Запрет продажи алкоголя: ограничения по времени и возрасту

Тема продажи алкоголя и спиртосодержащих напитков выступает одной из самых обсуждаемых и актуальных. В разное время в РФ выпускались нормативные акты, так и или иначе ограничивающие возраст покупателя либо время торговли горячительными напитками. В настоящее время готовят новый закон о продаже алкоголя с 21 года в России. Проект под ID 01/05/12-18/00086882 разработан Минздравом (ответственное лицо — К.В. Сошкина) и вносится Правительством РФ.

О том, чем вызвана эта инициатива, со скольки лет продают алкоголь в России в 2019 году и с какого возраста будут продавать после вступления нового закона в силу, читайте в статье.

Продажа спиртного: актуальные вопросы

На борьбу с чрезмерным употреблением алкоголя в РФ направлено много финансовых и интеллектуальных ресурсов. Депутаты думают о том, как оградить молодежь от пагубного влияния, как уберечь здоровье взрослого населения.

С какого возраста продают алкоголь?

В России не могут приобрести спиртосодержащую продукцию несовершеннолетние. Ограничение также предусмотрено для лиц, которые признаны судом недееспособными. Поэтому купить алкоголь могут полностью дееспособные граждане, которым уже исполнилось 18 лет. Но сделать это они могут не круглосуточно, а только в те часы, которые прописаны в региональных нормативных актах.

Чтобы понять, как будет действовать запрет на покупку определенного товара, необходимо разобраться, какая продукция является алкогольной. Это напитки, в которых содержится более 0,5% спирта.

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 №171-ФЗ в ст. 2 называет виды напитков:

  • спиртные (в том числе водка, коньяк, содержание спирта — 37,5–56 %);
  • вино (8,5–16,5 %), фруктовое вино (6–15 %), ликерное вино (15–22 %);
  • шампанское;
  • винные напитки (1,5–22 %);
  • пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (до 7%);
  • сидр, пуаре, медовуха (до 6%).

Поэтому продажа пива, вина, сидра и медовухи является реализацией алкоголя.

Время продажи алкоголя в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 2018-2019 году

Новый законопроект

За здоровье россиян отвечает Минздрав. Именно это ведомство предлагает увеличить возраст продажи алкоголя с 18 лет до 21 года. Разработчики проекта ссылаются на положительный опыт зарубежных стран, которые уже внедрили подобную практику.

Ограничение заключается в запрете продавать крепкий алкоголь до 21 года. Закон о внесении изменений в 171-ФЗ в части уточнения порядка розничной продажи алкогольной продукции разрешает реализовывать спиртное с содержанием этилового спирта свыше 16,5 % только тем людям, которые достигли указанного возраста.

Продавцы имеют право требовать паспорт, чтобы проверить дату рождения покупателя. К алкоголю, на который распространяется норма, относится продукция, где содержится более 16,5 % спирта. Поэтому продажа водки в магазинах, а также коньяка и других крепких напитков лицам, которым 18-20 лет, однозначно попадет под действие санкций. Также нельзя будет приобрести отдельные виды ликерных вин, винных напитков.

Запрет вводится с целью снизить возникновение алкогольной зависимости у молодежи. Как указано в пояснительной записке к проекту, раннее употребление спиртосодержащих напитков не безопасно для нормального развития головного мозга, который окончательно формируется к 21 году.

Чтобы инициатива была обоснованной, проведены медицинские и социологические исследования:

  • Согласно статистике, дети, которым уже исполнилось 15 лет, хотя бы единожды пробовали алкоголь.
  • При опросе россиян, страдающих алкогольной зависимостью, было выяснено, что первый опыт употребления у них пришелся на возраст от 10 до 20 лет.
  • Опрос, проведенный ВЦИОМ показал, что возможность повышения возраста для продажи алкоголя поддерживают 78 % россиян.

image

Мнения и критика

Последние новости таковы — в Госдуме активно обсуждают данную инициативу:

  1. Есть депутаты, которые резко против принятия этого документа. По их мнению, законопроект не столько ограничит потребление крепкого алкоголя, сколько даст толчок для развития рынка суррогатной продукции. А она, как известно, редко бывает качественной.
  2. За проект выступает министр здравоохранения В. Скворцова. По ее словам, алкоголь, употребляемый в юном возрасте, «не только воздействует на здоровье, но и влияет на поведение».
  3. Осенью прошлого года зампред Правительства Т. Голикова высказывалась о том, что возраст продажи алкоголя может быть повышен.
  4. Есть мнение, что для запрета продажи крепкого алкоголя лицам, уже достигшим 18 лет, необходимо внести ряд изменений в федеральное законодательство, а также в ст. 60 Конституции РФ, которая гласит, что с этого возраста гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности. Получается, что ограничение по возрасту на продажу алкогольной продукции не дает в полной мере реализовать права.
  5. Депутаты, поддерживающие проект, опираются на ограничения, которые действуют в различных цивилизованных странах (Норвегия, Финляндия, США и пр.), и работают довольно успешно.

Многие российские законотворцы считают, что нецелесообразна продажа алкоголя с 21 года в России. Закон вступит в силу после принятия, если будут оговорены все возможные нюансы и поправки.

Было озвучено предложение для ускорения процесса обсуждения. Суть в том, чтобы разрешить торговым точкам общепита, торгующим крепким алкоголем, самостоятельно устанавливать возраст для продажи алкогольной продукции. Но эти заведения осуществляют торговлю в соответствии со ст. 492 ГК РФ, заключают с покупателем публичный договор и не отпускают продукцию лицам моложе 18 лет. Если же точка самостоятельно введет ограничения на продажу спиртного посетителям, которым еще не исполнился 21 год, это будет противоречить действующему законодательству. Пока по закону при предъявлении документа, доказывающего наступление совершеннолетия, отказать в продаже алкоголя любой крепости нельзя.

Допустимая норма алкоголя за рулем в 2019 году – сколько промилле разрешено?

На какой стадии находятся обсуждения

Поскольку тема злободневна, от читателей поступают вопросы следующего содержания:

Правда ли, что скоро будут продавать алкоголь с 21 года в России? Когда вступит в силу закон?

В Минздраве сообщили, что они не хотят торопиться. Законопроект не вступит в силу с 1 января 2019 года, как ожидали некоторые россияне. В документе предусмотрено начало действия с момента опубликования. Однако СМИ называют разные даты, в том числе 2020 г.

Если придется вносить поправку в Конституцию, а также в ряд профильных актов, потребуется много времени. Поэтому в ближайшие месяцы принятие закона не ожидается.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒image

Ограничение на продажу спиртосодержащих продуктов – основная мера, принятая в рамках антиалкогольной политики в России. Инициатива принята для защиты здоровья населения. Несмотря на то, что у ограничения на продажу было множество противников, по данным Министерства Здравоохранения в последние годы количество употребляемого алкоголя сократилось.

Продажа алкогольной продукции регламентируется не только федеральным законодательством, но и региональными нормативно-правовыми актами. Например, в северной столице таким документом является Закон Санкт-Петербурга № 50-5.

Ограничительная мера прописана в Федеральном Законе № 171. К алкогольной продукции относятся:

  • крепкие спиртные напитки (водка, ром, коньяк);
  • вино и винные напитки;
  • шампанское;
  • пиво и его производные;
  • другие напитки с содержанием этилового спирта менее 0,5%.

Согласно статье 16, осуществлять продажу таких продуктов могут только ИП или официально оформленные юридические лица. Алкогольные напитки нельзя продавать:

  1. в образовательных учреждениях и прилегающих к ним территориях;
  2. в лечебных организациях и вблизи них;
  3. в общественном транспорте;
  4. на рынках;
  5. на территории полигонов и воинских частей;
  6. на автобусных и железнодорожных вокзалах;
  7. в аэропорту;
  8. в местах проведения публичных мероприятий.

По общеизвестному правилу алкоголь запрещается продавать несовершеннолетним людям. Существуют и другие ограничения. Например, у организации, реализующей продукцию, обязательно должна быть лицензия. Проверить ее наличие может каждый потребитель. Все напитки должны быть маркированы, отпуск продукции в пластиковой таре без заводских этикеток не опускается.

Кроме этого, продажа спиртосодержащих напитков запрещена в период с 23.00 до 8.00. Исключение вводится только для ресторанов, баров и зон беспошлинной торговли. Правило должны соблюдать во всех субъектах России, в том числе в Санкт-Петербурге.

Во всех регионах есть свои специфические особенности. В Санкт-Петербурге к ним можно отнести большое количество туристов со всего мира, наличие важных ежегодных мероприятий. Кроме этого, город именуется культурной столицей России, а это накладывает на власти дополнительные обязательства. Поэтому ограничение наоборот алкогольной продукции регламентируется не только федеральным, но и местным законом № 50-5.

В Северной столице алкогольную продукцию начинают продавать только в 11.00 утра, а заканчивают уже в 22.00. По сравнению с другими регионами страны, время реализации таких товаров сокращено на целых 4 часа. Под этот запрет не попадают организации общественного питания и зона свободной торговли в аэропорту. В Ленинградской области реализация алкоголя в торговых точках начинается в 9.00, а заканчивается в 22.00.

Ответственные сотрудники организаций розничной торговли обязаны доступно и корректно проинформировать потребителей о государственном и региональном ограничении. Для этого разрешается использовать, как наглядные, так и устные источники информации.

В НПА регламентирован перечень мест, в которых продажа алкоголя запрещается в любое время суток:

  • в местах проведения массовых культурных или спортивных мероприятий;
  • в торговых точках, не зарегистрированных ЕГРН;
  • в радиусе 15 метров от образовательных, медицинских, военных и спортивных учреждений;
  • в радиусе 15 метров от иных мест массового скопления народа (рынок, вокзал, аэропорт).

По общим правилам алкоголь не продается в праздники, посвященные детям и лицам подросткового возраста. Запрет на реализацию продукции в любое время суток распространяется на 1 и 27 июня, 1 сентября.

Ограничение вводится на время проведения массовых мероприятий на стадионе «Санкт-Петербург-Арена». Правило распространяется на время матчей в рамках:

  1. Чемпионата России;
  2. Кубка УЕФА;
  3. Лиги Чемпионов;
  4. Кубка России.

Запрет на продажу распространяется в рамках границ, указанных в статье 5 п. 3 Закона СПб № 50-5. Реализовывать спиртосодержащие товары нельзя за 2 часа до начала мероприятия и вплоть до 22.00. В период проведения праздника выпускников г. Санкт-Петербурга «Алые Паруса» продавать алкоголь также нельзя. Ограничение вводится на близлежащую территорию, в радиусе 15 метров от места проведения мероприятия.

Региональные власти, в свою очередь, обязаны проинформировать граждан о таких событиях минимум за 10 дней. Даты проведения массовых мероприятий публикуются на официальном сайте городской администрации или на других ресурсах в интернете.

Санкции в отношении безответственных руководителей предприятий и их сотрудников перечислены в статье 14.16 КоАП РФ. Поскольку пренебрежение ограничением на продажу алкоголя является административным правонарушением, основным видом наказания будет штраф. Для ответственных сотрудников и ИП предусмотрен штраф в размере 20-40 тыс. рублей. Юридическим лицам придется заплатить не менее 100 тыс. р, но не более 300 тыс. р. Кроме этого, алкогольную продукцию из магазина могут изъять. А это значит, что предприниматель понесет серьезные убытки. Организацию, которая систематически нарушает закон, и вовсе могут закрыть.

Руководителям предприятий и простым продавцам в магазинах, реализующих алкогольную продукцию, следует задуматься о том, стоит ли продажа нескольких бутылок огромного штрафа и испорченной репутации. С каждым годом антиалкогольная политика набирает обороты. Это значит, что в ближайшее время требования к гражданам и юридическим лицам могут ужесточиться еще больше.

Если у старшего поколения поинтересоваться тем, в каком возрасте им было позволено покупать алкогольную продукцию в Советском Союзе, то их ответы будут между собой розниться. Одни скажут, что это можно было делать с 18 лет, а другие что с 21 года.

Это произойдёт потому, что в Советском Союзе закон о продаже алкоголя менялся несколько раз, также, как и возраст с которого гражданин мог его купить. Молодой человек мог приобрести спиртной напиток с достижения совершеннолетия, то есть с 18 лет. При этом ему обязательно необходимо было предъявлять паспорт.

Когда молодые люди могли приобрести алкогольную продукцию в СССР

Содержание скрыть Когда молодые люди могли приобрести алкогольную продукцию в СССР Как ограничена продажа алкоголя в настоящее время Рекомендации Совета Федерации

За то время, когда существовал Советский Союз, было проведено несколько компаний по борьбе с алкоголем. Правительство принимало некоторые меры для того, чтобы его потребление падало, при этом устанавливался порог продажи спиртных напитков:

  • До того, как в нашей стране началась перестройка, согласно постановлению Совета министров Советского союза, датированного 16 маем 1972 года с номером 361 алкоголь разрешалось продавать лицам, достигшим совершеннолетия, то есть с 18 лет.
  • С началом Правления М.С. Горбачёва, было решено это ограничение изменить и постановлением Совета министров Советского Союза, датированного 7 маем 1985 года, возраст молодых людей, которые могли приобрести алкоголь, возрос с 18 до 21 года. Этот закон просуществовал до 2003 года.

Как ограничена продажа алкоголя в настоящее время

В любой стране мира существуют ограничения на продажу алкоголя. Такие вопросы регулируются не магазинами, и не местными властями, а решаются на федеральном уровне. Их действие обязательно к исполнению на всей территории всего государства.

На данный момент спиртное в нашей стране можно приобрести с 18 лет.

Если у человека в кармане есть паспорт, подтверждающий его совершеннолетие, то он вправе требовать продажи ему любой алкогольной продукции.

Инициатива увеличить возраст, после которого можно покупать спиртное до 21 года, уже не раз выдвигалась Росздравнадзором. Но закон об этом так и не принят. Законопроект по этому вопросу был внесён в Государственную Думу в 2016 году, многие регионы поддержали инициативу, однако дальше этого дело не пошло. Никаких законов, регламентирующих это, не существует.

13 мая текущего года главой Минздрава Михаилом Мурашко было заявлено, что во время пандемии COVID-19, смертей на территории нашей страны от алкоголя стало больше. Он выразил мнение, что необходимо ограничить его продажу. Михаил Мурашко считает, это уменьшит количество смертей, и позволит постепенно уйти от культуры распития спиртных напитков.

Беспокойство по поводу этой проблемы выражала также социолог Дарья Халтурина. По её словам, спирт покупается для дезинфекции, но затем просто выпивается.

Рекомендации Совета Федерации

Совет Федерации также предложил правительству поднять возраст, с которого можно приобрести алкогольную продукцию до 21 года, по мнению сенатора Валерия Рязанского, в условиях распространения коронавируса, проблема со здоровьем приобрела для жителей нашей страны особую актуальность.

Писатель Марк Грабер имеет на этот вопрос противоположную точку зрения. По его мнению, поднятие порога возраста с которого можно приобрести алкоголь ничего хорошего не принесёт. Молодые люди протестуя против этого начнут потреблять его раньше 18 летнего возраста. Он сожалеет о том, что в последнее время всё решается только запретами.

Член Общественной палаты России, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев предложил определить норму, ограничивающую объем покупаемого одним гражданином алкоголя.

Этанол стоимости: минимальную розничную цену хотят ввести для любого алкоголя Минфин уже подготовил и внес проект поправок к договору о Евразийском союзе

«(У Всемирной организации здравоохранения. — Ред.) есть четкое определение, что свыше, например, 5–6 л алкоголя в год на душу населения — это уже вымирание», — заявил Хамзаев в интервью URA.RU, опубликованном 30 мая.

Хамзаев считает, что 5 л алкоголя на душу населения в год станет оптимальной мерой.

«Попробуйте 5 л по стопкам разлить и посмотреть, хватит вам этого в год или нет. Я считаю, что это нормальная мера, если ты сторонник потребления алкоголя», — уточнил он.

Также член Общественной палаты указал на необходимость определения мер, позволяющих значительно сократить число контрафактного алкоголя.

«Я выступаю за полную государственную монополию продажи алкоголя. Если не оптом, то хотя бы в розницу. Это нам даст возможность ликвидировать контрафактный рынок», — резюмировал Хамзаев.

26 марта стало известно о том, что Минпромторг РФ рассмотрит предложение о запрете продажи алкоголя покупателям с детьми. По словам основателя Национального родительского комитета в Татарстане Ирины Волынец, покупка таких товаров в присутствии ребенка может вызвать у него ранний интерес к алкоголю и сигаретам, что впоследствии может перерасти во вредные привычки, пагубно влияющие на здоровье.

Ранее Хамзаев предложил убрать из продуктовых магазинов алкоголь крепостью более 15%. Об этом писали в RT 8 марта. Он считает, что магазины должны торговать слабоалкогольными напитками, а продажу более крепких нужно перенести «исключительно в специализированные магазины алкогольной продукции».

Читайте также

image «Клерк»

Рубрика Учет в торговле

image Фото Всеволода Альшанского, Кублог

Как известно, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, необходимо учитывать запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». О них мы писали в статьях «Запретный алкоголь при оказании услуг общепита» (№ 7, 2015), «Особые требования к стационарному торговому объекту при продаже алкоголя» (№ 8, 2015). В то же время в нагрузку к запретам и ограничениям, предусмотренным непосредственно на федеральном уровне, органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать дополнительные ограничения в отношении розничной продажи алкоголя. Выясним, любые ли ограничения и запреты вправе вводить региональные власти и могут ли они затрагивать лиц, реализующих алкогольную продукцию при оказании услуг общепита.

Норма, развязывающая руки региональным властям, дословно звучит так (это абз. 2 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Дополнение должно быть введено соответствующим органом

Как разъяснил Пленум ВАС в п. 12 Постановления от 11.07.2014 № 47, соответствующие акты о введении дополнительного ограничения по алкоголю могут приниматься только законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, так как тем самым устанавливаются ограничения гражданских прав в сфере экономического оборота. ФАС, в свою очередь, добавила, что дополнительные «алкогольные» ограничения зачастую вводятся органами местного самоуправления, что не соответствует действующему законодательству (Письмо от 31.12.2014 № АК/55277/14). В связи с этим ограничения, налагаемые не тем органом, судьями во внимание не принимаются. Приведем примеры.

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Постановлением Правительства Республики Тыва от 21.02.2012 № 96, являющегося исполнительным органом государственной власти, не соответствует положениям федерального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы о делегировании Правительству Республики Тыва полномочий в отношении ограничения времени реализации алкогольной продукции не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 47 (Постановление АС ВСО от 22.06.2015 № Ф02-2621/2015 по делу № А69-3106/2014).

Установление дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции Указом Президента Республики Саха (Якутия), то есть подзаконным нормативным правовым актом, противоречит положениям федерального законодательства (Постановление ФАС ВСО от 29.07.2014 № Ф02-2465/2014 по делу № А58-7168/2013).

Ограничение по возрасту

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним (то есть лицам, не достигшим 18-летнего возраста, – п. 1 ст. 21 ГК РФ). Могут ли региональные власти поднять возрастную планку для лиц, которым разрешено продавать алкоголь? Именно такая норма содержится в пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона Республики Мордовия от 16.04.2015 № 18-З «О государственном регулировании розничного оборота алкогольной продукции на территории Республики Мордовия»: на территории Республики Мордовия не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам моложе 21 года. Верховый суд РФ поддержал судей, которые приняли решение о признании указанной нормы недействительной как не соответствующей федеральному закону. Установление возрастного ценза для покупателя алкогольной продукции является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Высший арбитр подчеркнул: оспариваемым положением вводится ограничение гражданских прав в сфере экономического оборота, что противоречит абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, согласно которому основные начала гражданского законодательства, гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона. В настоящее время возрастные ограничения, подлежащие применению в области розничной продажи алкогольной продукции, установлены федеральным законом и могут быть изменены, вопреки доводам апелляционной жалобы, только на основании федерального закона (Апелляционное определение ВС РФ от 09.12.2015 № 15-АПГ15-4).

Ограничение по времени

На федеральном уровне (абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ) действует запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 по местному времени, но распространяется он не на всех. Так, в группу исключений попали организации и индивидуальные предприниматели, реализующие алкоголь при оказании услуг общественного питания (напомним, ИП вправе заниматься розничной продажей только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Региональные органы власти вправе указанный временной запрет расширить. Но могут ли они такое ограничение распространить на лиц, оказывающих услуги общепита? Высший арбитр разделяет точку зрения о том, что положения п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ предоставляют субъекту РФ право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (определения от 22.07.2015 № 59-АПГ15‑4, от 28.05.2014 № 31-АПГ14-2). Причем ВС РФ находит правомерным введение дополнительного ограничения в отношении только определенных типов предприятий общепита.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1248-З № 51-V «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» закреплен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 20.00 до 14.00 по местному времени. Соблюдать данный запрет не нужно организациям и индивидуальным предпринимателям при оказании услуг общественного питания, но при условии, что заведение общепита относится к типу «ресторан» в соответствии с ГОСТ Р 50762‑2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания»[1] (изменение про рестораны действует с 01.08.2015).

Судьи расценили, что установление дополнительных ограничений по продаже алкоголя в зависимости от типа предприятия общественного питания не может быть квалифицировано как создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов в сфере общепита, в том числе закусочных. Ресторан и закусочная относятся к разным типам предприятий общественного питания. Запрет продажи алкоголя в закусочной в период с 20.00 до 14.00 по местному времени и отсутствие такого запрета в отношении ресторана, как реализация полномочий субъекта РФ в сфере правового регулирования оборота алкоголя, не нарушают положений Федерального закона от 26.07.2007 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (Определение ВС РФ от 25.11.2015 № 74-АПГ15-33).

Под запретом алкоголь на вынос

На практике также достаточно часто встречаются ситуации, когда региональные власти запрещают организациям, оказывающим услуги общественного питания, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки). Пример – п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 26.12.2011 № 616-ззк[2] (введенный Законом Забайкальского края от 25.09.2014 № 1050-ззк), согласно которому организациям и ИП при оказании услуг общепита запрещена розничная продажа алкогольной продукции, если не обеспечено недопущение выноса алкоголя с 20.00 до 11.00 по местному времени. Здесь же пояснено: под выносом алкогольной продукции понимается ее перемещение за пределы помещения для обслуживания потребителей на предприятии общественного питания.

Данная норма стала предметом рассмотрения в суде, который посчитал, что противоречия между ней и федеральным законодательством отсутствуют. В свою очередь, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ не нашла причин не согласиться с выводом суда первой инстанции. При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения невыполнимы без нарушения конституционных прав третьих лиц, что перемещение клиентом приобретенной алкогольной продукции может быть пресечено либо воспрепятствованием покупателю выхода из помещения, либо ее изъятием, расценены как надуманные. Ни один закон не может рассматриваться в качестве средства, направленного на нарушение конституционных прав граждан, если того не требует федеральный закон и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Напротив, установленная оспариваемым законом обязанность организации, ИП при оказании услуг общественного питания обеспечить недопущение выноса алкогольной продукции в течение времени запрета ее розничной продажи подразумевает возможность ее исполнения любыми не запрещенными законом мерами (допустим, путем отпуска алкогольной продукции в розлив, предупреждением покупателей о запрете ее выноса за пределы помещения предприятия общепита) (Определение ВС РФ от 24.06.2015 № 72-АПГ15-4).

Еще один пример – Закон Краснодарского края от 04.06.2012 № 2497-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков», п. 4 ст. 4.1 которого закреплен запрет розничной продажи алкогольной продукции на вынос (не для потребления на месте покупки), осуществляемой организациями при оказании ими услуг общественного питания. Решением Краснодарского краевого суда от 22.07.2015 № 3-141/2015 данная норма была признана не противоречащей Федеральному закону № 171‑ФЗ, а ВС РФ счел такой вывод правильным (Апелляционное определение от 18.11.2015 № 18-АПГ15-34). Закон Краснодарского края № 2497-КЗ принят в целях защиты здоровья и нравственности населения Краснодарского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, во исполнение предписаний Федерального закона № 171‑ФЗ. Ссылки в апелляционной жалобе на национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762‑2007 не могут быть приняты во внимание, поскольку содержащиеся в нем положения не относятся к сфере общественных отношений, являющихся предметом регулирования указанного федерального закона.

Продажа алкоголя зависит от количества столов и посадочных мест

Уже попавший на «зубок» судьям Закон Забайкальского края № 616-ззк содержит среди прочего требование о том, что на территории Забайкальского края организации и ИП при оказании услуг общепита могут заниматься розничной продажей алкоголя при условии наличия в помещении для обслуживания потребителей не менее 8 столов и 32 посадочных мест. Аналогичную норму можно найти в Законе Амурской области от 25.09.2014 № 403-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Амурской области»: в зале обслуживания должно быть не менее 6 столов и 24 мест для обслуживания посетителей с потреблением на месте (п. 2 ч. 1 ст. 1). Два ИП и ООО посчитали, что данная норма нарушает их права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку вводит дополнительные, не предусмотренные законом ограничения для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, ставит в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами. Однако судьи (и их поддержал ВС РФ) не усмотрели оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству. В ней содержится не требование (обязательное предписание) к предприятию общественного питания, а дополнительное ограничение условий (обстоятельств, от которых зависит наступление конкретного события) розничной продажи алкогольной продукции заведениями общепита (Определение ВС РФ от 10.06.2015 № 59-АПГ15-2).

Запрет на продажу отдельного вида алкоголя

К примеру, такой запрет имеется в Законе Республики Мордовия № 18-З. На территории Республики Мордовия запрещена розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков, а именно алкогольной продукции с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции и одновременно кофеина или других тонизирующих веществ в количестве не менее 15,1 мг в 100 мл данной продукции (п. 3 ст. 7).

Подобная норма была включена и в Закон Брянской области от 29.02.2012 № 8-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Брянской области» (п. 2 ст. 6.2) Законом Брянской области от 05.02.2015 № 1-З. Однако судьи посчитали, что запрет на розничную продажу одного вида алкогольной продукции на всей территории Брянской области введен неправомерно (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 171‑ФЗ такого права субъекту РФ не предоставляет) (Апелляционное определение ВС РФ от 16.09.2015 № 83-АПГ15-6). В итоге Законом Брянской области от 28.12.2015 № 140-З п. 2 ст. 6.2 Закона Брянской области № 8-З признан утратившим силу.

Федеральным законом № 171‑ФЗ законодательным (представительным) (не исполнительным) органам государственной власти субъектов РФ (не органам местного самоуправления) предоставлено право вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В связи с этим региональные власти могут увеличить период времени, установленный указанным законом (с 23.00 до 8.00), когда розничная продажа алкоголя недопустима (например, с 20.00 до 11.00). Это дополнительное ограничение может не распространяться на лиц, оказывающих услуги общепита (как и по федеральному закону), или только на часть из них (например, на заведения общепита, относящиеся к типу «ресторан», либо при условии обеспечения недопущения выноса алкоголя). Еще одно возможное дополнительное ограничение по алкоголю, которое субъекты РФ могут ввести для предприятий общепита, – это определенное количество столов и посадочных мест в зале обслуживания. В то же время на уровне региона не может быть установлен запрет на розничную продажу алкоголя лицам моложе 21 года или отдельного вида алкогольной продукции.

[1] Утвержден и введен в действие с 01.01.2009 Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст. Утратил силу 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

[2] Название закона: «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Забайкальского края».

Подборка полезных мероприятий

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий