Закон о сборе грибов и ягод 2019: нужно ли платить налоги

В Государственную думу внесен проект закона о внесении изменений Лесной кодекс РФ и в ФЗ «О потребительской кооперации», призванный изменить правовое регулирование сбора, закупки и заготовки недревесных и пищевых ресурсов леса. В народе проект уже получил название «закон о сборе грибов и ягод 2018 года», хотя речь идет о всех дарах леса, начиная от бересты и мха, заканчивая орехами и березовым соком.

Коротко расскажем, что из себя представляет закон о грибах и ягодах, который в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2019 года, и будут ли с россиян собирать налог на сбор ягод и грибов в России в 2018-2019 гг Официальный текст законопроекта и пояснительной записки представлен ниже.

Что из себя представляет проект закона?

Законопроект № 548919-7 был внесен в Госдуму 17 сентября 2018 года и сразу отправлен на рассмотрение в профильный комитет про природным ресурсам и земельным отношениям.

Проект предполагает внесение изменений в Лесной кодекс РФ и ФЗ «О потребительской кооперации». В частности, ЛК РФ дополняется статьей 20.1, где расшифровывается, что можно считать заготовленными лесными ресурсами, и кто их заготавливает; как происходит сбор, скупка и переработка лесных ресурсов – ягод, грибов, трав и т. д.

Основная цель закона о сборе грибов и ягод – это снятие правовых барьеров для более эффективного использования леса. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что сегодня сбор лесных ресурсов осуществляется максимум на 7,5 процентов, а обычно гораздо хуже. То есть не используется в полной мере огромный потенциал одного из главных природных богатств России. Кое-кто из депутатов даже сравнил сбор грибов и ягод с добычей нефти.

Законодатели рассчитывают, что граждане будут охотнее собирать «недревесные и пищевые лестные ресурсы», если будет возможность их сдавать за деньги в специальные заготовительные комбинаты. А у бизнеса благодаря четкому правовому регулированию появится возможность смело инвестировать в эту отрасль. Все плюсы проекта перечислены в короткой и содержательной пояснительной записке, которая представлена ниже.

Закон о сборе валежника в лесу с 1 января 2019 года – что нужно знать?

Будет ли взиматься налог на сбор ягод и грибов в России?

image В 2018 году активно обсуждается еще одна инициатива – это законодательное определение такого понятия как самозанятость. Так вот под самозанятость (в том виде, в каком закон был анонсирован Минфином) сбор грибов и ягод с целью продажи как раз попадает. Если оба закона примут, то с 1 января 2019 года сборщики ресурсов леса смогут зарегистрироваться в качестве самозанятых и платить налог с полученной прибыли 6%, если будут сдавать собранное юрлицам, или 3%, если – физическим лицам. Если закон о самозанятости не примут, или сборщики не захотят по каким-то причинам регистрироваться, то юридические лица будут вынуждены заключать со сборщиками-физлицами договоры в соответствии с действующим законодательством.

Естественно, об уплате налога на сбор грибов и ягод для собственного потребления речь не идет. По закону (ст. 11 ЛК РФ) граждане могут свободно посещать леса и осуществлять безвозмездно сбор диких ягод и грибов для собственных нужд. Другой разговор, если речь идет о сборе на продажу.

Налог на самозанятых граждан в 2018 году – какой закон готовит Правительство РФ?

Официальный текст закона о сборе ягод и грибов

Вносится депутатами Государственной Думы Российской Федерации

Н.П. Николаевым,

В.Соломатиной,

Б.М.Гладких,

В.Н.Пивненко

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251; №30, ст. 3597, 3599, 3616; №52, ст. 6236; 2009, №11, ст. 1261; № 29, ст. 3601; № 30, ст. 3735; № 52, ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54; № 25, ст. 3530; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; №50, ст. 7343; 2012, №26, ст. 3446; №31, ст. 4322; 2013, №51, ст. 6680; №52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, №11, ст. 1092; №26, ст. 3377, 3386; №30, ст. 4251; 2015, №27, ст. 3997; №29, ст. 4350, 4359; 2016, № 1, ст. 75; № 18, ст. 2495; № 26, ст. 3875, 3887; № 27, ст. 4198, 4294; 2017, № 27, ст. 3940; 2018, №1, ст. 55; №17, ст. 2426; №24, ст. 3415) следующие изменения:

1) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Заготовленные (добытые) лесные ресурсы

1. Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.

2. Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

2) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

3) дополнить статьей 20.1 следующего содержания:

«Статья 20.1 Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов

1. Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Статья 2

В абзаце четвертом преамбулы Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 года №97-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, ст. 1788; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст. 3306) слова «дикорастущих плодов, ягод и грибов» заменить словами «заготовленных (добытых) пищевых и не древесных лесных ресурсов».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Президент

Российской Федерации

image

Текст пояснительной записки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к федерального закона

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

Леса Российской Федерации обладают огромным сырьевым потенциалом для развития видов использования лесов, не связанных с заготовкой древесины. Пищевые и недревесные ресурсы леса представляют собой возобновляемые природные ресурсы, многие из которых пользуются большим спросом как внутри страны, так и за рубежом.

В нашей стране осуществляются заготовка и сбор таких недревесных лесных ресурсов, как пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и других подобных лесных ресурсов. К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. В лесах России произрастают сотни видов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений. Эксплуатационные запасы только самых распространенных из них составляют, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, 7,4 млн. т, а биологические запасы — 13,4 млн. т. Пищевые лесные ресурсы имеют важное социальное и экономическое значение, широко используются населением, а во многих субъектах Российской Федерации даже являются важным источником средств существования для сельского населения.

Несмотря на огромное эколого-экономическое и социальное значение имеющихся пищевых ресурсов леса, уровень их освоения остается крайне низким (от 1,5 до 7% в зависимости от вида ресурса). Существенным сдерживающим фактором развития данного сектора народного хозяйства являются недостатки правового регулирования соответствующей сферы, а именно недостаточно определенное правовое содержание заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд.

В соответствии со статьями 11 и 35 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Несмотря на отсутствие в JIK РФ более подробного и ясного регулирования, продажа гражданами добытых ими лесных ресурсов не означает, что они осуществляли использование лесов, не связанное с их «собственными нуждами». Российское налоговое законодательство предполагает, что граждане вправе осуществлять реализацию добытых лесных ресурсов. Так в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ «…не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; 16) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла…».

Предлагаемый законопроект разработан в целях устранения пробелов правового регулирования заготовки и сбора гражданами лесных ресурсов и предлагает дополнить Лесной кодекс российской Федерации следующими нормами, определяющими: — заготовленные (добытые) лесные ресурсы как лесную продукцию, полученную при использовании лесов; — закупку у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов в порядке,

3 установленном Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

— переработку заготовленных (добытых) лесных ресурсов в соответствии с профильным законодательством. Кроме того, законопроект дополнен корреспондирующими изменениями в Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Сегодня организации потребительской кооперации, благодаря существующей системе сбора и переработки дикоросов, создают линейки экологически чистой пищевой продукции, укрепляют сферу услуг на местах, формируют благоприятную социальную среду, дают работу значительной части сельского населения. Развитая система заготовительных пунктов способна решить целый ряд отраслевых задач:

— возможность расчетов с населением без риска блокировки счетов и, как следствие, их бесперебойная работа;

— обеспечение прозрачности потоков сырья, необходимой как для выработки единой системы оценки качеств и свойств сырья, так и для соблюдения стандартов органической продукции;

— обеспечение прозрачности финансовых потоков, что приведет к привлечению инвестиций и развитию отрасли;

— развитие лесной инфраструктуры в целях увеличения объемов сбора дикоросов путем обеспечения доступа к труднодоступным территориям, обеспечения сохранности собранного урожая и возможности его транспортировки к местам промышленной переработки;

— формирование объективных статистических данных об объемах оборота пищевых лесных ресурсов для целей финансового планирования, научного сопровождения, выработки и принятия адекватных мер государственного регулирования.

Необходимо строительство новых и модернизация существующих приемо-заготовительных пунктов потребительской кооперации с применением современных технологий, создание льготных условий для развития таких предприятий, включение в число приоритетов господдержки продвижение российских брендов на мировой арене и внутреннем рынке.

Предлагаемый законопроект заложит необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей.

В случае принятия закона о ягодах, грибах и других ресурсах леса, он вступит в силу с 1 января 2019 года. Скачать полный пакет документов по проекту, внесенный в Госдуму.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

С начала следующего года грибная продукция и мицелий грибов будут облагаться нулевым налогом на прибыль благодаря своему новоприобретенному статусу сельхоз продукции. Постановление по данному вопросу было опубликовано 11 ноября 2020 года и подписано Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным. Вступает в действие оно 1 января 2021 года.

С чем это связано и какую пользу может принести нам?

Налоги на сельхоз продукцию в РФ

Налог на сельскохозяйственную продукцию довольно сильно отличается от стандартных налогов на любой другой товар. Сельхозпроизводители имеют право на ряд льготных условий:

  1. Обнуление налога на добавленную стоимость (НДС);
  2. Обнуление налога на имущество организации;
  3. Обнуление налога на прибыль организации.

Для получения подобных привилегий организация должна облагаться по ЕСХН – единому сельскохозяйственному налогу. Он был введен в действие в 2002 году и по своей сути является стимулирующей льготным режимом с минимизированной фискальной функцией.

Основным условием для перехода на ЕСХН является получение более 70% доходов предприятия от продажи самостоятельно изготовленной сельхоз продукции.

Целью его образования являлось повышение конкурентноспособности среди отечественных агропредпринимателей и активное развитие сферы сельхоз промышленности в стране, т. к. на стыке веков проблема большого количества импортируемого из-за границы продукта встала наиболее остро.

Однако грибы и грибная продукция учтены не были. До сих пор они облагались по стандартной схеме без учета каких-либо преимуществ.

Что поменялось?

В 2019 году Национальный союз производителей плодов и овощей России (Плодоовощной союз) обратился в Минсельхоз России с прошением отнести грибы и грибной мицелий к сельскохозяйственной продукции. По словам Михаила Глушкова – директора Плодоовощного союза, сложившая ситуация с налогообложением создавала неравные условия на рынке.

Наконец, спустя год, данная инициатива была одобрена, и 11 ноября 2020 года Правительство РФ выпустило официальное постановление об изменении статуса культивируемых грибов и мицелия грибов. Воочию документ можно посмотреть здесь:

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2020 № 1810 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)

Это действие российских властей призвано дать необходимый толчок отрасли: повысить конкурентоспособность, качество продукта и, самое главное – окончательно вытеснить с нашего рынка зарубежного производителя.

Спрос и предложение

На сегодняшний день рынок грибных продуктов в стране сильно недооценен. Об этом свидетельствуют данные Национального плодоовощного союза за 2020 год. Судя по этим сведениям, среднестатистический россиян потребляет выращиваемых грибов в год чуть ли не в 4,5 раза меньше своего европейского собрата. В частности – 833 г против 3,5 кг на человека. Это объясняется как культурными различиями (сбор лесных грибов в России намного более популяризован), так и сложившимся малым ассортиментом культивированных грибов на полках наших магазинов.

Но постепенно мы отходим от этого. В 2014 году объем производства шампиньонов в стране едва ли достигал 7,5 тыс. тонн в год, в 2019 году отечественный рынок насчитал не менее 80 тыс. тонн. Учитывая столь высокий коэффициент роста, не кажется удивительным и прогноз до 122 тыс. тонн, о котором говорят эксперты в 2020 году.

Вывод

Учитывая все приведенные выше цифры и факты, большая часть рынка грибной продукции все еще не распределена. Видят это и наши с вами власти – привлекательные инвестиционные проекты, различные льготные субсидии – прямые тому доказательства.

Перевод грибов и мицелия грибов на ЕСХН постановлением Правительства РФ – еще один шаг в развитии данной области сельскохозяйственного производства страны. Для нас же с Вами – реальный шанс создать рентабельный бизнес или повысить доходность уже существующего.

Главное – не упустить момент и воспользоваться всеми предоставленными возможностями, в чем мы можем и готовы Вам помочь. Решайтесь!

Казалось бы – после принятия законов, разрешающих сбор валежника и охоту с луком, допускающих уголовное преследование за лайки и репосты, внедряющих налоги на использование подземных вод и самозанятость, россиян уже ничем не удивишь! Однако список законопроектов, которые в соцсетях уже окрестили возмутительными, нелепыми и нарушающими права человека, пополняется с каждым месяцем. И если запрет на критику властей или на распространение фейков в большей мере грозит молодым гражданам РФ, “обитающим” в социальных сетях, то еще один законопроект может затронуть их бабушек и дедушек!

Речь, конечно же, о наработках Министерства сельского хозяйства, которые формализируют процесс сбора дикоросов (т.е. дикорастущих ягод, грибов и не только). Появились слухи, что уже в 2020 году собирать подосиновики и подберезовики, ежевику и боярышник, а также любые другие виды съедобных грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и даже семян можно будет только при наличии специальной лицензии! А раз процесс сбора будет лицензирован, то, вероятно, сборщики дикоросов будут обложены новым налогом… Но так ли это? И придется ли россиянам платить за каждую закатанную банку лисичек?..

Закон о контроле сбора ягод и грибов

Власти планируют в ближайшее время поставить сбор дикоросов на контроль

Летом 2019 года Министерство сельского хозяйства вновь поставило на повестку дня сбор дикоросов. Все потому, что лесные богатства, скрывающиеся в зарослях, являются практически неисчерпаемым ресурсом, имеющим большой экспортный потенциал! Так, одна только продажа грибов, по мнению Минсельхоза, может принести в бюджет Российской Федерации дополнительные 2 миллиарда рублей! Вот только для этого оборот дикоросов (от их сбора и переработки до продажи потребителю) нужно взять под строгий контроль.

Пока что ни сбор лекарственных растений, ни сцеживание березового сока, ни любые работы по заготовке дикорастущих пищевых ресурсов никак не мониторятся, а правовое регулирование в этой сфере попросту отсутствует. Если в правительстве разработают четкую правовую процедуру, регламентирующую оборот лесной продукции, её экспорт начнет приносить стране существенную прибыль! Ведь уже сейчас сбором ягод и грибов занимаются не только частники, но и тысячи наемных сборщиков, которые сдают “улов” предпринимателям.

По примерным оценкам, российский лес может предложить эксплуатационный запас ресурсов в размере 7,4 миллионов тонн – однако из этого необъятного количества осваивается и перерабатывается от 5% до 10% в год. Получается, что экономически привлекательная отрасль “простаивает” и не приносит стране никакой выгоды! Если же узаконить процесс оборота дикорастущих пищевых ресурсов, это задаст вектор развитию малого бизнеса, привлечет к российским лесам внимание предпринимателей и принесет прибыль наемным сборщикам.

Уполномоченным федеральным органом, который займется правовым регулированием сбора дикоросов, назначено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Ходят слухи, что работа с тем или иным видом дикоросов будет обходиться частникам в различные суммы – например, сборщикам грибов придется выкладывать из своего кармана 6000 рублей, а любителям ягод – 4500 рублей! Разумеется, это вызвало волну возмущения в социальных сетях – ведь бабушки и дедушки, которые в сезон осаждают леса, делают это не от хорошей жизни, а чтобы прокормиться. Неужели власти лишат их такой возможности?

Кому придется платить за сбор дикоросов?

Отбой тревоги! Хотя новость о контроле сбора дикоросов и не является фейком (данный процесс действительно будет взят Минсельхозом “на карандаш”), простым россиянам паниковать не стоит. Составители нового законопроекта подчеркнули: речь идет не о том, чтобы ввести ограничения на сбор пищевых ресурсов! Частные лица, собирающие дикорастущее сырье для собственных нужд, не будут облагаться налогом, а их деятельность никто не станет лицензировать. Так что если вы любите в сезон сцедить ведерко-другое березового сока для детей, набрать земляники или закатать баночку маслят – закон вы этим не нарушите.

Теперь бесплатно собирать ягоды и грибы можно будет только для личных нужд

Другое дело, если сырье собирается не для личного и семейного пользования, а для продажи. Именно предприниматели, взаимодействующие со сборщиками ягод и грибов, станут объектом пристального внимания со стороны государства. Однако Минсельхоз настаивает, что подобное внимание пойдет малому бизнесу только на пользу: деятельность сборщиков и заготовщиков будет легитимизована, они смогут выплачивать налоги (что является довольно сомнительным преимуществом), а взамен получать совершенно “белые” зарплаты.

Все это, по мнению экспертов, позволит раскачать рынок и превратить российские леса в источник колоссальной прибыли – ведь уже сейчас один только кедровый орех приносит в обороте 400 миллионов долларов, не облагаемых никакими налогами. Как правило, сборщики сбывают продукт перекупщикам, а затем грибы и орехи отправляются на заграничные заводы для обработки и реализации. При этом 90% прибыли оседает на счетах зарубежных фирм; легализация же сделает дикоросы выгодными для отечественных компаний.

Евгения Шалихманова (директор департамента маркетинга НАО “Евроэксперт”) подчеркивает: собирая лесные богатства в собственных интересах, для “закаток” на зиму или сезонного употребления в пищу, вы не обязаны будете ничего платить! Вот только грань, отделяющая сбор грибов и ягод для собственных нужд или для продажи, очень тонкая, и установить ее законодательно довольно сложно. Не говоря уже про то, что многие россияне продают собранное сырье не щедрым иностранным скупщикам, а на ближайшем рынке, чтобы хоть как-то выжить. Вполне вероятно, что новый закон изрядно усложнит им жизнь…

Журналист по профессии, экономист по призванию. Финансовый эксперт, кандидат экономических наук.

C 2019 года пишу для интернет-изданий.

https://pugachevskoevremya.ru/sbor-valezhnika-gribov-i-berez…

Арендовать участок леса требуется и при сборе грибов на продажу. В личных целях можно собирать грибы, ягоды и орехи без договора, но не причиняя вред природе.

Вводится также требование к размерам грибов. Допустимо собирать лисички, сыроежки, маслята и опята со шляпками более 1,5 см в диаметре. У груздей, рыжиков, волнушек, белых грибов, подберезовиков и подосиновиков диаметр шляпки должен превышать 2,5 см.

Строго запрещается сбор грибов с токсическим и наркотическим действием — это грозит уголовной ответственностью.

https://m.rosbalt.ru/amp/russia/2021/05/05/1900352.html

https://www.rosbalt.ru/russia/2021/05/06/1900499.html

image

Весь прошлый 2019 год то тут, то там говорили о введении налога на сбор ягод и грибов в лесах. Якобы, даже если ты собрал их для себя, плати налог. Не заплатил — значит заплати штраф. Потом ходили слухи, что нужно будет покупать лицензию на сбор даров леса. «Грибная» лицензия будет стоить 6 тысяч рублей, «ягодная» 4500 рублей.

Однако что на самом деле? Приняли ли закон о дикоросах к 2020 году и нужно ли будет в этом году платить налог? Попробуем разобраться, изучим нормативно-правовые акты и сделаем выводы нужно ли оформлять лицензию на сбор ягод и грибов в лесах и нужно ли будет платить налог.

Интересное по теме:

image
Законы для дачников в 2020 году: за что можно получить штрафы?
image
Нужна ли лицензия на скважины и колодцы в 2020 году?

Нужно ли оформлять лицензию на сбор грибов и ягод в лесах России в 2020 году?

Согласно ст. 11 Лесного Кодекса граждане РФ имеют право бесплатно и свободно собирать грибы и ягоды в лесах. Процитируем закон:

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Единственное, что собирать и заготавливать нельзя — это растения, занесенные в Красную Книгу. Также граждане обязаны соблюдать противопожарную безопасность в лесах.

Ст. 35 Лесного Кодекса РФ определяет, что если сбор «лесных даров» ведется именно для собственных нужд, то процесс регулируется ст. 11, а значит заготовка грибов и ягод для собственного потребления свободна, бесплатна и не требует никаких лицензий.

image
Нужна ли лицензия на сбор грибов и ягод?

Многих вводит в заблуждение ст. 34 Лесного Кодекса, якобы она приравнивает сбор ягод и грибов к предпринимательской деятельности. Однако эта статья не распространяется на граждан, кто собирает грибы и ягоды для собственных нужд.

Правительство действительно планировало внести изменения в Лесной Кодекс РФ, а в частности скорректировать правила сбора лесных даров в коммерческих целях. Планировалось создать пункты приема собранных ягод и грибов. Граждане будут законно сдавать туда собранные дикоросы, как их назвали, и за это будут получать законный доход. Не нужно будет искать куда «пристроить» грибочки, все будет поставлено на поток. Именно для таких ситуаций и планировалось ввести лицензии.

Принят ли закон о дикоросах к 2020 году? Нет. Законопроект № 548919-7 о внесении изменений в Лесной Кодекс и о введении лицензии на собранные ягоды и грибы до сих пор находится на рассмотрении. Соответственно никаких изменений пока не произошло.

Интересное по теме:

image
Как вырастить грибы в огороде?
image
Поганки в огороде: польза или вред?

Нужно ли платить налог на собранные грибы и ягоды в 2020 году?

Согласно п. 15 ст. 217 не облагаются налогом доходы, полученные от реализации съедобных лесных ресурсов, заготовленных для собственных нужд. Процитируем закон:

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;

Законопроект № 548919-7, о котором говорилось ранее, предполагает внесение изменений в Лесной Кодекс РФ, а не в Налоговый. Поэтому он никоим образом не может изменить ст. 217 НК РФ, освобождающую граждан от уплаты налога за собранные грибы и ягоды. Никаких поправок в это положение никто не вносил. Соответственно и налог на грибы и ягоды платить не нужно.

Интересное по теме:

image
Земельный налог для пенсионеров: льготы и порядок уплаты
image
Кто заплатит земельный налог в двойном размере в 2020 году?

Таким образом, собирать ягоды и грибы в лесах вы имеете право свободно и бесплатно!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий