Ответственность за невыполнение законных требований полиции и права человека

22 апреля 2020, 11:37
image

Правительство России одобрило поправки в закон «О полиции», расширяющие права правоохранителей. В частности, полицейским разрешат вскрывать автомобили, а также выставлять оцепление жилых домов и осуществлять ограждение мест проведения массовых мероприятий. Кроме того, сотрудникам полиции разрешат применять оружие, если они заподозрят угрозу нападения на себя. При этом, согласно поправкам, правоохранителей нельзя будет наказывать за действия, совершенные при исполнении обязанностей. О планируемых нововведениях сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в аппарате Госдумы.

Поправки, расширяющие права полиции, были подготовлены в кабмине и одобрены правительством на этой неделе. В Госдуму они еще не внесены.

Авторы законопроекта предлагают предоставить полицейским право вскрывать транспортные средства для спасения жизни граждан, предотвращения преступления, а также для обеспечения безопасности при массовых беспорядках и ЧС. Если вскрытие произошло в отсутствие владельца, то его известят об этом в течение суток. При этом правоохранитель не будет нести ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии машины, если полицейский действовал на законных основаниях, говорится в поправках.

Кроме того, сотрудникам полиции хотят дать право проводить оцепление территорий, жилых помещений, строений и других объектов и «участков местности». В границах оцепления полицейские могут проводить личный досмотр граждан, их вещей и транспортных средств.

Также правоохранителям предложено предоставить право «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными», место проведения массовых мероприятий и «осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов».

Помимо этого, полицейским дадут право применять оружие при попытке преследуемого лица не только прикоснуться к его огнестрельному оружию, как прописано в действующем законе, но и «совершить иные действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Также статью 30 закона о полиции предложено дополнить положением о том, полицейский «не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции».

Москва, Наталья Петрова

Москва. Другие новости 22.04.20

В Курганской области выросло число больных коронавирусом. / В Белграде появится первый пешеходный мост. / Пермский стартап помогает лишившимся работы самозанятым. Читать дальше

© 2020, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы Яндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

В рубриках

В«Не подлежат преследованиюВ»: как полицейским облегчат службу Мария Локтионова 22.04.2020, 17:05 Прослушать новость Остановить прослушивание Депутаты Госдумы изучают подготовленный правительством законопроект, предусматривающий право полицейских вскрывать машины без ведома владельцев, оцеплять жилые дома и применять оружие при любых намеках на нападение, сообщили В«Газете.RuВ» в нижней палате парламента. Там считают, что эти правки необходимы, чтобы полицейские не осторожничали на службе, а также чувствовали защищенность. Между тем юристы уверены, что проект сформулирован не ясно и может привести к самоуправству силовиков. image

В«Сама жизнь подсказываетВ»

В знакомятся с подготовленным правительством законопроектом, который наделяет полицейских полномочиями вскрывать автомобили, оцеплять жилые дома и ограждать места проведения массовых мероприятий. Об этом В«Газете.RuВ» сообщил член комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Реклама

Текст документа оказался в распоряжении В«ИнтерфаксаВ» — его агентству передал аппарат Госдумы. Так, один из пунктов наделяет полицейских правом В«обозначать доступными средствами, в том числе визуальнымиВ» места проведения массовых мероприятий, а также В«осуществлять их временное ограждениеВ».

Кроме того, оцеплять и блокировать силовики смогут жилые дома, строения и другие объекты — в зоне оцепления они вправе проводить В«личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществВ», а также осматривать автомобили.

Если человек окажет сопротивление, не дав осмотреть себя или, например, автомобиль, полицейский сможет не пропускать его через оцепление как внутрь, так и наружу.

В«Я знаю этот законопроект, пока мы его текст тщательно не изучали. Сама жизнь подсказывает, что функции полицейских необходимо расширить. Они должны быть наделены правами, целью которых является защита прав каждого из нас.

Например, сейчас в период распространения коронавирусной инфекции, возможно, надо будет принять оперативные меры в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Органы правопорядка в состоянии эту функцию выполнить в целях нашей защиты. Например, оцепить пораженные вирусом участки — не допустить его распространениеВ»,

— заявил Выборный в разговоре с В«Газетой.RuВ».

Между тем юристы утверждают, что нововведение, касающееся оцепления территории, не нарушает права граждан, так как согласно ФЗ В«О полицииВ» человеку и так необходимо предоставить полицейскому документы, а также вещи для осмотра, если его подозревают в совершении преступления или проверяют по базе розыска.

В«Это нормальная практика, права гражданина таким образом не нарушаются. Мы и так обязаны предъявлять документы по требованию. Неизвестно, в чем смысл этих правок, если такие меры уже приняты в соответствии с действующим законодательствомВ», — сообщил В«Газете.RuВ» адвокат Максим Калинов.

В«Полицейскому надо в ту же минуту спасти ребенкаВ»

Если поправки в закон В«О полицииВ» вступят в силу, то правоохранители также смогут вскрывать автомобили для спасения жизни граждан, предотвращения преступлений и обеспечения безопасности в случае массовых беспорядков и ЧС. Если владельца машины в момент вскрытия не будет на месте, то правоохранители обязаны проинформировать его в течение 24 часов после проведения операции. Но при этом они не несут ответственность за вред, причиненный гражданам или организациям при вскрытии транспортного средства, если все было сделано по закону.

В«Например, полицейский видит, что в машине заперт маленький ребенок, его забыли родители. А на улице жара — +45В°С, машина закрыта. Сейчас в этом случае он должен будет позвонить в , узнать, за кем закреплена машина, подождать пять-десять минут.

Что произойдет с ребенком за это время, мы не знаем. Полицейскому надо в ту же минуту проникнуть в транспортное средство и спасти ребенкаВ», — пояснил депутат Выборный.

Кроме того, в законопроекте указано, что полицейский имеет право применить при задержании огнестрельное оружие, если предполагаемый злоумышленник В«совершит действия, дающие основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полицииВ».

Сейчас правоохранителю разрешено использовать оружие лишь для защиты гражданина, на которого совершается нападение с причинением увечий или гибели, либо для того, чтобы дать отпор предполагаемому злоумышленнику, который пытается отнять у силовика табельное оружие.

В«У этого предложения могут быть негативные последствия — пойдут злоупотребления. Сейчас перечень применения оружия полицейскими нормальный: они имеют полномочия применять оружие при угрозе своей жизни и жизни граждан. Все эти основные моменты в законе полиции уже годами проработаны. Но новые правки могут привести к тому, что применение оружия будет не соответствовать силе угрозыВ», — подчеркнул адвокат Калинов.

Между тем депутат, напротив, считает, что полицейские сейчас скованы законодательством в применении оружия — по его словам, полномочия необходимо расширить, чтобы правоохранители не В«осторожничалиВ».

В«Полицейский иногда ведет себя чрезмерно осторожно, боясь нести ответственность. У него есть определенные полномочия, но это все равно очень оценочное понятие — часто происходит недопонимание касательно того, как толковать его действия.

Поскольку правоохранитель не защищен четко и ясно законом, он все время находится в сдерживающей позиции: как бы перестраховаться, чтобы хуже не сделатьВ»,

— сообщил Выборный.

Полиция получит иммунитет

В завершении документом предлагается дополнить статью 30 ФЗ В«О полицииВ» под названием В«Гарантии правовой защиты сотрудника полицииВ» таким положением: В«Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полицииВ».

Чиновник заявил, что Госдума готова к тому, что на данную поправку обрушится много критики, однако, предупреждая ее, он подчеркнул, что никто не намерен снимать с полицейских ответственность в случае допущения какого-либо правонарушения.

В«Здесь не идет речь о том, чтобы наделить их правами, при которых они могут совершить любое правонарушение и не нести за это ответственности.

Здесь нельзя даже думать о том, что они могут с этого получить возможность подтасовки фактов, обстоятельств, доказательств виновности невиновного человека и так далее. У полицейских должны быть полномочия, а главное, внутренняя убежденность, что законом четко и ясно все предусмотрено. Правоохранители должны быть защищены законом — в первую очередь те, кто честно и добросовестно выполняет свои обязанностиВ», — заключил депутат.

В то же время адвоката смутила расплывчатая формулировка положения об иммунитете полицейских.

В«Если составляете закон, то необходимо четко и понятно для гражданских лиц его формулировать, иначе это приведет к череде судебных процессов, в которых полицейские будут снимать с себя ответственность и объяснять это тем, что они действовали по закону. Тем не менее все перечисленные правки никаких существенных изменений не принесут — в законе В«О полицииВ» все это учитываетсяВ», — заключил юрист.

Федеральный закон «О полиции» № 3-ФЗ

Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ в последней редакции от 16.10.2019 года

Файлы для скачивания: Федеральный закон «О полиции» № 3-ФЗ

Скачать в PDF — Федеральный закон «О полиции» № 3-ФЗ

 16.10.2019  432 KB  5 740

Федеральный закон

«О полиции»

в редакции следующих документов

(нажмите для просмотра)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции Статья 2. Основные направления деятельности полиции Статья 3. Правовая основа деятельности полиции Статья 4. Организация полиции

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина Статья 6. Законность Статья 7. Беспристрастность Статья 8. Открытость и публичность Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Глава 3. Обязанности и права полиции

Статья 12. Обязанности полиции Статья 13. Права полиции

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Статья 14. Задержание Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Статья 20. Применение физической силы Статья 21. Применение специальных средств Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств Статья 23. Применение огнестрельного оружия Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

Статья 25. Сотрудник полиции Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции Статья 28. Основные права сотрудника полиции Статья 29. Утратила силу Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

Глава 7. Служба в полиции

Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции Статья 35. Утратила силу Статья 36. Утратила силу Статья 37. Утратила силу Статья 38. Утратила силу Статья 39. Утратила силу Статья 40. Утратила силу Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции Статья 51. Судебный контроль и надзор Статья 52. Прокурорский надзор Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Глава 11. Заключительные положения

Статья 54. Заключительные положения Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О полиции

Глава 1. Общие положения

Статья 1 Полиция и ее назначение

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального

органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних

дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и

предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской

Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане; лица), для

противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и

обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе

физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.

3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по

уголовным делам;

3) розыск лиц и похищенного имущества;

4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об

административных правонарушениях;

5) охрана общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) контроль за оборотом оружия;

8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам;

10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным

государственным органам (далее — государственные органы), органам местного

самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от

формы собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и

организаций (далее — должностные лица) в защите их прав и законных интересов.

2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными

конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3 Правовая основа деятельности полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской

Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные

договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий

Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты

Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также

нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел.

Статья 4 Организация деятельности полиции

1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального

органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных

органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые

несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее

обязанностей.

2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере

внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными

конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном

органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом

Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа

исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции

определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями

(положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми

федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в

сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и

ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению

Ст. 1 ФЗ о Полиции ФЗ 3 07.02.2011

 1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав.Статья 1 2 3 …56Скачать бесплатно Федеральный Закон о Полиции ФЗ 3 07.02.2011

Добавить комментарий к ст.1 ФЗ о Полиции ФЗ 3 07.02.2011

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий