходя из потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Относительный позволяет учитывать, что происходит в обществе в целом. Сейчас у нас за счет введения новой системы определения уровня ПМ идет переход к относительной системе, которая предполагает, что рост прожиточного минимума и минимального дохода будет совпадать с ростом доходов всего населения, вернее, его медианного значения. Однако в том случае, когда реальные доходы населения снижаются, будет снижаться и прожиточный минимум – не в номинальном размере, поскольку такое снижение запрещено, а в реальном – с учетом роста цен».

В условиях высокой инфляции, особенно в продовольственном секторе, ПМ не будет успевать за ростом цен на продукты питания, и это будет приводить к тому, что в реальном выражении на эти деньги люди смогут купить себе меньшее количество потребительских товаров, говорит эксперт. «Еще одно нововведение, которое, на мой взгляд, осложнит ситуацию в условиях более высокой инфляции, – это то, что теперь прожиточный минимум будет устанавливаться раз в год, а не ежеквартально. Это будет еще одним фактором того, что его уровень будет не успевать за ростом цен. Поскольку количество бедных рассчитывается как количество людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, то новая методика будет работать на то, что официальные оценки бедности будут сохраняться на текущем уровне, даже если в реальном выражении она будет расти», – говорит Кузина. Эксперт напоминает, что ПМ в странах ОЭСР и ЕС составляет не менее 60% медианного дохода, а не 44,2%, как у нас.

«Последовательная деградация методологии расчета величины прожиточного минимума идет последние 10 лет, – сказал «НГ» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – Вектор очевидный: от нормативного, когда установление стоимостной величины прожиточного минимума происходит через минимальную потребительскую корзину, – к статистическому, который фактически является крайне виртуальной величиной. Сначала в 2012 году перешли от расчета полноценной трехструктурной минимальной потребительской корзины (продовольствие, непродовольственные товары и платные услуги) к одноструктурной, чисто продовольственной. А с текущего года просто привязали прожиточный минимум к другой статистической величине – медианным зарплатам».

При этом очевидно, что и фактический размер прожиточного минимума не отражает реальность, так как методики, которые предлагаются академической наукой, показывают необходимость увеличения размера прожиточного минимума в стране минимум в 3,2 раза, говорит Крупнов. «Очевидно, что вопрос о методологии расчета прожиточного минимума является на сегодня максимально произвольным и абсолютно не отражающим потребности российского населения. Здесь необходима кардинальная реформа», – говорит эксперт.

Реформа на самом деле идет. Регионам еще только предстоит научиться определять свои ПМ на основе новых правил, разработанных Минтрудом. Размер региональных ПМ составит от 93 до 164% от федерального показателя в зависимости от стоимости жизни и природных условий в том или ином субъекте, такой диапазон вырисовывается из новых правил расчета минимумов, которые предложил Минтруд. Регионы должны пересчитать размер показателя по новой методике уже к 2022 году, но для отстающих предусмотрен переходный период до 2025 года.

В регионах также должны отказаться от расчета ПМ на основе своих потребительских корзин и определять его в соотношении с величиной федерального показателя по шкале региональных коэффициентов, которые «отражают разницу в ценообразовании и природно-климатических условиях территорий».

В мире существует три подхода к определению прожиточного минимума: абсолютный, относительный и субъективный, уточнили для «НГ» в Минтруде. Абсолютный подход предусматривает определение прожиточного минимума по стоимости минимального набора товаров и/или услуг. Такой подход применялся во всех странах на этапе установления прожиточного минимума, но во многих развитых странах впоследствии от него отказались в связи с его субъективностью, сообщили в ведомстве.

Более прогрессивный подход – относительный. Он используется во многих развитых странах, и определяется как доля среднедушевого медианного дохода. С прошлого года такая методика утверждена и в Российской Федерации. Третий подход- субъективный, когда граждане в ходе социологического опроса определяют прожиточный минимум, он используется в аналитических целях во многих странах, однако пока опросная методика не используется для установления величины прожиточного минимума.

«При прошлой методике установления прожиточного минимума использовалась стоимость самых простых продуктов, включенных в состав потребительской корзины. Изменение этой стоимости не совпадало с индексом потребительских цен (ИПЦ или проще говоря – инфляцией) и изменяющимися стандартами потребления, — объясняют в Минтруде. — Так, например, в 2016 году рост потребительских цен за год составил – 5,4%, а прожиточный минимум в среднегодовом выражении вырос на 1,3%. В 2018 году инфляция составила 4,3%, а рост прожиточного минимума составил за год 2%. Такое отставание прожиточного минимума от общего уровня инфляции связано с неравномерным ростом цен на товары и услуги. Кроме того, во многих субъектах подсчет на основании конкретного перечня продуктов приводил к занижению прожиточного минимума».

На 2022 год прожиточный минимум вырастет на 2,5%, тогда как годовая накопленная инфляция, по прогнозам, составит менее 5%, отмечают в ведомстве. Одновременно применение новой методики дало рост минимального размера оплаты труда на 6,4% — это выше уровня инфляции и выше прожиточного минимума трудоспособного населения. «Что касается покупательской способности малообеспеченных семей, то оценку этого параметра необходимо проводить не столько непосредственно по уровню прожиточного минимума, сколько по набору тех инструментов, которые позволяют семье, при условии низких доходов, получить дополнительную поддержку. Ключевыми инструментами в преодолении бедности семей стали такие меры как: рост минимального размера оплаты труда на уровень выше прожиточного минимума, расширение мер поддержки семей с детьми, социальный контракт (доходы получателей соцконтракта выросли в 1,6 раз, 65% семей вышли из бедности благодаря этому инструменту), содействие в трудоустройстве уязвимым на рынке труда категориям граждан», — заявили в Минтруде.

В 2021 году были введены выплаты женщинам, ожидающим ребенка, дифференциация пособия для детей от 3 до 7 лет включительно, выплаты одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет, а также был распространен на всю страну механизм социального контракта. «Таким образом доходы населения будут расти не только за счет самого роста прожиточного минимума, но и за счет расширения охвата мер поддержки Это в свою очередь закладывает основу для дальнейшего роста прожиточного минимума на будущие периоды. Аналогичный эффект мы увидели в прошлом году. В 2020 году медианный доход по данным Росстата составил 27 036 руб., что превысило прогнозные значения на 1,6% за счет дополнительных мер по поддержке доходов населения — в прошлом году был увеличен период выплаты пособий на детей для малообеспеченных семей с 1,5 до 3 лет, а также введено пособие на детей от 3 до 7 лет», добавили в Минтруде.

Темы: КадрыОплата трудаОрганизация бизнеса Так как к показателям прожиточного минимума в 2019 году в России привязывается большинство других значимых показателей, таких как МРОТ и пенсионное обеспечение, его размеры имеют большое значение для многих россиян и работающих в РФ иностранцев. При этом следует помнить, что прожиточный минимум на ребенка или пенсионера отличается от предусмотренных размеров потребительской корзины взрослого трудоспособного человека. Также необходимо помнить, что в разных субъектах РФ данные показатели также могут серьезно отличаться.

Оглавление: 1. Прожиточный минимум в 2019 году в России – общие показатели 2. Прожиточный минимум на 2019 год по регионам – таблица 3. Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам

Прожиточный минимум в 2019 году в России – общие показатели

Непосредственно прожиточный минимум в 2019 году в России составляет 10213 рублей на душу населения в целом по РФ. При этом следует помнить, что соответствующие принципы расчета данного показателя устанавливаются по итогам предыдущего квартала (то есть на данный момент, на 1 квартал 2019 года, действует цифра прожиточного минимума, установленная для 4 квартала 2018 года) и до 1 мая 2019 года регулируются Приказом Минтруда №102н от 20.02.2019.

Непосредственно с 1 мая 2019 года в России прожиточный минимум изменяться пока что не будет, так как для анализа экономических показателей и потребительской корзины первого квартала этого года потребуется время.

В целом же по стране показатели прожиточного минимума являются следующими:

  • Прожиточный минимум для ребенка в начале 2019 года составляет 10302 рубль.
  • Прожиточный минимум для пенсионера в начале 2019 года установлен на уровне 8615 рублей.
  • Для взрослого трудоспособного человека прожиточный минимум составляет 11310 рублей.

Прожиточный минимум для пенсионеров устанавливается положениями отдельного нормативного акта, которым в случае с 2019 годом является ФЗ №178 от 17.07.1999.

Прожиточный минимум на 2019 год по регионам – таблица

Так как в различных регионах РФ показатели прожиточного минимума могут серьезно отличаться друг от друга, лучше всего разобраться в данном вопросе касательно отдельного субъекта РФ может помочь таблица на 4 квартал 2018 год по регионам, актуальная до установления новых сумм. Выглядит таблица следующим образом:

Регион
Адыгея 9012 9634 7415 9045
9752 10154 8248 9938
Амурская область 11172 11894 9106 11490
11816 12896 9892 11425
9581 10047 8044 10135
8784 9355 7193 8723
8480 9129 7105 8202
9655 10358 8051 9421
10395 10815 8263 10799
9523 10385 8063 9374
9174 9865 7514 8135
10698 11633 8912 10428
8612 9296 7217 8260
9315 9604 7399 9395
13051,24 13844,43 10569,17 13573,81
11284,04 11750,6 8952 11805,32
9900 10769 8320 9724
Республика Ингушетия 9992 9596 7370 9609
10698 11327 8626 10958
10497 10899 8255 11230
Калинин градская область 10939 11718 8938 10651
9120 9548 7346 9189
10240 11039 8542 9916
Камчатский край 19741 20886 15810 21271
Карелия Республика 12829 13975 10798 11957
9108 9645 7372 9476
9897 10872 8086 10121
Республика Коми 12948 13892 10582 13025
Костромская область 9664 10534 8143 9383
10228 11075 8496 9716
Красноярский край 11642 12332 9110 12116
9814 10545 8121 10208
9387 10023 7808 9799
Курская область 9058 9741 7577 8923
10239 11088 8777 9877
8720 9424 7348 8763
18910 19881 14886 20348
Республика Марий Эл 8849 9447 7285 9048
8503 9132 6975 8924
Москва 16087 18376 11424 13747
14649 15307 12243 14848
Ненецкий АО 20297 21360 16576 21228
9222 9952 7666 9355
10407 11328 8661 10172
10552 11217 8524 10800
Омская область 8942 9481 7238 9085
9513 10215 7955 9364
8744 9486 7291 9020
Пермский край 10098 10804 8279 10289
12623 13310 10143 13782
10623 11536 8817 10306
9657 10292 7859 9972
9474 10260 7915 9264
Самарская область 9872 10876 7827 9608
Санкт-Петербург 11055,2 12118,2 8981 10783,6
8599 9269 7144 8712
Республика Саха (Якутия) 16667 17729 13400 17072
14072 14790 11136 14933
10217 10933 8477 10450
г.Севастополь 10422 11178 8583 10854
Республика Северная Осетия (Алания) 9014 9532 7318 9216
Смоленская область 10148 10909 8450 9865
Ставропольский край 8622 9183 7039 8764
8722 9515 7373 8565
8709 9726 7121 8723
Тверская область 10170,87 10983,93 8490,3 10442,32
Томская область 10595 11175 8512 10828
Тульская область 9815 10529 8438 9585
Республика Тыва 9949 10267 7893 10448
10450 11015 10611 8411
Удмуртская Республика 8975 9524 7318 8962
Хабаровский край 13497 14330 10882 14282
9876 10416 7962 10365
14471 15615 11898 14352
9330 10002 7758 9551
10508 10927 8474 10367
8657 9193 7099 8639
Чукотский АО 21606 22146 16518 22591
15538 16260 12279 15328
9451 10368 7717 9446

С учетом того, что МРОТ теперь приравнивается к прожиточному минимуму, в том числе и в регионах, не всегда данные показатели должны соответствовать друг другу. В частности, отдельные региональные нормативные акты предусматривают, что МРОТ в регионе должен быть выше, чем прожиточный минимум – например, составлять 1,2 его части в некоторых случаях.

Как рассчитывается прожиточный минимум в России и по регионам

Прожиточный минимум является показателем, который должен отражать минимальный объем средств, необходимых гражданам для обеспечения потребностей в жилье, пропитании, обеспечении непродовольственными товарами – одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.

Рассчитывается прожиточный минимум исходя из усредненной потребительской корзины, включающей в себя различные продовольственные продукты. Непродовольственная часть прожиточного минимума не рассчитывается исходя из цен на товары или определенного их списка, а приравнивается к половине продуктовой корзины, равно как и затраты на коммунальные услуги. При этом разница в размерах данного показателя в различных регионах РФ обеспечивается именно за счет наличествующей разницы цен в различных субъектах.

Необходимо помнить, что прожиточный минимум не является точным показателем того, что минимально необходимо человеку, поэтому в первую очередь он имеет общее статистическое значение, необходимое для определения минимальных размеров различных выплат и платежей для обеспечения человека.

Использоваться прожиточный минимум может как для определения фактического уровня МРОТ или минимальных размеров пенсии, так и для расчета иных выплат. В частности, применяется этот показатель и с целью определения необходимых алиментов в некоторых ситуациях. Кроме этого, многие иные показатели и нормативы могут также использовать для расчета именно прожиточный минимум и динамику его изменения. Изменяется данный показатель по итогам каждого отдельного квартала, однако не всегда правительство Федерации или субъектов РФ успевает адаптировать под показатели прошедшего периода соответствующие расчеты и постановления.

Если прожиточный минимум берется для расчета максимального размера пенсии, то следует помнить о том, что в данной ситуации принимаются во внимание все виды пенсионного обеспечения. То есть – социальная доплата до уровня прожиточного минимума проводится только тогда, когда размер пенсии с учетом даже материального обеспечения оказывается ниже установленных показателей прожиточного минимума пенсионеров. Также различаются и механизмы компенсации прожиточного минимума – если фактическая пенсия ниже общего по стране уровня, доплата проводится за счет средств федерального бюджета, а если выше – то используются региональные финансы.

Прожиточный минимум в РФ с 2021 года

imageЗаконодательство о прожиточном минимуме в РФ

Понятие «прожиточный минимум» регламентируется:

  • Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • внес значительные изменения в законодательство о прожиточном минимуме в РФ.

С учетом этих изменений Федеральный закон № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» устанавливает:

  • правовую основу для определения величины прожиточного минимума в РФ и

  • правовую основу учета величины прожиточного минимума при установлении гражданам РФ:

    • государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (МРОТ) и

    • при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ (выплаты социальных пенсий по старости, пособий малоимущим и многодетным, детских пособий).

Статья 1 Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» определяет основные понятия о прожиточном минимуме, используемые в новой редакции этого закона:

  • прожиточный минимум — минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина РФ;

В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ

  • медианный среднедушевой доход — величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Росстатом.

Введено Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ

Назначение прожиточного минимума в РФ и в субъектах РФ

Прожиточный минимум в целом по РФ (федеральный прожиточный минимум) предназначается для:

  • оценки уровня жизни граждан РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ государства;

  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (федерального МРОТ), а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

  • формирования федерального бюджета;

  • других установленных федеральным законодательством целей. 

Прожиточный минимум в субъектах РФ (региональный прожиточный минимум) предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

  • обоснования устанавливаемого на региональном уровне минимального размера оплаты труда (регионального МРОТ);

  • оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам;

  • формирования бюджетов субъектов РФ;

  • других установленных федеральным законом целей. 

Порядок установления величины федерального прожиточного минимума

Фактическое значение величины федерального прожиточного минимума изменяется постоянно, на это влияют:

  • уровень инфляции,

  • динамика изменения цен на товары потребления и коммунальные услуги,

  • социально-экономическая и политическая обстановка в стране и многое другое.

До 2021 года расчетный показатель величины федерального прожиточного минимума устанавливался на основании сложных и не совсем понятных экономических расчетов.

Теперь в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ:

  • величина федерального прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается не ежеквартально (как было до 2021 года), а раз в год до 1 июля текущего года Правительством РФ

  • с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и

  • исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а не на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину.

При таком подходе, когда величина прожиточного минимума устанавливается исходя из медианного среднедушевого дохода, прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан РФ и будет повышаться по мере того, как будут расти доходы населения страны.

При этом с 2021 года величина федерального прожиточного минимума:

  • будет определяться Правительством РФ ежегодно,

  • а соотношение величины федерального прожиточного минимума на душу населения (т.е. в целом по РФ) и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год устанавливается в размере 44,2 процента и

  • будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития страны.

В течение срока действия установленного соотношения (44,2%), т.е. пяти лет:

  • величина прожиточного минимума на душу населения в целом по стране на очередной год

  • не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, установленной на текущий год.

Исчисление величины медианного среднедушевого дохода

Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ в статью 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» с 1 января 2021 года введено понятие «медианный среднедушевой доход».

В соответствии с этой статьей, медианный среднедушевой доход:

  • величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и

  • которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ — Федеральной службой государственной статистики (Росстатом).

Таким образом с 1 января 2021 года прожиточный минимум на федеральном уровне устанавливается с учетом медианного среднедушевого дохода, а минимальный размер оплаты труда — с учетом медианной зарплаты.

Для примера в таблице приведены данные Росстата по величинам медианного среднедушевого дохода на душу населения, а также средней и медианной зарплатам по некоторым регионам РФ за 2019 год:

Регион
Москва 54 836 74 053,3 55 004,2
Московская обл. 36 315 47 200,8 36 307,8
Санкт-Петербург 35 698 47 169,3 35 581,2
Ленинградская обл. 26 207 32 305,8 26 119,8
Чукотский АО 61 688 83 385,3 62 682,5
Тюменская обл. 23 914 48 334,8 35 047,7
Красноярский край 24 314 31 738,8 24 527,1
Алтайский край 18 937 20 256,1 16 158,8
Ингушетия 13 817 16 614,3 13 838,2
Башкортостан 22 968 30 566,7 22 996,7
Волгоградская обл. 20 046 24 158,5 19 786,3
Ярославская обл. 23 125 28 657,7 23 183,9

Величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по стране

В соответствии со статей 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» основные социально-демографические группы населения:

  • трудоспособное население,
  • пенсионеры,
  • несовершеннолетние дети.

Величина прожиточного минимума по указанным основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год устанавливается:

  • Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя

  • из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.

Соотношение величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в целом по РФ:

  • для трудоспособного населения — 109% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;

  • для несовершеннолетних детей — 97% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ;

  • для пенсионеров — 86% от величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ.

Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения на 2021 год: 

Период, на который установлена величина прожиточного минимума Все население В том числе по социально-демографическим группам:
трудоспособное население пенсионеры несовершеннолетние дети
с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. 11 653 12 702 10 022 11 303

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2406 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2021 год»

Величина прожиточного минимума в регионах РФ (региональный прожиточный минимум)

Величина прожиточного минимума рассчитывается отдельно по каждому субъекту РФ (региональный прожиточный минимум) и для трех групп населения — трудоспособных, пенсионеров и несовершеннолетних детей в каждом регионе.

Величина регионального прожиточного минимума на душу населения на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом РФ:

  • с учетом коэффициента региональной дифференциации,

  • который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным категориям населения в регионе устанавливается:

  • в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и

  • по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за II квартал 2020 года.

Величина регионального прожиточного минимума для пенсионеров:

  • используется в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О государственной социальной помощи».

Органы государственной власти субъектов РФ вправе:

  • устанавливать величину регионального прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно

  • с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах РФ.

Ниже в качестве примера приведены последние официально утвержденные данные по величине прожиточного минимума на душу населения в некоторых регионах на 2021 год:

Регион РФ Все население В том числе по социально-демографическим группам:
трудоспособное население пенсионеры несовершеннолетние дети
Российская Федерация 11 653 12 702 10 022 11 303
Москва 18 029 20 589 12 722 15 582
Московская обл. 13 509 14 941 10 103 13 317
Санкт-Петербург 11 685 12 826 9 478 11 391
Ленинградская обл. 11 212 12 151 9 550 10 790
Чукотский АО 22 734 23 383 17 488 23 476
Тюменская обл. 12 046 12 673 12 417 9 601
Красноярский край 13 409 14 186 10 426 14 095 
Алтайский край 10 460 11 190 8 960 10 611
Республика Ингушетия 10 571 10 601 8 282 11 015
Республика Башкортостан 10 015 10 641 8 155 10 077
Волгоградская обл. 9 909 10 625 8 034 10 106
Ярославская обл. 10 891 11 910 8 783 11 071

Прожиточный минимум и минимальная зарплата (МРОТ) в РФ с 2021 года

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) непосредственно связан с величиной прожиточного минимума:

  • ч. 5 статьи 75 Конституции РФ:

    • Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

  • ч. 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ:

    • Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

  • ч. 5 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О минимальном размере оплаты труда»:

    • Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

В 2021 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) впервые превысил величину прожиточного минимума, составив 12 792 рублей.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Назад

Межрегиональный интернет-журнал «7×7» Новости, мнения, блоги Ирина Саломатова

  1. Горизонтальная Россия
  2. Большая афера: новые правила расчета прожиточного минимума и МРОТ

Горизонтальная Россия Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7×7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7×7 открыта для авторов различных взглядов.

10 ноября Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект о минимальном размере оплаты труда и прожиточном минимуме. Информации об этом очень мало как в провластных СМИ, так и в оппозиционных. Хотя этот закон повлияет на жизнь многих россиян куда серьезнее, чем выборы в Америке.

Методика расчета прожиточного минимума устарела

С 1 января 2021 года МРОТ и прожиточный минимум будут рассчитывать по новым правилам. Сейчас ПМ — это стоимость минимальной потребительской корзины во втором квартале прошлого года. Сколько человеку надо для выживания хлеба, овощей, молока, мяса и т. д.? Как часто необходимо покупать одежду и обувь? И чтоб осталось на коммуналку, связь, транспорт и прочие услуги первой необходимости? Такая методика подсчета сформировалась в 90-е. Теперь она устарела и нуждается в изменениях. Об этом заявил министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, презентуя новый законопроект на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.

  • Набор, входящий в потребительскую корзину, не корректировался 12 лет.
  • Прожиточный минимум ежегодно индексируют примерно на 3% — меньше инфляции, а медианную зарплату — на 6–7%. Медианная зарплата является чертой, которая отсекает 50% россиян, работающих на крупных и средних предприятиях и получающих меньше, от 50% получающих больше.

По мнению Котякова, из-за разницы в темпах индексации медианной зарплаты и прожиточного минимума «происходил постоянный разрыв между более богатыми слоями населения и теми, кто получает небольшую зарплату». Разрыв между богатыми и бедными, в самом деле, происходит. Только реальные доходы большинства населения шестой год снижаются. Лучше стала жить только небольшая кучка чиновников и олигархов — на медианную зарплату их сверхдоходы влияют мало.

  • Министр считает, что прожиточный минимум для детей более-менее соответствует реальности, а у пенсионеров дела обстоят хуже. Средняя величина прожиточного минимума в целом на душу населения в 2020 году в России составляет 10609 руб. Для трудоспособного населения — 11510 руб. Для детей — 10383 руб. Для пенсионеров — 9311 руб. Не знаю, где такая реальность, в которой детям этого хватает. Если экономить и не отходить от плиты, на скромную еду ребенку этого хватит, а на что-то еще — вряд ли.
  • Как считают в Минтруде, в 61 регионе прожиточный минимум ниже необходимого на 5–36%. Котяков заявляет: «Такая дифференциация формирует абсолютное социальное неравенство. В отдельных регионах мы людям недофинансируем даже минимальный набор, который они должны иметь для обеспечения своей жизни».

Как будет считаться прожиточный минимум сейчас?

Новая методика наверно нам всем очень поможет и защитит. Ведь голосовал же кто-то за эту поправку к Конституции. Кто-то же хотел туда добавить, что МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума.

Что предложил министр? Не привязываться к потребительской корзине и не высчитывать, сколько стоит литр молока или пара ботинок. Прожиточный минимум будут считать как 44,2% от медианных среднедушевых доходов за позапрошлый год. Среднедушевой доход — это средний доход, приходящийся на одного человека в стране. По данным Росстата, за 2019 год медианный среднедушевой доход по России составил 26365 руб. Получается, среднероссийский прожиточный минимум в 2021 году — 11653 руб. Почему именно 44,2%? Загадка. Видимо, так проще подогнать к нужным цифрам.

ПМ для трудоспособного населения Минтруд предлагает установить на уровне 109% данного показателя (12702 руб. на 2021 год в среднем по России), для детей — 97% (11303 руб.), для пенсионеров — 86% (10 022 руб.).

А что будет, если за два года резко вырастут цены? Неизвестно. Рубль с марта падает — такая у курса валюты сейчас «макроэкономическая стабильность», цены предсказуемо продолжат рост.

Как будут считать МРОТ?

Министр труда и социальной защиты утверждает, что при новой методике расчета минимальный размер оплаты труда будет расти быстрее прожиточного минимума. МРОТ устанавливают на уровне 42% от медианной зарплаты позапрошлого года по стране. То есть МРОТ в 2021 году составит 42% от показателя 2019 года — от 30458 руб. Получается, минимальный размер оплаты труда на следующий год установят в размере 12792 руб. (сейчас 12130 руб.). Будет аж на 91 руб. больше среднего по стране прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Но надежда все-таки есть: методику расчета МРОТ будут пересматривать не реже, чем раз в пять лет.

А как тут будут учитывать прожиточный минимум в регионах? Чтобы самим как-то выживать, трудящиеся получат МРОТ, а детей на что кормить? На 91 руб. в месяц? Такой вот у нас приоритет национальной политики? И почему МРОТ — именно 42% от медианной зарплаты? В странах Европы это обычно 50–60%. А если медианная зарплата будет снижаться, что вполне возможно во время кризиса, МРОТ тоже сократят? А если когда рубль продолжит стабильно падать, что можно будет купить на минимальную зарплату?

Похоже, министерство труда и социальной защиты затевает большую аферу — очередное ограбление работающих бедных. Своеобразный у нашего государства подход к социальной защите. Особый путь. Интересно, что будет с министрами, если они попробуют прожить хотя бы месяц на такую замечательную минимальную зарплату?

Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Дневник прагматика» — у Telegram нет цензуры!

Оригинал

Мы меняем регионы и вдохновляем людей на изменения. Поддержите «7×7» и независимую журналистику в России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий