Может ли участок в границах населенного пункта относиться к категории «земли лесного фонда» -Статьи

Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель регулируется правовыми нормами Лесного кодекса Российской Федерации 2006 г. и конкретизирующим его лесным законодательством.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством (ст. 101 ЗК РФ).

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятий о лесе как о природном ресурсе или экологической системе (ст. 5 ЛК РФ). Последняя же представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как целостный природный объект, имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Леса располагаются на землях лесного фонда и на землях поселений. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством (ст. 6 ЛК РФ).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с лесоустройством, проектированием и кадастровым учетом лесных участков (ст. 7, 67, 69, 92 ЛК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на данные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ).

Леса на землях лесного фонда подразделяются по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ст. 10 ЛК РФ).

К защитным лесам относятся леса, которые подлежит освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемых ими полезными функциями (п. 4 ст. 12, ст. 102 ЛК РФ).

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежит освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других природных ресурсов, продуктов их переработка с обеспечением сохранения полезных функций лесов (п. 3 ст. 12, ст. 108 ЛК РФ).

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование данных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (ст. 109 ЛК РФ).

В целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной инфраструктуры подлежат сносу после отпадения надобности в них, а земли, на которых они располагались — рекультивации (ст. 13 ЛК РФ).

При этом лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов (п. 3 ст. 12 ЛК РФ).

В лесах (за исключением защитных) допускается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры — объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и др. (ст. 14 ЛК РФ).

Лесорастительное районирование осуществляется в зависимости от природно-климатических условий путем определения лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (ст. 15 ЛК РФ).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование же лесных участков осуществляется в границах, соответственно, лесничеств и лесопарков (ст. 69 ЛК РФ), являющихся основными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 23 п. 1 ЛК РФ).

Категоризация лесов по новому Лесному кодексу РФ осуществлена следующим образом.

В защитных лесах и в особо защитных участках лесов с учетом особенностей правового режима определяются следующие категории данных лесов:

  • леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
  • леса, расположенные в водоохранных зонах;
  • леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
    • леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
    • защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • зеленые зоны, лесопарки;
    • городские леса;
    • леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • ценные леса, в том числе:
    • государственные защитные лесные полосы;
    • противоэрозионные леса;
    • леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
    • леса, имеющие научное или историческое значение;
    • орехово-промысловые зоны;
    • лесные плодовые насаждения;
    • ленточные боры.

К особо защитным участкам лесов относятся:

  1. берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
  2. опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
  3. постоянные лесосеменные участки;
  4. заповедные лесные участки;
  5. участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
  6. места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
  7. другие особо защитные участки лесов, которые могут быть выделены в защитных лесах и эксплуатационных лесах (ст. 102 ЛК РФ).

На особо охраняемых природных территориях выделяются леса, расположенные на территориях:

  • государственных природных заповедников;
  • национальных парков;
  • природных парков;
  • памятников природы;
  • государственных природных заказников;
  • иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территорий (ст. 103 ЛК РФ).

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст. 104 ЛК РФ).

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, допускаются только выборочные рубки лесных насаждений, которые проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

В зеленых зонах и лесопарках запрещаются:

  1. использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
  2. ведение охотничьего хозяйства;
  3. ведение сельского хозяйства;
  4. разработка месторождений полезных ископаемых;
  5. размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

В ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений. за исключением случаев, когда выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ст. 106. п. 4 ст. 17 ЛК РФ).

Особо защитные участки лесов выделяются в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных лесным законодательством.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 107 ЛК РФ).

Таким образом, новое лесное законодательство отказалось от категоризации лесов на три группы и ввело их категоризацию более детальную и адекватную природным особенностями этого важнейшего природного ресурса.

Соответственно изменилось и земельно-правовое регулирование земель лесного фонда, при котором правовой режим земель стал более конкретным и точным. Например, согласно ст. 9 Федерального закона РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений. По прежнему же законодательству данные поселения терялись на бескрайних массивах земель лесного фонда, происходило неадекватное фактическому статусу этих поселений правовое регулирование.

автор статьи:

земельный юрист Татьяна Скворцова

тел, WhatsApp 8-908-080-00-35

стаж с 2004 г.

image

Может ли участок в границах населенного пункта относиться к категории «земли лесного фонда»

Ко мне часто обращаются люди, которые вообще не могут разобраться, к какой категории относится их участок, поскольку в разных документах написано по-разному. Один из самых частых вопросов: может ли участок относиться к лесному фонду, если он находится на территории населенного пункта? 

Ответ: теоретически не должен, но практически может.

Разберем подробнее.

image

Во-первых, необходимо отметить, что по современному законодательству граница лесничества не может пересекать границу населенного пункта (пп. 2 п. 4 ст. 34 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”). Но долгое время таких ограничений не было, поэтому ситуация, изображенная на картинке, встречается часто. Федеральным законом №280-ФЗ (о “лесной амнистии”) попытались создать механизм разрешения этого противоречия, однако получилось плохо. Но вернемся к нашему вопросу.

Сначала отвечу, почему теоретически участок, относящийся к лесному фонду, не может располагаться в границах населенного пункта.

1. Закон устанавливает правило, в соответствии с которым земельный участок имеет только одну категорию (ст. 7 ЗК РФ) . Т.е. если участок относится к категории «земли населенных пунктов», то он не может относиться к категории «земли лесного фонда». И наоборот.

2. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Установление границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.

Эти правила прямо предусмотрены п. 2 ст. 83 и п.1 ст. 84 ЗК РФ и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее, Закон №172-ФЗ).

Таким образом, если участок попадает в границы населенного пункта, то его категория автоматически должна меняться на категорию «земли населенных пунктов», какой бы она ни была до этого.

Но в реальной жизни происходит иначе. Разберем почему.

Нормы законодательства о переводе земель лесного фонда в другие категории существовали еще с советских времен, существуют до сих пор и предусматривают довольно сложный и жесткий порядок перевода лесных земель в нелесные.

С незапамятных времен решение о переводе земель лесного фонда в другие категории по закону принимал Совет Министров РСФСР (ни много, ни мало). В некоторых случаях – облисполкомы и крайтиполкомы. Такие положения были предусмотрены статьей 37 ЛК РСФСР 1978 г. Эта процедура тогда называлась “перевод лесных площадей в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства”, но по сути речь шла именно об изменении категории.

Затем статьей 63 ЛК РФ 1997 г. (утратил силу 01.01.2007) были введены аналогичные положения о соответствующих полномочиях Правительства РФ. Современное земельное и лесное законодательство подходит к этому вопросу так же, т.е. перевод земель лесного фонда в другие категории должен выполняться Правительством РФ (ст. 8 ЗК РФ, ст. 8 нового ЛК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48).

3. В то же время границы населенных пунктов устанавливаются генеральными планами, которые утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами местного самоуправления смежных муниципальных образований и региональными органами власти (статьи 24, 25 Градостроительного Кодекса РФ).

Таким образом, мы имеем коллизию норм: с одной стороны, земли любых категорий в земли населенных пунктов переводят органы местного самоуправления при утверждении генеральных планов, с другой стороны, земли лесного фонда переводятся в другие категории Правительством РФ.

И вот здесь встает в полный рост вопрос о том, как же рассматривать лесные участки, которые не были переведены из земель лесного фонда в соответствии с лесным законодательством, но при утверждении генеральных планов населенных пунктов попали в их границы. К какой категории они должны быть отнесены?

Я не буду в этой статье углубляться в анализ многочисленного и противоречивого законодательства по этой теме. Ведь за последние 100 лет (а юридически значимая граница населенного пункта могла быть утверждена в любой момент этого периода) многократно менялось и земельное и лесное право. В последние 20 лет важные правки в закон вносятся почти каждый год. Поэтому детально разбирать законодательство, существовавшее на тот или иной момент времени есть смысл только для решения конкретной ситуации. 

Здесь же я опишу лишь основные подходы, выработанные судебной практикой к этому вопросу.

Если граница населенного пункта была установлена до 05.01.2005

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 16490/07 по делу N А76-738/2007-22-204, судами выработаны такие подходы:

1. Если установление границы (черты) населенного пункта произошло до января 2005 года, то ст. 8 Федерального закона №172-ФЗ (о том, что установление такой черты является автоматически переводом земельного участка в категорию «земли населенных пунктов») применяться не может. И это понятно, ведь тогда этого закона не было.

2. Нормы статей 83, 84 Земельного Кодекса РФ в первоначальной редакции (до изменений, вступивших в силу 01.01.2007) (о том, что черта населенных пунктов отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий) не говорят, по мнению Высшего арбитражного суда, о том, что установление границы населенных пунктов автоматически влечет изменение категорий.

Таким образом, до 05.01.2005 не было норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом Правительства. А это значит, что, если граница (черта) населенного пункта была установлена решением органов власти города, поселка или региона (области, края и т.п.), то утверждение черты населенного пункта не повлекло перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Т.е. участок внутри границ населенного пункта сохранил категорию «земли лесного фонда».

Этот вывод содержится в названном Постановлении Президиума ВАС и активно применяется судами до сих пор даже в относительно свежих делах (Дела: А76-23216/2017, А76-2827/2012, А41-39671/09, А55-27658/2015, А57-15512/2014, А66-5450/2010).

Если граница населенного пункта установлена с 05.01.2005г. по 25.03.2011г.

Это очень распространенная ситуация, ведь именно в этот период активно утверждались генеральные планы населенных пунктов в целях приведения градостроительной документации в соответствие с современным законодательством. В 2005-2007 годах появляются те самые нормы, которые устанавливают порядок перевода любых земель в земли населенных пунктов путем утверждения границы населенного пункта в составе генерального плана. Игнорировать их трудно. Но у судов получается.

Здесь необходимо обратить внимание вот на какое обстоятельство. Перевод земель из лесного фонда в другую категорию – это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земли из распоряжения ее собственника – Российской Федерации. Ведь земли лесного фонда относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а земли населенных пунктов – обычно нет. Землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ в современной редакции включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

На основании этих норм Рослесхозом были сделаны такие выводы:

1. Перевод земель лесного фонда в другую категорию должен происходить с согласия собственника – Российской Федерации. Ведь иное нарушило бы право собственности.

2. Поскольку перевод участков в земли населенных пунктов происходит путем утверждения генеральных планов, то проекты генеральных планов, предполагающих включение лесных участков в черту населенных пунктов, должны быть согласованы с Российской Федерацией.

3. Необходимое согласование генеральных планов от имени Российской Федерации должен дать Рослесхоз. Этот же подход был отражен в судебной практике:

1) Определение ВАС РФ от 03.07.2013 N ВАС-8236/13 по делу N А72-9432/2012 (относилось к генплану, утвержденному в 2007 году).

«Установив, что согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало, суд признал, что оспариваемый нормативны правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 “Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации” и является недействующим».

2) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-1636/16 по делу N А07-17841/2015 (относится к распоряжению Правительства РБ 2005 года, которым лесные земли отнесены к землям поселений)

“Изменение границ населенного пункта не является достаточным основанием для изменения категории участков в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находятся участки, при этом доказательств включения спорной территории в состав муниципального образования не представлено”.

Таким образом, сложился подход о необходимости согласования генеральных планов с Рослесхозом. Но в законе такого положения не было. Стоит ли говорить, что большинство мелких муниципалитетов, не имеющих сильных юротделов, об этой позиции просто не знали. Таким образом, в период с 2005 по 2011 появилось множество генеральных планов поселений, предполагающих включение земель лесного фонда в черту населенных пунктов, и не согласованных с Рослесхозом.

Соответственно земельные участки в таких населенных пунктах не защищены границей своего населенного пункта от притязаний «лесников» и могут быть признаны землями лесного фонда, несмотря на утвержденный генплан.

Если граница населенного пункта утверждена после марта 2011 года

25.03.2011 в ч.1 ст. 25 Градостроительного Кодекса был внесен пункт 2, обязывающий согласовывать генеральные планы населенных пунктов с Рослесхозом, если в результате установления границ населенного пункта, в границы были включены лесные земли.

Таким образом, в 2011 году наступила минимальная ясность по вопросу о том, как включать лес в границы населенных пунктов, чтобы у «лесников» не было претензий, и чтобы включенные участки все-таки считались отнесенными к землям населенных пунктов.

Если генплан вашего населенного пункта утверждался после этой даты, то он, возможно, был согласован с «лесниками». При условии, что органу местного самоуправления было хотя бы известно о включении в границы населенных пунктов лесных земель.

В нашем примере наличие такого согласования Рослесхоза должно обозначать, что граница земель лесного фонда как бы “обрезается” по границе населенного пункта.

Но не спешите радоваться. Во-первых, очень часто органы местного самоуправления просто не знают, что включают в границы населенных пунктов лесные территории, поскольку визуально они часто не похожи на лес, а материалы лесоустройства в открытом доступе отсутствуют.

Во-вторых, до сих пор нет полной ясности относительно статуса бывших лесных земель, включенных в границы населенных пунктов. Есть мнение, что участки, покрытые лесом и вошедшие в границы населенных пунктов, автоматически приобретают статус “городские леса” (про городские леса см. ниже). Я полагаю, что не приобретают автоматически, т.к. для этого требуется специальный акт о создании нового лесничества на территории населенного пункта. Верховный Суд до сих пор не дал на эту тему полноценных разъяснений, и приходится быть очень осторожными в выводах.

Городские леса

Городские леса – это отдельная большая тема. В этой статье я дам только самое общее представление о них. Главное, что стоит знать о городских лесах:

  1. Эти земли имеют категорию “земли населенных пунктов” (ст. 6, 122 ЛК РФ).
  2. Городские леса не относятся к землям лесного фонда.
  3. Они не являются собственностью Российской Федерации, и распоряжаются ими органы местного самоуправления.
  4. Однако к ним относятся все ограничения по использованию, какие есть у лесных земель. 

В соответствии со статьями 111, 116 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам и строить на них нельзя практически ничего (только линейные объекты и гидротехнические сооружения). 

Поэтому даже законное включение леса в «земли населенных пунктов» вовсе не обязательно снимет проблемы потенциальных застройщиков. В ряде случаев, нормы законодательства “о лесной амнистии” позволяют решить задачу, но отнюдь не всегда. Статус любого участка, некогда относившегося к лесу, и включенного в границы населенного пункта, неоднозначен и вызывает много вопросов в связи с отсутствием внятного законодательного регулирования. 

В целом можно констатировать, что наши парламентарии не устают придумывать нам законодательные квесты, в которых граждане обычно проигрывают. Причем, проигрывают зачастую именно добросовестные граждане, которые, купив участок под застройку, знать не знали, что он лесной. Крупным компаниям, которые вырубают леса для размещения вредных производств, нередко хватает возможностей, чтобы оформить документы правильно.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

 e-mail: practica74@bk.ru

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ (В ТОМ ЧИСЛЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА):

  • Обсуждение в пределах 10 минут – бесплатно (без просмотра документов);
  • Устная консультация (лично или по телефону) – 2000 руб./час. (для телефонной консультации документы предварительно высылаются на электронную почту, оплата производится безналичным путем);
  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. – от 10 000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием “красивого оформления” и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу  – от 12 000 руб. до 30 000 руб;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой  – от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь

Вернуться Найдено 5 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

–> ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

Источник: Большой юридический словарь

–> Земли лесного фонда 1) одна из категорий земель РФ; 2) лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).  

Источник: Экологическое право России: словарь юридических терминов

–> Земли лесного фонда

Источник: Большой юридический словарь

–>ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДАодна из категорий земель, предусмотренных земельным законодательством; земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности. В состав З.л.ф. входят как лесные, так и нелесные земли. Клееным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, н о предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, проталины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и т.д.). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и т.п.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (занятые болотами, каменистыми россыпями и другие, неудобные для использования земли). Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, осуществляется соответствующим лесхозом Рослесхоза с разрешения территориального органа Рослесхоза в субъекте РФ. Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и(или) изъятие З.л.ф. осуществляется в зависимости от группы леса: в лесах первой группы — Правительством РФ; в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта РФ. Отношения в области использования и охраны З.л.ф. регулируются лесным и земельным законодательством. Г.С Башмаков

Источник: Юридическая энциклопедия

–>ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА

Источник: Энциклопедия юриста

Показать еще…

Поможем написать любую работу на подобную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Земельное право — это отрасль права, сочетающая в себе черты многих правовых систем (включая семейное, процессуальное, административное, контрактное право) и рассматривает вопрос, кто является полноправным владельцем и какие права в отношении собственности имеет третье лицо (право собственности, пользования; существуют ли ограничения, связанные с данной недвижимостью).

Это отрасль права, система юридических норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и охраны земель, охраны прав землевладельцев и землепользователей.

Земля может использоваться в разных качествах: как средство производства в сельском хозяйстве, как пространственная база для размещения различных объектов (путей, дорог, зданий, сооружений и т.др.), как часть окружающей природной среды. К специфическим особенностям земли как средства производства можно отнести также ее пространственную ограниченность (необходимость использования земель в том количестве, которое определено природой), постоянство местонахождения (необходимость использования земельного участка там, где она размещена), незаменимость (невозможность использования вместо земель других средств производства).

Наряду с предметом правового регулирования критериев отрасли права относят и метод правового регулирования — совокупность средств и способов воздействия правовых норм на участников земельных отношений. Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников земельных правоотношений и применение к ним мер государственного принуждения при невыполнении правовых норм.

Для современного земельного права характерно сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

На нашем сайте предоставлены учебные материалы для студентов, по земельному праву. Суммарно около 890 статей.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Земельным Кодексом РФ выделяется несколько категорий земли, одна из которых — земли лесного фонда. Они могут находиться в собственности как государства, так и муниципалитета. Общая площадь территорий, включенных в лесной фонд, составляет около половины всей территории страны.

imageЕсли общая площадь России больше 17,1 миллионов квадратных километров, то леса и другие  земли этой категории занимают около 8, 4 миллиона.

На базе лесных угодий работает большое количество предприятий лесной промышленности. Земли лесного фонда включают не только леса, вырубки, землю под молодые насаждения, но и те участки, которые необходимы для ведения лесного хозяйства.

Любые действия по отношению к землям данной категории должны выполняться с учетом требований Земельного и Лесного Кодексов РФ, различных законодательных актов, касающихся землепользования. А также важным аспектом является соблюдение экологических нормативов по отношению к лесным территориям.

Что включает лесной фонд

Категория «Земли лесного фонда» — это площади лесов, вырубок, территории для посадки новых насаждений, участки предприятий лесного хозяйства. К землям относятся также прогалины между лесами.  К данным территориям применяется определенный правовой режим, который должен соблюдаться при их использовании.

ВНИМАНИЕ! Леса могут располагаться и на землях оборонного назначения, в таком случае они имеют особенный юридический статус и не могут передаваться в пользование.

Другие лесные площади, из категории лесного фонда, могут передаваться в пользование как юридическим, так и физическим лицам, для аренды, бессрочного или срочного пользования. Но при этом важно соблюдать не только правовой режим участка, но и его виды разрешенного использования.

Понятие и состав земель лесного фонда определяется в двух кодексах, Лесном и Земельном. Но не стоит искать там четкого определения, что такое лес, какие территории точно должны входить в данный фонд. Поэтому под определение лес пока попадают те участки, которые уже зарегистрированы в кадастровом учете как категория лесных земель.

На участках могут расти деревья, кустарники, саженцы, а также они могут представлять собой большую поляну или территорию, просто прилегающую к лесному массиву.  На таких участках располагаются также предприятия лесной промышленности. Выделяется три группы участков земель лесного фонда:

  • Площади, засаженные лесом (деревьями, кустарниками, лесными травами).
  • Земельные участки из состава лесного фонда, которые предназначены для восстановления леса. Это площади под «молодняк», прогалины, с выгоревшими при пожаре насаждениями.
  • Нелесные территории, на которых ведется лесное хозяйство (работают лесопилки, деревообрабатывающие предприятия, лесозаготовительные). Здесь также могут прокладываться дороги между различными пунктами. Такие площади не предназначены для высадки насаждений, но их использование должно быть напрямую связано с потребностями лесной отрасли.

Каждый участок имеет свое целевое предназначение. Когда нужно участок с тем или иным правовым статусом использовать по-другому, проводится целая процедура перевода. Также установлен и порядок признания определенной площади земли лесом, например, это может быть площадь с растительностью на землях населенных пунктов.

Особенности правового режима

Государственный лесной фонд — это огромная территория, больше половины всей площади страны. Разработан целый свод законов, который определяет пользование землями данной категории.

image И основные из них — это Лесной Кодекс и Земельный. Задача Лесного Кодекса — способствование защите лесных ресурсов государства. Лесной фонд имеет огромное экологическое, экономическое значение.

Поэтому в Кодексе указывается, кто распоряжается землями лесного фонда, какой статус они имеют, какие меры должны соблюдаться по защите лесов. Также Лесной Кодекс определяет и право пользования продукцией хозяйства, по каким нормативам должно вестись строительство на землях лесного фонда. 

Изначально земли лесного фонда принадлежат государству, но оно может передавать их в собственность регионам.

Права граждан

Лесной Кодекс определяет правовой режим использования земель фонда, права юридических и физических лиц по отношению к ним. Юридические и физические лица могут:

  1. брать земли в аренду;
  2. оформлять их в краткосрочное пользование;
  3. оформлять в безвозмездное пользование;
  4. разрешено и использование земель при определенных условиях на основании договора с государством (концессия).

Предоставляются гражданам также права проводить в лесах сбор ягод, грибов, лекарственных растений.

ВНИМАНИЕ!Не разрешается только находиться в лесах во время пожара или пожароопасной ситуации.

При наличии разрешения от местной власти или специального договора в лесу можно заниматься вырубкой деревьев, сбором дров, косьбой сена на прогалинах и окраинах леса, постройкой пасек. Возможна рубка новогодних елок, срезание бересты. По разрешению там могут проводиться различные культурные или туристические мероприятия.

Любые виды деятельности на землях лесного фонда не должны угрожать экологии, сохранности лесных угодий.

Изменение назначения

Категория земель лесного фонда, разрешенное использование и его виды определяют применение участков земли, виды деятельности на ней. Фонд — это земли, предназначенные для насаждений и для ведения лесного хозяйства. Но чаще в последнее время встает вопрос о переводе таких площадей в категорию земель под строительство.

ВАЖНО! Незаконное строительство на земле лесного фонда наказывается той или иной мерой административной ответственности.

Если лес располагается рядом с населенным пунктом (селом, деревней, городом), граждане или строительные компании иногда считают возможным строить жилье на окраине лесонасаждений. При этом проводится вырубка деревьев, другие незаконные действия. Также распространено убеждение, что выстроенный незаконно дом потом можно оформить законно.

Но государство находит возможность сурово наказать за такое преступление.Площади земель лесного фонда могут использоваться под строительство (жилое, производственное) только при определенных условиях:

  • Если эти площади уже невозможно эксплуатировать и использовать по их прямому назначению.
  • Если лес уже не имеет своих полезных свойств.

Территории земель фонда могут передаваться и для нужд оборонной отрасли или для решения острых экономических задач.

Когда строительная организация хочет использовать земли Лесного Фонда под постройку жилого комплекса, она сначала должна перевести их в другую категорию на основании результатов независимой экспертизы. Эксперты устанавливают, может ли земля применяться под посадку насаждений или нет препятствий для ее перевода.

Документы

Подготовка документов осуществляется с учетом Постановления Правительства под номером 48.Этот документ регулирует перевод лесных земель в ту или иную категорию. Необходимо подготовить целую папку бумаг:

  1. Ходатайство о переводе земли лесного фонда в категорию, которая подходит для запланированных действий на данной земле.
  2. Требуется план участка, готовящегося к переводу. В этом плане должна быть указана кадастровая стоимость, определено географическое положение.
  3. Нужно получить решение уполномоченного в данном вопросе органа власти.
  4. Подается и выписка из единого Реестра на указанный участок земли лесного фонда.
  5. Прилагается справка, подтверждающая отсутствие на этой площади полезных ископаемых.
  6. Обязательно должен быть результат экспертизы, который подтвердит, что земля не может быть использована по категории лесного фонда.

Все подготовленные документы подаются в уполномоченный орган. Он имеет три недели на то, чтобы выслать заявителю положительный или отрицательный ответ по ходатайству.

Только после того, как земля будет выведена из категории земель лесного фонда и переведена в другую категорию, ее можно использовать с учетом видов деятельности, не предусмотренных Лесным Кодексом.

Как осуществляется управление

Управление базируется на положениях Лесного и Земельного кодексов и  предполагает соблюдение нескольких важных принципов:

  • Развитие экономики должно сочетаться с улучшением состояния окружающей среды.
  • Земли лесного фонда использоваться должны рационально и в интересах государства.
  • Государственное управление осуществляется Правительством РФ непосредственно, федеральными органами управления, а также через органы местной власти.

Основные функции по управлению землями лесного фонда на данное время со всей ответственностью возложены на Министерство природных ресурсов. Для ведения деятельности по использованию ресурсов лесного фонда необходимо получить лицензию.

ВНИМАНИЕ! Изъятие лесных и нелесных земель фонда осуществляется только в случае крайней необходимости.

Регулируется процесс изъятия статьей 49 Земельного Кодекса. Если нужно перевести земли из данной категории в другую, вопрос решается на уровне Правительства, органов власти субъектов Федерации, органов местного управления.

Охрана

Лес является важным богатством страны, ее незаменимым ресурсом. Поэтому на государственном уровне разработаны различные законодательные акты, способные защитить лесные угодья. При нарушении законов об охране леса предусмотрено несколько видов ответственности — уголовная, административная, возмещение причиненного ущерба.

Если при этом правонарушитель занимался изготовлением лесопродуктов, они будут у него изъяты.Согласно статье 99 Лесного Кодекса назначение меры наказания по уголовной и административной ответственности не избавляет от возмещения причиненного лесу ущерба.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий