Статья 30 ЖК РФ «Права и обязанности собственника жилого помещения»

ЖКХСпросить юриста быстрее. Это бесплатно!

Своевременное и полное исполнение своих обязанностей управляющими компаниями обеспечивает комфортное проживание граждан в многоквартирных домах. Но далеко не всегда мы знаем, что входит в перечень обязанностей УК по содержанию и ремонту домов, соблюдаются ли наши права в сфере ЖКХ. Ответы найдем в Жилищном кодексе.

Содержание:

  • Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ
  • Права управляющей компании
  • Основные функции УК
  • Что не относится к обязанностям УК?
  • Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Обязанности управляющей компании многоквартирного дома по закону РФ

Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):

  • непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
  • товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
  • управляющей компанией.

Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:

Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:

  • прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
  • сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
  • планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
  • подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
  • организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
  • организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.

Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:

  • периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
  • проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
  • работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
  • проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
  • проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
  • работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
  • обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.

Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:

  • поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
  • обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
  • снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
  • если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.

Информирование собственников помещений о своей деятельности:

  • путем размещения в ГИС ЖКХ;
  • ответом на запрос граждан;
  • в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.

А так же иная деятельность по управлению МКД.

Права управляющей компании

Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:

  • заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
  • требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
  • проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
  • получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
  • для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
  • ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
  • взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.

Основные функции УК

На основании вышеперечисленного функциональные задачи управляющей компании следующие:

  • посреднические – между собственниками жилья и поставщиками ресурсов, ремонтными организациями и т.д.;
  • обслуживающие – содержание и управление домом в целом, поддержание его состояния в нормативных значениях, проведение необходимых ремонтных работ;
  • исполнительские – управляющая компания предоставляет коммунальные услуги владельцам помещений все и в одном лице.

Что не относится к обязанностям УК?

Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:

  • по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
  • по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
  • по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
  • по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
  • по ремонту и обслуживанию домофона.

Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Управляющая компания обязана нести ответственность за надлежащее исполнение своих функций в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Если же имеются основания для определения действий УК, как невыполнение условий договора управления домом, то собственники квартир вправе обратиться с жалобой:

  • в надзорные органы: государственного, муниципального или общественного жилищного надзора. В жалобе необходимо изложить суть обращения, а также записать свои контактные данные (ФИО, почтовый адрес, телефон). Если имеются подтверждающие материалы, то их приобщают — образец жалобы.
  • в Роспотребнадзор. Обычная процедура заключается в передаче претензии сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе составляется жалоба в Роспотребнадзор. Это может быть обычное письменное обращение или заполнение электронной формы на сайте ведомства.

На рассмотрение поступившего обращения надзорному органу отводится 30 дней. В течение этого срока может быть назначена проверка с целью уточнения обстоятельств дела. По итогам проверки принимается решение об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.

  • в прокуратуру, если в результате ненадлежащего исполнения УК своих полномочий были нарушены права граждан или требования законодательства. При многократных случаях административных наказаний, наложенных на УК судом, такая компания будет лишена права управлять домом — образец жалобы.
  • серьезные нарушения со стороны управляющей компании могут стать причиной искового заявления жильцов в суд. Они вправе просить суд принудить УК к устранению недостатков по обслуживанию дома и возмещению ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязанностей.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

+7 (495) 128-73-93 Москва, Московская область +7 (812) 429-70-93 Санкт-Петербург, Ленинградская область +7 (800) 350-70-93 Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

(по состоянию на 1 марта 2019 года)

Статья 30 ЖК РФ «Права и обязанности собственника жилого помещения»

Подборка судебных решений за 2018 год

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29.05.2018 N 33-11299/2018 по делу N 2-344/2018 Суд, анализируя ст. 30 ЖК РФ, указал, что законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его в наем гражданам по договору найма, обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подборка судебных решений за 2017 год

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2017 N Ф07-5368/2017 по делу N А44-7230/2016 Суд, удовлетворив требования ООО 1 о взыскании с ООО 2 (собственник здания) расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, поясняя статью 30 и часть 2 статьи 154 ЖК РФ, указал, что обязанность собственника по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия у него права собственности на помещение в многоквартирном доме независимо от существования договорных отношений с управляющей компанией, актов выполненных работ и счетов-фактур. Освобождение собственника нежилого помещения от внесения платы за содержание общего имущества многоквартирного дома противоречило бы требованиям действующего законодательства.

Подборка судебных решений за 2016 год

Определение Московского городского суда от 28.10.2016 N 4г-12503/2016 Суд обратил внимание на то, что из смысла статьи 30 ЖК РФ следует, что законодатель, предусмотрев право собственника жилого помещения по передаче его внаем гражданам по договору найма, обусловил возможность осуществления этого права как необходимостью соблюдения интересов соседей, так и необходимостью соблюдения требований гражданского законодательства и Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подборка судебных решений за 2012 год

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2012 по делу N А65-23917/2011 Суд, отказывая в удовлетворении заявления страховщика о взыскании страхового возмещения, нашел правомерным вывод нижестоящего суда, который гласит, что радиатор отопления, находящийся в квартире, не относится к коммуникациям, обслуживающим более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, а наступившие последствия являются следствием действий (бездействия) собственника квартиры, который в силу положений статьи 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного жилого помещения.

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А19-1398/2012 Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, указав, что по смыслу статей 30, 39 ЖК РФ и их прямому содержанию субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, могут являться лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений, к которым относятся их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.03.2012 по делу N А29-6001/2011 Суд удовлетворил требование в части взыскания долга за теплоснабжение квартир, указав, что статья 210 ГК РФ и статьи 30, 153 ЖК РФ не ставят исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за коммунальные услуги в зависимость от исполнения третьими лицами (нанимателями жилых помещений) обязанности по перечислению платы.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.03.2012 N Ф03-92/2012 по делу N А04-2919/2011 Суд удовлетворил требование управляющей организации о взыскании с прокуратуры задолженности за оказанные услуги по содержанию жилого помещения, пени, указав, что из анализа статьи 30 ЖК РФ и положений ГК РФ следует, что исполнение прокуратурой обязанности по своевременному перечислению платы управляющей организации за оказанные услуги не ставится в зависимость от исполнения обязательств нанимателями жилых помещений.

Читайте также статью «Обязанности собственников помещений МКД»

Подборка судебных решений за 2011 год

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2011 N Ф03-4774/2011 Суд отказал организации в удовлетворении требований о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции по субъекту РФ о необходимости устранения выявленных по результатам проведенной проверки нарушений жилищного законодательства, поскольку до момента передачи данного жилого дома в муниципальную собственность организация в силу положений статьи 210 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ несет обязанности собственника жилого дома по его содержанию. При этом, как правильно указали нижестоящие судебные инстанции, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на жилой дом само по себе не освобождает организацию от обязанности нести бремя расходов по его содержанию.

Подборка судебных решений за 2010 год

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А27-874/2010 Суд, руководствуясь статьей 30 ЖК РФ, отказал комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования в удовлетворении заявления к государственной жилищной инспекции субъекта РФ об отмене постановления по делу об административном правонарушении, указав, что комитетом, как наймодателем, не решен вопрос текущего содержания и ремонта многоквартирного дома.

ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения».

Вы читали статью «Права и обязанности собственника жилого помещения (ст.30 ЖК РФ)»

Еще статьи в рубрике «Судебная практика»
  • Увольнение по сокращению. Спорные ситуации 7 сентября, 2018
  • Статья 30 ЖК РФ «Права и обязанности собственника жилого помещения» 11 марта, 2019
  • Ст. 31 «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с …» 12 марта, 2019

image Ст. 51 ЖК РФ об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им жилья по договорам социального найма ( кодекс утвержден 29.12.2004 (№ 188-ФЗ); с изменением и дополнением от 01.01.2017 ).

В жилищном законодательстве Российской Федерации прописаны основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и их применение согласно установленному перечню к малоимущим гражданам и гражданам других категорий, указанных в законах субъектов РФ и федеральных законах.

Данные основания не могут быть созданы искусственно и касаются бесплатного предоставления жилья, а также его выделения гражданам за доступную плату из муниципальных или государственных жилищных фондов.

Содержание

Признание человека нуждающимся в жилом помещении

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ люди, нуждающиеся в жилых помещения, могут признаваться нуждающимися и включаться в учет нуждающихся в следующих случаях:

  • если гражданин (граждане), не наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника (п. 1-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане), наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника, но при этом проживает в квартире, площадь которой занята нескольким количеством семей и в семье находится больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием (перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства за № 378 16.06.2006 ), из-за чего совместное проживание с хроническим больным невозможно и у нуждающегося в жилье не имеется другого жилья, занимаемого по договору или принадлежащего ему на основании права собственности (п. 2-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане) проживает в условиях, не отвечающих установленным жилищным требованиям (п. 3-й ч. 1-я статьи 51 ЖК);
  • если гражданин (граждане) наниматель помещения, в котором проживает по договору социального найма, член семьи нанимателя, собственник или член семьи собственника и при этом занимает площадь для проживания меньше учетной нормы на человека; данная норма отражает наименьший размер площади жилья, в соответствии с которой в дальнейшем при зачислении гражданина на учет нуждающихся, определяется уровень общей площади для проживания, которой он будет обеспечен (п. 4-й ч. 1-я статьи 51 ЖК).

Во 2-й части ст. 51 Жилищного кодекса прописано, что в случае, если гражданин (кто-либо из членов его семьи), имеет в наличии несколько помещений по договору социального найма или является собственником жилья, при принятии его на учет нуждающихся будет предусматриваться уровень общей площади предоставляемого жилья исходя из суммированной площади всех имеющихся, указанных выше жилых помещений.

Важная информация! image Членами семьи считаются люди, находящиеся в зарегистрированных отношениях (браке) и их дети, не достигшие совершеннолетия, независимо от места нахождения помещения, в котором они проживают; лица, которые объединены признаками родства или свойствами, на основании которых они проживают совместно; иные лица, вселенные как члены семьи в установленном порядке или в связи с имеющимся судебным решением.

К установленным жилым требованиям независимо от учетной площади относятся: наличие электроснабжения, водопровода, канализации, отопления, душа или ванны, горячее водоснабжение, электрическая или газовая плита.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о сути Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости

Как получить признание нуждающегося в жилье?

Для того чтобы стать на учет нуждающегося на жилье необходимо выполнить самое главное условие — получить признание малоимущего гражданина.

Существует специальный уполномоченный орган, который признает данный статус граждан в целях дальнейшей постановки малоимущих на учет, как нуждающихся. Для этого необходимо обратиться в государственную структуру, занимающуюся данным вопросом, с заявлением и документами, подтверждающими статус малоимущего, так как для его получения также существуют основания: например, имущественная обеспеченность должна быть меньше стоимости всей площади помещения, приобретаемой в дальнейшем для всех членов семьи с учетом нормы выделяемой площади на 1-го человека (вычисляется согласно установленному порядку).

Понадобятся документы:

  • удостоверяющие личность и гражданство РФ заявителя и членов всей его семьи (также о родственных отношениях);
  • документы, подтверждающие место жительства;
  • о наличии жилья, в том числе пригодного для проживания и расположенного за пределами РФ (имеющегося в течение последних пяти лет);
  • в случае необходимости документы о внеочередном праве на получение жилья, о которых говорится в 57-й ст. ЖК;
  • общий жилищный документ; финансово-лицевой счет (копию) с выпиской из домовой книги, если нет общего жилищного документа;
  • документы, которые подтверждают вид и размер доходов за 2 года до подачи заявления; сведения об имуществе;
  • документы, подтверждающие какие-либо доходы и выплаты;
  • иные документы, предусмотренные законодательством;
  • доверенность, в том случае, если подает заявление доверенное лицо.

Как получить признание нуждающегося в жилье жителю г. Москвы?

Жители г. Москвы могут рассчитывать на жилье для нуждающихся, предоставляемое по договору в безвозмездное пользование также если зарегистрированы в государственных органах, как малоимущие в соответствии с законодательством для жителей Москвы (№ 7 от 25.01.2006 о порядке признания жителей столицы нуждающимися и малоимущими ).

Кроме этого, чтобы получить признание нуждающегося в жилом помещении гражданина, нужно:

  • подать заявление о признании его таковым в установленном жилищным законодательством порядке г. Москвы;
  • иметь гражданство РФ;
  • проживать в столице на всех законных основаниях по месту жительства не меньше 10 лет;
  • не совершать действий, которые влекут умышленное ухудшение условий проживания в целях получения признания.

В каких случаях могут отказать в признании вас нуждающимися?

Комментарии, касающиеся этого вопроса совершенно разные, однако, существует несколько основных пунктов, на основании которых государственные органы отказывают гражданам в зачислении на учет как нуждающихся в жилых помещениях:

  • если не предоставлены требуемые документы;
  • при указании в предъявленных документах заведомо ложных сведений;
  • если имущественное положение нуждающегося изменилось в лучшую сторону.

Стоит отметить, что несмотря на времена, когда многолетние очереди на получение жилья оставляют желать лучшего, и не перестает изъявлять свое мнение жесткая в этой сфере критика, забрасывая государственные структуры разного рода комментариями, многие группы населения получают социальное жилье в безвозмездное пользование, руководствуясь действующим законодательством и, в частности, 51-й ст. кодекса о жилье, а это сегодня единственный возможный способ улучшить жилищные условия граждан РФ, и социальный жилой фонд, в свою очередь, выполняет прописанные в Конституции гарантированные права на жилье.

Комментарий к статье 25 ЖК РФ

В данной статье законодатель определил основные виды перепланировки и переустройства жилых помещений.

Под переустройством ЖК РФ понимает проведение различных изменений в оборудовании жилого помещения. Согласно п. 1 комментируемой статьи переустройство производится в виде установки, замены или переноса инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования.

Следует учитывать, что не всякое изменение в оборудовании жилого помещения признается переустройством. Основным критерием, в соответствии с которым изменение оборудования жилого помещения может быть признано переустройством, является необходимость внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка понимается в ЖК РФ как изменение конструктивных особенностей жилого помещения в виде изменения его конфигурации. Аналогично с переустройством не любое изменение конфигурации жилого помещения является перепланировкой, а лишь то, которое требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Другой комментарий к статье 25 Жилищного Кодекса РФ

1. Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в жилом помещении. Это могут быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения. Это обязательное требование, и в случае, когда внесения в технический паспорт помещения изменений технических характеристик помещения не требуется, эти действия нельзя отнести к переустройству. Например, замена ванны не является переустройством, если новая ванна устанавливается в том же месте, где находилась и старая. Но если потребуется установка ванны в ином месте помещения, то это потребует установки новых труб и соответственно внесения изменений в технический паспорт помещения.

К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов, или устройство новых вентиляционных каналов, или прокладка новых либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и т.п.).

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться:

— перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок;

— перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос дверных и оконных проемов:

— устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок);

— расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений.

В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, т.е. при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы.

3. Приведенный в комментируемой статье может быть и не исчерпывающий перечень видов переустройства и перепланировки жилого помещения. Но в то же время в результате переустройства и перепланировки жилого помещения требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Отсутствие этого условия при производстве определенных работ означает, что в данном случае нет перепланировки. Если, например, была застеклена лоджия или произведена заменена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесения изменений. И, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения.

4. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, виды которых названы в комментируемой статье, могут производиться в эксплуатируемых жилых помещениях независимо от формы собственности помещения, а также в нежилых помещениях в многоквартирных домах и помещениях, на которые в установленном порядке имеется решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое. В реконструируемых жилых домах переустройство и перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции.

Текст Ст. 25 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Комментарий к Ст. 25 Конституции Российской Федерации

Положения о неприкосновенности жилища, закрепленные комментируемой статьей, получили законодательное развитие в нормах Жилищного кодекса РФ. В соответствии с его статьей 3 никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в целях, случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами на основании судебного решения.

Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

По Международному пакту о гражданских и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища. Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц.

Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан. Каждый человек имеет право на обособление, уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц.

Неприкосновенность жилища представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни (см. ст. 23). Неприкосновенны личные бумаги, дневники и иные материалы, хранящиеся в жилище. Тайна всего происходящего в жилище гарантируется принципом его неприкосновенности.

Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживающих в этом помещении лиц. Не будет нарушением этого права, если в жилище принудительно, против воли остальных проживающих вселится кто-то из имеющих право на это жилое помещение. Помощь в этом случае работников милиции или соседей не будет расценена как нарушение неприкосновенности занимаемого жилого помещения.

Воспрепятствование снаружи вхождению в жилое помещение его законных владельцев, допустим опечатыванием двери в кооперативном жилом доме председателем жилищно-строительного кооператива, не означает нарушения права на неприкосновенность жилища, хотя и может быть оценено как превышение полномочий председателем кооператива, как самоуправные действия, как нарушение жилищных (права пользования) или имущественных (права собственности на жилище) прав проживающих там лиц.

Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания. К жилищу не относятся надворные постройки, погреба, амбары, гаражи и другие помещения, отделенные от жилых построек, не используемые для проживания людей.

Местом жительства считаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Место пребывания – это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, где он проживает временно, например дача, садовый домик (ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам: +7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО) +7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО) +8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Только лица, наделенные правом пользования или правом собственности на занимаемое жилое помещение как место жительства или место пребывания, подтверждаемым правоустанавливающими документами (договоры аренды, найма, субаренды, поднайма, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.), или должностными лицами, или титулодержателями и т.п., обладают основным правом на неприкосновенность жилища.

Любое вселение по воле проживающих на законном основании в жилое помещение (в том числе на время), которое становится местом жительства или местом проживания вселенного, наделяет его основным правом на неприкосновенность занятого помещения.

Вселение вопреки воле проживающих на законном основании рассматривается как самовольное, самоуправное и является основанием для привлечения виновных к ответственности (ст. 166 Кодекса об административных правонарушениях) и выселения.

Норма Конституции с поправками защищает владельцев жилища от любых посягательств на него граждан, должностных лиц, государственных органов, коммерческих структур и т.д.

Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия в вышестоящие в порядке подчиненности органы, прокуратуру или суд. При этом пострадавшие вправе требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

В случае нарушения данного права соответствующий руководитель, прокурор или судья обязаны принять меры к его восстановлению, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, а должностные лица, допустившие злоупотребления властью или превышение служебных полномочий, несут должностную, административную либо уголовную ответственность.

Вместе с тем установленное Конституцией право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом или на основе судебного решения. Настоящая статья это предусматривает. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 24 декабря 1993 г. , исходя из того, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, обязал все суды общей юрисдикции и военные суды рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.

Эти материалы направляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с УПК и Законом РФ «Об оперативно — розыскной деятельности» (ст. 9) .

Рассмотрение материалов об ограничении права на неприкосновенность жилища при проведении оперативно — розыскных мероприятий осуществляется судами по месту проведения таких мероприятий. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов.

Основанием для решения судьей вопроса о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий является мотивированное постановление руководящего органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия.

По результатам рассмотрения материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно — розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Такие материалы должны рассматриваться судьей единолично и незамедлительно. Срок действия этого постановления не может превышать 6 месяцев. В случае, если судья не дал разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.

Аналогичное право входить в жилые помещения, используемые для предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан предоставлено сотрудникам органов налоговой полиции, о чем они также обязаны уведомить прокурора в течение 24 часов с момента проникновения (ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» ).

Таким же правом наделены сотрудники полиции. Согласно ст. 11 Закона «О милиции» работники милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право входить беспрепятственно в жилые помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан полиция уведомляет прокурора в течение 24 часов. Право на неприкосновенность жилища ограничивается на законных основаниях при проведении обыска или выемки по уголовному делу.

Обыск — это следственное действие, заключающееся в отыскании и изъятии предметов или документов, имеющих доказательственное значение по делу, в частности в жилых помещениях, где, по имеющимся данным, они могут быть спрятаны. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц (ст. 167 — 170 УПК).

Выемка — это следственное действие, состоящее в изъятии указанных предметов, документов, денег и других ценностей, в частности в жилых помещениях, у лиц, где они, по имеющимся данным, находятся, если для их обнаружения нет надобности в проведении поисков.

В ходе обыска и выемки допускается осмотр личных бумаг обыскиваемого, предметов и документов, содержащих информацию о личной, интимной жизни граждан, ограничивается право на уединение и общение с другими лицами, на отдых и использование свободного времени по своему усмотрению.

При ознакомлении с документами и личными бумагами обыскиваемого могут стать известными сведения, составляющие личные тайны его и других лиц. В процессе поисков имуществу обыскиваемого может быть причинен ущерб.

Сопровождающая обыск или выемку огласка может причинить определенный моральный вред гражданам, известное ущемление их чести и достоинства. Поэтому обыск или выемка производятся по мотивированному постановлению следователя и с санкции прокурора или на основании судебного решения, предъявляемых лицам, у которых они производятся.

Лишь в случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение суток о производстве обыска. При обыске и выемке в жилище гражданина должно быть обеспечено присутствие лица, у которого производятся обыск или выемка, либо совершеннолетних членов его семьи.

Лица, у которых производится обыск, при всех действиях следователя могут делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол. Обыск и выемка в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства, не допускаются.

О производстве обыска и выемки следователь составляет протокол, в котором указываются все изымаемые предметы и документы, добровольность их выдачи и иные обстоятельства. Копия протокола вручается под расписку лицу, у которого были произведены обыск, выемка, или совершеннолетним членам семьи, а при их отсутствии — представителю местной администрации или жилищно-эксплуатационной организации (ст. 167 — 170, 176, 177 УПК).

Судебный исполнитель при выполнении своих служебных обязанностей вправе входить в жилое помещение, занимаемое должником, для наложения ареста на имущество, или изъятия у него определенных предметов, или выселения проживающих в силу судебного решения.

Нарушение неприкосновенности жилища граждан закон квалифицирует как преступление по ст. 139 УК. Эта статья предусматривает также незаконное проникновение в жилище, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, а также совершение лицом с использованием своего служебного положения.

Ответственность предусматривается за умышленное незаконное проникновение в жилище, в котором владелец может и не находиться (быть в командировке, на лечении), совершенное против воли проживающего в нем лица.

Если же кто-то оказался в чужом жилище по ошибке или недоразумению, ответственность исключается. За нарушение неприкосновенности жилища отвечают как должностные лица, так и частные (например, соседи), достигшие 16 лет.

Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки ст. 139 УК, но совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ч. 1 ст. 39 УК).

 Например, пожарники могут нарушать неприкосновенность жилого помещения для тушения огня.

Если лицо вторглось в жилище с применением насилия (над владельцем, его родственниками, знакомыми и др.), оно помимо ответственности за нарушение неприкосновенности жилища подлежит ответственности за соответствующее насилие по статьям УК о преступлениях против личности (телесные повреждения, побои и т.п.).

Проникновение в жилище с целью похищения находящегося в нем имущества наказывается как самостоятельное преступление – кража, грабеж или разбой (п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 162 УК) — и полностью охватывается этими преступлениями. В таких случаях ст. 139 УК не применяется.

P.S.  Существует и иное представление о данной норме.

И.Л. Петрухин считает, что на самом деле смысл этой нормы состоит в том, что закон должен предусматривать все случаи правомерного проникновения в жилище, но в некоторых из них требуется еще, чтобы было выдано судебное решение.

Полагаем, что с учетом признания «горизонтального эффекта» действие комментируемой нормы в отношениях между частными лицами, когда федеральный закон не в состоянии охватить все возможные ситуации, в условиях пробельности, конституционная гарантия в виде необходимости получения судебного решения в случаях, не установленных законом, не лишена смысла.

Судебное решение представляет собой форму судебного контроля за законностью (правомерностью) проникновения в жилище помимо воли проживающих там лиц.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий