Изменения в закон Об ОСАГО с 1 мая 2019 года: отмена регресса и двойных выплат

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

— при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),

— в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,

— при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об продолжаются и в настоящее время.

Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

Читайте также:  Лицензирование как разрешительный механизм в области инновационной деятельности в России и в США

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Принят

Государственной Думой3 апреля 2002 года

ОдобренСоветом Федерации10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2020 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента.

Порядок действия при наступлении страхового случая

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы (п. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»):

  • заявление о заключении договора обязательного страхования;
  • паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);
  • документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
  • водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
  • диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных п. 3 ст. 10 ФЗ «Об ОСАГО»).

В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

Предлагаем ознакомиться: Горячая линия ОМС: номер телефона, как написать обращение

Бланк полиса

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.

Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 закона об ОСАГО. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).

Европротокол

Существует возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (т.н. «Европротокол») в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  1. в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б»;
  2. дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО;
  3. обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к ДТП, по требованию страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.1, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в п. 2 ст. 11.

Читайте также:  Что делать, если плохо отремонтировали машину по ОСАГО? Как произвести экспертизу и составить претензию?

В случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО»).

Закон об ОСАГО — Федеральный закон от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

image
Закон об ОСАГО

Данный документ принят Государственной Думой 3 апреля и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года. Он призван защищать права тех, кто оказался потерпевшей стороной в дорожно-транспортном происшествии. Такая защита заключается в получении возмещения понесённого вреда. При этом вред может быть проявлен в виде угрозы жизни, здоровью или имуществу. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы ОСАГО.

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» включает шесть глав. Первая из них содержит общие положения и объединяет три статьи.

Первая статья посвящена основным понятиям. Здесь даются определения таким из них, как транспортное средство и его использование, владелец ТС, водитель и потерпевший. Среди основных понятий представлено определение места жительства (нахождения) потерпевшего. Также изложена информация о том, что такое ОСАГО. Кроме того, здесь можно ознакомиться с тем, кто такие страхователь и страховщик, что представляет собой страховой случай и что такое страховые тарифы.

image
Основные понятия

В числе прочего в первой статье дано определение компенсационным выплатам. Также можно узнать о том, что представляет собой представитель страховщика в субъекте РФ. Здесь же дано определение прямому возмещению убытков, направлению на ремонт и договору на организацию восстановительного ремонта. Кроме того, представлена информация об урегулировании требований, которые возникают в связи со страхованием в рамках международных систем страхования.

Вторая статья первой главы посвящена вопросам законодательства России об ОСАГО. Третья статья излагает основные принципы обязательного страхования. К числу таковых относятся гарантия возмещения вреда, который причинён жизни, здоровью или имуществу потерпевших (возмещение осуществляется в пределах, установленных законом); всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности автовладельцами; недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не выполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Вторая глава Закона является самой объёмной и включает 14 статей, некоторые из которых имеют подпункты. Эта глава определяет условия и порядок осуществления обязательного страхования.

Глава II

Четвёртая статья закона определяет обязанность владельцев ТС по страхованию гражданской ответственности. Здесь изложена информация о том, что владельцы ТС обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Здесь же представлены сведения о том, на кого данная обязанность не распространяется.

Следующая пятая статья позволяет ознакомиться с правилами ОСАГО, которые наряду с другими положениями включают в себя следующие: порядок заключения, изменения, продления и досрочного прекращения договора обязательного страхования; порядок уплаты страховой премии; перечень действий лиц при осуществлении обязательного страхования, включая наступление страхового случая; порядок определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда; порядок разрешения споров по обязательному страхованию; требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС и порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО при выявлении недостатков проведённого ремонта.

Правила обязательного страхования

Далее представлена статья, посвящённая вопросам объекта обязательного страхования и страхового риска. Так, в качестве объекта выступают имущественные интересы, которые связаны с риском гражданской ответственности владельца ТС по обязательствам, возникающим в результате причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое наступает при использовании ТС на территории России.

В следующей статье можно ознакомиться с тем, что представляет собой страховая сумма и каков её размер в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, а также в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего.

Далее имеется возможность ознакомиться с тем, как осуществляется регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию. Следует отметить, что страховые тарифы по ОСАГО, а также структура страховых тарифов определяются страховщиками с учётом требований, которые устанавливаются Центральным банком РФ. Также Закон позволяет ознакомиться со всей необходимой информацией, касающейся базовых ставок и коэффициентов, из которых состоят страховые тарифы.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию

При этом базовые ставки зависят от технических характеристик и конструктивных особенностей ТС. Также влияние оказывает назначение транспортного средства. Всё это относится к числу факторов, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда во время использовании ТС, а также на потенциальный размер такого вреда.

В то же время коэффициенты зависят от территории преимущественного использования автомобиля, наличия либо отсутствия страхового возмещения в предшествующие периоды, технических характеристик ТС, сезонного использования транспортного средства, а также иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Статья десятая Закона посвящена сроку действия ОСАГО. Такой срок, как правило, составляет один год, исключением являются случаи, для которых предусмотрены иные сроки действия соответствующего договора.

Срок действия договора обязательного страхования

В следующей статье изложен порядок действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. Здесь же представлена информация, касающаяся оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Далее следует информация, касающаяся порядка осуществления страхового возмещения причинённого потерпевшему вреда. Представлены здесь и сведения о независимой технической экспертизе ТС.

Закон об ОСАГО также позволяет ознакомиться с информацией, касающейся права регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред. Также изложена информация о прямом возмещении убытков. В документе в числе прочего представлены сведения, касающиеся порядка осуществления обязательного страхования. Здесь же размещена информация об обязательном страховании при ограниченном использовании транспортных средств. Также имеется возможность ознакомиться с особенностями рассмотрения споров по договорам обязательного страхования. Последняя статья второй главы посвящена вопросам компенсации страховых премий по ОСАГО.

Третья глава Закона позволяет ознакомиться с компенсационными выплатами. Она включает три статьи, первая из которых знакомит с информацией, касающейся права на получение таких выплат. Данный вид выплат осуществляется в счёт возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего в случаях, когда страховое возмещение по ОСАГО не может быть осуществлено.

Глава III

Вторая статья третьей главы Закона посвящена осуществлению компенсационных выплат. Заключительная статья позволяет ознакомиться со сведениями, касающимися взыскания сумм компенсационных выплат.

Ещё одна глава освещает информацию о страховщиках. Она также включает три статьи, первая из которых информирует о том, что страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, который является уполномоченным на рассмотрение требований, поступающих от потерпевших и касающихся получения страхового возмещения и прямого возмещения убытков. Также такие представители должны быть уполномочены на осуществление соответствующих возмещений. Страховщики должны являться членами профессионального объединения страховщиков (в качестве которого в РФ выступает Российский союз автостраховщиков — РСА). В этой же главе представлена статья, в которой изложены особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию.

Страховщики

Пятая глава, которую включает Закон об ОСАГО, посвящена профессиональному объединению страховщиков. В ней имеется шесть статей, первая из которых предоставляет общие сведения. Так, профессиональным объединением страховщиков выступает некоммерческая корпоративная организация, которая создаётся в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и представляет собой единое общероссийское профессиональное объединение. Такое объединение основывается на принципе обязательного членства страховщиков и действует в целях обеспечения их взаимодействия, координации их предпринимательской деятельности.

Кроме того, оно призвано представлять и защищать общие профессиональные и имущественные интересы. Ещё одной из целей объединения выступает установление правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. Также важным является обеспечение проведения технического осмотра ТС в соответствии с законодательством в области такого осмотра.

Профессиональное объединение страховщиков

Вторая статья пятой главы позволяет ознакомиться с функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков. К числу таковых относятся обеспечение взаимодействия всех членов в случае осуществления ими обязательного страхования, разработка обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением.

Также к числу функций такого объединения относятся представление и защита в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов, которые связаны с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования.

Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

Среди полномочий также представлены осуществление компенсационных выплат и установление размеров отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат. Кроме того, объединение реализует права требования.

В числе прочего на него возложены функции по компенсации за счёт средств резерва гарантий и средств, полученных профессиональным объединением страховщиков от реализации права требования, недостающей части активов страховщику, которому при условии компенсации недостающей части активов оказался переданным страховой портфель.

Также объединение осуществляет прочие функции, которые предусмотрены нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными актами Банка России и уставом профессионального объединения в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами.

Следующая статья Закона об ОСАГО посвящена правилам профессиональной деятельности, которые являются обязательными для профессионального объединения и его членов. Отдельно представлена информация, касающаяся соглашения о прямом возмещении убытков.

Правила профессиональной деятельности

В следующей статье рассказывается об обязанности профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат. Также Закон позволяет ознакомиться с информацией, касающейся имущества профессионального объединения страховщиков, которое образуется за счёт имущества, передаваемого объединению его учредителями в соответствии с уставом; вступительных, членских и целевых взносов, а также иных обязательных платежей, которые уплачиваются в профессиональное объединение его членами в соответствии с правилами такого объединения; средств, которые поступают от реализации прав требования; платы за аккредитацию операторов технического осмотра; добровольных взносов и средств из иных источников.

В числе прочего имеется возможность ознакомиться со взносами и иными обязательными платежами членов профессионального объединения.

Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения

Последняя шестая глава документа посвящена заключительным положениям. Она объединяет пять статей, первая из которых освещает информационное взаимодействие. Вторая посвящена вопросам международных систем страхования.

В числе прочего изложена информация, касающаяся контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию, который возложен на полицию при регистрации и осуществлении иных полномочий в области контроля за соблюдением ПДД, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности на дорогах.

Водитель ТС обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию, подтверждающую заключение договора обязательного страхования в виде электронного документа. Соответствующий документ должен передаваться для проверки сотрудникам полиции, которые являются уполномоченными на проверку таких документов в соответствии с российским законодательством.

Контроль за исполнением обязанности по страхованию осуществляют и таможенные органы при въезде ТС в Российскую Федерацию, а также при выезде из РФ в другие государства, где применяются международные системы страхования.

На территории России использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, запрещено. Соответствующие транспортные средства не могут быть зарегистрированы.

Ещё одна статья посвящена информации о вступлении в силу Федерального закона об ОСАГО. Необходимо отметить, что данный Закон вступил в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых были предусмотрены иные сроки. Последняя статья документа касается приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом.

Таким образом, Закон об ОСАГО — это источник исчерпывающей информации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Здесь представлены общие положения, условия и порядок осуществления обязательного страхования, сведения о компенсационных выплатах, информация о страховщиках и профессиональном объединении страховщиков, а также заключительные положения.

Федеральный закон № 40-ФЗ

Законы и кодексы » Федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 » Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования » Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции » Дело N.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 мая 2017 г. N 1058-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН БОБЫЛЕВА

ИГОРЯ АНАТОЛЬЕВИЧА И МАХИНОВА РОМАНА ВЛАДИМИРОВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 СТАТЬИ 11.1

И ПОДПУНКТОМ «Ж» ПУНКТА 1 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан И.А. Бобылева и Р.В. Махинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.А. Бобылев и Р.В. Махинов просят признать не соответствующими статьям 15 ( части 1 и 2 ), 19 ( части 1 и 2 ) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40 — ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств «:

пункта 1 статьи 11 . 1 , согласно которому оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а ) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» данного пункта ; б ) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с данным Федеральным законом ; в ) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования;

подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ), согласно которому к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, были удовлетворены исковые требования страховой компании к И.А. Бобылеву о возмещении ущерба в порядке регресса. Суд исходил из того, что И.А. Бобылев является лицом, обязанным возместить вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, и к страховой компании перешло право требования к нему в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, поскольку он не направил страховой компании экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

По мнению заявителей, оспариваемые законоположения, предоставляя возможность оформления дорожно-транспортного происшествия без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водителями причастных к нему транспортных средств, ни один из которых может не являться потерпевшим, вместе с тем предоставляют страховщику право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в случае ненаправления им страховщику извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненного совместно с другим лицом — потерпевшим, что фактически влечет отсутствие страхования ответственности как такового.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, касающихся проверки конституционности отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», обязательное страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из институтов, направленных на предотвращение нарушений в сфере дорожного движения, а также защиту прав третьих лиц при использовании транспортных средств их владельцами; установление обязательности страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств федеральным законом обусловлено конституционно закрепленным требованием особой защиты таких значимых для всего общества неотчуждаемых благ, как жизнь и здоровье человека, охрана его имущества ( статьи 2 , 20 , 41 и 45 Конституции Российской Федерации), а следовательно, имеет общезначимые (публичные) цели ( Постановление от 31 мая 2005 года N 6-П и Определение от 12 июля 2006 года N 377-О).

Признав закрепление законом обязанности всех без исключения владельцев транспортных средств страховать риск своей гражданской ответственности соответствующим Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в названных решениях указал, что введение института обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств направлено на повышение уровня защиты права потерпевших на возмещение вреда; потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношения по обязательному страхованию, поэтому при определении направленности правового регулирования отношений, возникающих в процессе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, надлежит — исходя из конституционного принципа равенства и тесно связанного с ним конституционного принципа справедливости — предусматривать специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего, которые должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений.

Одной из таких гарантий выступает установленный законодательством об обязательном страховании механизм оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, являющийся более оперативным способом защиты прав потерпевших, который, исходя из требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, учитывает, вместе с тем, необходимость обеспечения баланса экономических интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц и предотвращения противоправных механизмов разрешения соответствующих споров.

Так, по смыслу пункта 2 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи , необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 статьи данной статьи , представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, пункт 1 статьи 11.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направленный на обеспечение баланса интересов как страхователя и потерпевшего, так и иных участников дорожного движения, равно как и подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 данного Федерального закона (как в действующей, так и в ранее действовавшей редакции), призванный обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя, — будучи элементом института страхования риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основанного на принципе разделения ответственности, — в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие какие-либо конституционные права И.А. Бобылева в его конкретном деле в указанном в жалобе аспекте.

Установление же фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.

2.2. Согласно части первой статьи 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают лишь те граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Из жалобы не усматривается, что оспариваемыми нормами были нарушены конституционные права Р.В. Махинова, поскольку в рассматриваемом судом гражданском деле он участвовал лишь в качестве представителя И.А. Бобылева и его личные интересы производством по делу не затрагивались.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бобылева Игоря Анатольевича и Махинова Романа Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

возмещение ущерба в порядке регресса по п.ж ст.14 №40-ФЗ от 25.04.02

Мне предъявлен иск (п.ж ст.14 №40-ФЗ от 25.04.02), страховой компании я предоставила извещение о ДТП на пятый раб. день, никакой отметки они не поставили, но в тот же день состоялся осмотр моего авто-ля (есть акт об осмотре с датой), суд первой инстанции акт об осмотре трансп. средства, как доказательство того, что я предоставила СК извещение о ДТП, не посчитал. Прав ли суд?

25.06.2019 13:20

ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» обязывает водителей представить в свою СК заполненный экземпляр извещения

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств,направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

Не исполнение данной обязанности и влечет за собой право регресса. При этом не имеет абсолютно никакого значения в связи с чем Вы ее не исполнили.

Ст. 14 1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если: ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;  Предоставление ТС на осмотр не является доказательством предоставления извещения о ДТП.

Раз Вы не взяли расписку о получении документов — это ваша ошибка. 

В суде придется доказывать Вашу правоту (может были свидетели или видеозапись с камер, подтверждающая что Вы действительно предоставляли извещение).

В противном случае, придется возмещать ущерб в порядке регресса.

Федорова Любовь Петровна Здравствуйте. Согласен

Взыскание ущерба в порядке регресса

Здравствуйте, по моей вине было ДТП, моя страховая требует с меня деньги, за то что я не удосужилась предоставить бланк извещения о ДТП. Заполненый обеими сторонами. Я НЕ ЗНАЛА об этом!!!

26.11.2018 08:58

Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов nm@advokat-malov.ru Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 938-82-06 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны Дубровина Светлана Борисовна Согласна с коллегой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий