Варианты и особенности проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

Содержание

Основы земельного кодекса РФ

Кодексом закреплены ряд принципов, которые в обязательном порядке должны соблюдаться на территории всей страны:

  • земля является особой ценностью и основой жизнедеятельности человека;
  • сохранность земель и их защита от негативного воздействия считается приоритетным направлением;
  • использование и деление земель обязано быть целевым;
  • оплата за пользование землей и т. д.

Федеральным законом №171 от 23 июня 2019 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен рядом положений и изменениями, которые обрели юридическую силу с 1 марта 2019 года. В соответствии с ними существенная часть земли, принадлежавшей ранее государству, передана в управление местным муниципальным органам. Как считает правительство, этот шаг будет активно способствовать ликвидации проблем с пустующими землями, принадлежащими государству. Сейчас такие участки подлежат продаже или передаче в безвозмездную аренду юридическим или частным лицам.

Последняя редакция с комментариями

Благодаря поправкам, внесенным в Земельный кодекс РФ, была отменена сложная и достаточно болезненная процедура отбора земельных участков для последующей продажи или передачи частным и юридическим лицам. Также был значительно упрощен процесс согласования необходимых формальностей при оформлении «Акта земельного надела». Этому способствовало создание общедоступной Кадастровой карты земель, в которой указано, какие земельные участки пустуют и каковы особенности их использования.

Рекомендуем почитать Порядок выписки из квартиры и снятия с регистрационного учета

image

Теперь физическим и юридическим лицам предоставлено право выкупа или аренды пустующего земельного участка прямо в местных муниципалитетах. Для вступления во владение они должны оформить заявление, соответствующие их статусу (многодетная семья, физическое или юридическое лицо) о выделении земельного участка, которое находится в собственности государства или муниципалитета.

Подача заявления на земельный участок

Прием заявления свидетельствует о начале процесса продажи, о чем муниципалитет в обязательном порядке информирует общественность через публикации в СМИ и на официальном веб-портале. В этих публикациях указывается номер земельного надела в кадастровой карте.

Следует иметь в виду, что если при обращении потенциального покупателя земельный надел еще не сформирован, не создан проект межевания, то покупатель наделяется правом самостоятельного оформления и разработки недостающих документов.

В соответствии с федеральным законодательством в случае предоставления в муниципалитет заявления и нужных документов на приобретение участка администрация должна рассмотреть их в течение 30 дней. После согласования размещает сведения о продаже в СМИ и на своем сайте для информирования заинтересованных лиц. Если таковых нет, то участок должен быть продан по указанной в кадастре минимальной цене.

Понятие и формирование участка

В соответствии с новым законодательством земля может попасть в хозяйственный оборот только в качестве земельного участка, то есть объекта с четкими границами, кадастровым номером (состоит на государственном учете) и юридическим статусом (состоит на учете в государственном реестре прав).

Законодателем впервые в практике определен закрытый перечень документов (статья 39.1 ЗК РФ), необходимых для формирования земельных участков, чем была прекращена неразбериха, связанная с противоречием ряда законов, призванных регулировать земельные отношения.

Рекомендуем почитать Перепланировка квартиры: что допускается делать, а что запрещено

Если в прежнем Земельном кодексе земельный участок не имел определения в качестве объекта хозяйственного оборота, то в новом законе эти проблемы нашли свое решение. В нем конкретизируется понятие «земельный участок»(статья 6 ЗК РФ), устанавливается порядок его формирования и приобретения физическими и юридическими лицами. Новый закон корректирует нормы ряда других законов, которые связаны с земельными отношениями.

Продажа земли

Продажа земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям или государству, регламентируется статьей 39.3 обновленного Земельного кодекса РФ. Ею предусмотрена продажа земельных участков на торгах (в форме аукциона) и без проведения торгов.

Стоимость таких земельных участков должна определяться в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Определение стоимости земельных участков для продажи на торгах

Принадлежность участков Кем определяется
находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации
находящихся в собственности субъекта РФ органами государственной власти субъектов РФ
находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления

Выделение участка на безвозмездной основе

Торги с целью продажи земельных участков не проводятся в случаях, когда государственная земля передается:

  • для строительства жилья определенным категориям граждан;
  • под строительство социальных и необходимых в инфраструктуре объектов;
  • на возведение сооружений муниципального или государственного значения;
  • для ведения личного подсобного хозяйства, занятий огородничеством, животноводством, садоводством;
  • для сельскохозяйственного производства по истечении трех лет аренды.

Кроме того новыми поправками, внесенными в Земельный кодекс РФ, предусматривается, что пустующие участки могут быть переданы на безвозмездной основе и в других случаях.

Во-первых, в безвозмездную аренду сроком на шесть лет молодым специалистам и многодетным семьям в сельской местности. Если землепользователи в течение пяти лет использовали выделенный участок по назначению, то возможно его переоформление на них.

Во-вторых, на шесть лет земля безвозмездно выделяется всем, кто пожелает заниматься фермерством. Если участок пять лет использовался правильно, фермер имеет право переоформить землю на себя.

В-третьих, всем собственникам дачных участков, не воспользовавшихся «Дачной амнистией», при соблюдении условия, что земля принадлежит только заявителю и не служит местом общего пользования с соседями.

В заключение необходимо отметить, что Земельный Кодекс РФ в новой редакции призван защищать как сохранность земель от загрязнения и нерационального использования, так и права собственников и других субъектов земельных отношений. Не имея необходимой информации, нелегко разобраться во всех перипетиях прав и обязанностей, которые появляются в процессе обращения с землей. В кодексе содержатся ответы на постоянно возникающие вопросы, которые относятся к предмету регулирования, поэтому знание его положений станет еще одной ступенью к правовой грамотности.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ

в редакции, действующей с 10.01.2021 года.

Предисловие

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) действует со дня его опубликования (в «Российской газете», N 211-212) — 30.10.2001 года.

За это время Кодекс претерпел существенные изменения. В ЗК РФ внесено множество изменений и дополнений.

Земельное законодательство

Земельное законодательство не представлено лишь Земельным кодексом.

Приходится констатировать, что современное российское земельное законодательство, несмотря на наличие кодифицированного акта, остается по-прежнему несистематизированным.

Кроме Земельного кодекса РФ, земельные отношения на федеральном уровне регулируются множеством Федеральных законов (Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель» и многими другими). Кроме того, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов земельное законодательство представлено законами и иными актами субъектов Федерации.

Участники земельных правоотношений

Субъекты земельных отношений названы в статье 5 ЗК РФ. Это как российские граждане и юридические лица, так и иностранные.

Указанная статья Кодекса в зависимости от объема прав на земельный участок выделяет следующие категории правообладателей земельных участков:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи (владельцы на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования);
  • землевладельцы (владельцы на праве пожизненного наследуемого владения);
  • арендаторы земельных участков – (владельцы по договору аренды, договору субаренды).

Также выделяются обладатели сервитута – это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

О праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком

С 01.03.2015 утратили силу следующие статьи ЗК РФ, посвященные некоторым вещным правам на земельные участки:

  • ст. 20 ЗК РФ «Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками»
  • ст. 21 ЗК РФ «Пожизненное наследуемое владение земельными участками»

В настоящее время на данных титулах предоставление земельных участков физическим лицам не производится. Земельные участки, предоставленные лицам на таких титулах, могут быть переоформлены на право собственности или право аренды.

Данные изменения в земельном законодательстве, однако, не означают, что уже возникшие вещные права на земельные участки, канули в лету и более не существуют в природе.

В Гражданском кодексе РФ соответствующие статьи остались (статьи 265 ГК РФ – 269 ГК РФ).

Но приведенные нормы ГК РФ, как видим, отсылают к земельному законодательству.

Обращаясь к земельному законодательству мы можем увидеть статью 39.9 ЗК РФ («Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование)».

Что же касается права пожизненного наследуемого владения, то посвященных ему норм новая редакция Земельного кодекса РФ не содержит.

Такое положение вещей, однако, не означает, что граждане, владеющие земельными участками, предоставленные им на праве пожизненного наследуемого владения, оказались в полном правовом вакууме. Вместе с тем, нельзя не отметить, что исключение указанных выше норм ЗК РФ создает некоторую правовую неопределенность.

Переоформление прав на земельный участок на право аренды или собственность

В статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содержатся нормы о приобретении земельных участков в собственность или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.

В соответствии с п. 1 статьи 3 закона N 137-ФЗ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

Сохраняется возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности бесплатно (п. 4 ст. 3 закона № 137-ФЗ).

Итак, политика государства направлена на сокращение таких вещных прав на землю, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.

В случае наличия спора о праве на земельный участок и возможности его передачи в собственность, спор разрешается в судебном порядке, что является довольно частным явлением в российской практике.

Ниже представлен текст документа:

Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ.

Начало действия редакции10.01.2021 года (ред. 120)

25 октября 2001 года

N 136-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. Общие положения

Глава I.1. Образование земельных участков

Глава II. Охрана земель

Глава III. Собственность на землю

Глава V. Возникновение прав на землю

Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

Глава XV. Земли населенных пунктов

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

В соответствии с действующим законодательством решение о передаче в аренду земли, относящейся к государственной или муниципальной собственности, должно приниматься на основании результатов аукциона. В связи с этим у граждан и юридических лиц возникают следующие вопросы – кто может участвовать в подобных торгах? Что для этого нужно? Как выглядит порядок проведения аукциона и выбор победителя? и т.д. Во всем этом поможет разобраться настоящая статья.

Содержание

Правила проведения торгов за возможность заключения договора об использовании земли

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), договор аренды на землю, собственником которой является государство или муниципалитет, заключается на торгах, которые организуются в форме аукциона. В данном случае действуют следующие общие правила:

  • аукционы проводятся в открытой форме;
  • в лице организатора подобных торгов может выступать собственник такого имущества (государство), орган исполнительной власти конкретного субъекта РФ, представитель местного самоуправления и др.;
  • по решению организатора аукциона полномочия по его подготовке и проведению (составление документов, публикация извещений и т.д.) могут быть переданы сторонней организации на основании заключенного договора;
  • за организатором сохраняются права и обязанности (независимо от того, кто выполнял функции по подготовке и реализации мероприятия);
  • организация, которая была привлечена для проведения такого аукциона, не может одновременно выступать его участником;
  • в отношении юридических лиц или граждан может быть установлено требование о внесении задатка для участия в торгах, размер которого устанавливается организатором;
  • два и более земельных участка, являющихся государственной или муниципальной собственностью, не могут быть объединены в один лот аукциона.

В случае, если заявку на участие направило лишь одно лицо, то с ним будет заключен договор аренды государственной земли (при условии, что участник полностью соответствует всем требованиям, указанным в извещении (п. 6 ст. 39.6 ЗК РФ).

Кто и на каком основании может участвовать?

Согласно п. 23 раздела IV Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 участниками аукциона на право заключения договора аренды в отношении государственной земли могут выступать:

  • любые юридические лица (независимо от формы собственности, территории нахождения, а также происхождения капитала);
  • все физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Таким образом, в настоящее время не требуется наличие каких-либо особых оснований для принятия участия в подобных торгах. Исключением являются только те случаи, когда речь идет о комплексном освоении территории. В данной ситуации участвовать в аукционе имеют право только юридические лица.

Помимо вышеизложенного, все претенденты должны отвечать следующим требованиям:

  • представить полный пакет необходимой документации;
  • внести задаток (если в условиях обозначено такое требование);
  • строго соблюдать условия заявки на участие (например, если участник предложит цену за аренду ниже изначально объявленной, он не будет допущен к аукциону);
  • в случае, если торги организуются только для представителей малого и среднего бизнеса, то претендент обязательно должен относится к такой категории организаций.

При обнаружении факта предоставления заявителем ложной информации, аукционная комиссия будет вынуждена отстранить его от участия в торгах на любом этапе их проведения. При этом на сайте будет размещен соответствующий протокол, в котором будет указываться причина отстранения участника (п. 26 раздела IV вышеупомянутого Приказа).

Какие документы нужны?

Полный перечень бумаг, которые потребуются потенциальному арендатору для участия в аукционе представлен в п. 1 ст. 39.12 ЗК РФ, согласно этому списку сюда входят следующие документы:

  • заявление на участие в торгах, соответствующее форме, указанной в извещении;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность (в случае, если заявителем является гражданин России);
  • нотариально заверенный перевод справки о государственной регистрации юридического лица (в случае, если участником торгов желает быть иностранная организация);
  • бумага, подтверждающая уплату задатка, оформленная в виде соглашения о его внесении.

Дополнительно представителям малого и среднего бизнеса необходимо будет также представить выписку из соответствующего реестра, подтверждающую принадлежность к данной категории организаций.

Организатор аукциона не имеет право требовать иные документы кроме тех которые обозначены выше. Если претендентом является юридическое лицо или ИП, то лицо, ответственное за проведение торгов, запрашивает информацию из соответствующих реестров в порядке межведомственного взаимодействия (п. 3 ст. 13.12 ЗК РФ).

Прием документов на участие в аукционе за право заключения договора аренды в отношении государственной земли заканчивает за 5 дней до его начала.

Составление заявки на участие

Если проанализировать содержание ст. 39.12 ЗК РФ, то можно выделить следующие общие правила направления заявки на участие в торгах:

  • должна быть представлена организатору аукциона согласно форме, обозначенной в извещении;
  • в заявке обязательно указываются платежные реквизиты заявителя для возврата задатка (в случае, если он не выиграет торги);
  • заявитель может подать только одну заявку на участие;
  • если срок ее направления не соответствует установленному законодательством, то она возвращается претенденту в тот же день;
  • заявитель может отозвать направленную заявку, однако сделать это можно до окончания периода ее приема.

В целом же при составлении документа, инициирующего желание принять участие в таком аукционе, в его содержание должны быть включены следующие сведения:

  1. Номер и дату, направленного извещения.
  2. Название организации либо ФИО гражданина, желающего заключить договор аренды государственной или муниципальной земли.
  3. ФИО и реквизиты доверенности, выданной представителю для осуществления действий от имени заявителя (при необходимости).
  4. Выражение согласия на принятие участия в торгах (тут также следует указать кадастровый номер земельного участка, адрес, разрешенное использование и категорию, к которой относится земля).
  5. Согласие на внесение задатка с указанием банковских реквизитов в случае его возврата.
  6. Пометка о том, что заявитель уведомлен о времени отзыва заявки и дате проведение аукциона, ознакомлен с проектом договора и берет на себя обязательность заключить его в течение 5 дней после подписания соответствующего протокола (в случае, если выиграет аукцион).

Как проводятся торги по инициативе местного самоуправления?

В случае, если инициатором проведения торгов будет выступать местное самоуправление, то все мероприятия будет проводиться следующим образом(п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ):

  1. Начинаться все будет с разработки и утверждения схемы расположения участка земли (в том случае, если он еще не выделен и в отношении него не был разработан проект межевания).
  2. Следующим этапом будет проведение кадастровых работ.
  3. Проведение кадастрового учета в отношении земельного участка, а также внесение сведений о собственнике в Росреестр. Все эти процедуры осуществляются на основании заявления уполномоченного органа государственной власти.
  4. Далее выносится решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земли, собственником которой выступает государство.
  5. Публикация извещения о предстоящем событии на официальном сайте РФ, предназначенном для размещения подобной информации. Сделано это должно быть за 30 дней до предполагаемой даты аукциона. Причем обязательно должен быть приложен проект договора аренды земельного участка.В извещение должна быть включена следующая информация:
    • сведения об лице, являющемся организатором торгов, а также уполномоченном органе с указанием реквизитов положительного решения о проведении аукциона;
    • адрес, день и время проведения мероприятия;
    • характеристика предмета сделки, его начальная цена и «шаг аукциона»;
    • порядок и форма подачи заявки;
    • размер задатка;
    • время действия договора аренды, а также ее ежегодная стоимость;
    • льготы по арендной плате согласно Закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
  6. Прием и рассмотрение заявок от претендентов, а также подготовка соответствующего протокола.
  7. Уведомление потенциальных участников аукциона о принятом решении. Это необходимо сделать в течении дня, следующего за подписанием протокола.
  8. Проведение аукциона, оформление протокола и его размещение на официальном сайте.
  9. Возврат задатков участникам, которые не выиграли право заключения договора аренды. Это должно быть сделано в течение 3 дней с момента подписания протокола.
  10. Подписание и направление проекта договора аренды (в 3 экземплярах) победителю аукциона.

Скачать образец извещения о проведении аукциона на право аренды земельного участка

В отдельных публикациях наши эксперты также рассказывают о том, можно ли выкупить землю, которая находиться в аренде и как арендовать участок с последующим выкупом у государства.

По инициативе физического или юридического лица

Согласно действующему законодательству инициировать проведение аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в государственной собственности, также могут и сами участники, то есть физические и юридические лица или ИП. В этом случае общий порядок проведения торгов будет иметь следующий вид (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ):

  1. Заинтересованное лицо должно подготовить схему размещения участка земли (при необходимости). Следует иметь в виду, что не допускается подготовка гражданами и организациями схемы расположения земельного участка в случае, если он находится вблизи границ городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) или населенных пунктов.
  2. Заинтересованное лицо направляет в адрес уполномоченного органа заявление об утверждении разработанной схемы участка с указанием цели его использования.
  3. Далее уполномоченный орган проводит проверку правомерности требования, направленного заявителю, и в течении 2 месяцев направляет письменный ответ об утверждении схемы земли либо отказе в этом.
  4. Затем заинтересованное лицо производит кадастровые работы согласно утвержденному проекту межевания территории.
  5. Осуществление кадастрового учета в отношении конкретного участка земли, а также регистрация прав собственности на него (в данном случае владельцем будет выступать государство или муниципалитет).
  6. Направление заинтересованным лицом или организацией заявления с просьбой провести аукцион в адрес уполномоченного органа. В этом документе обязательно надо указать цель использования земли.
  7. Орган самоуправления направляет в Росреестр заявление о регистрации права владения на участок, образованный согласно проекту межевания.
  8. Обеспечение технологического присоединения того или иного объекта к инженерным коммуникациям (при наличии такого условия в правилах проведения аукциона).
  9. Далее уполномоченный орган производит проверку наличия оснований для принятия заявления лица, заинтересованного в проведении аукциона, и выносит соответствующее решение. Данный этап может длиться не более 2 месяцев с момента поступления заявления от юридического или физического лица.
  10. В случае принятия положительного решения дальнейшие действия по организации торгов производятся в общем порядке (направлением извещения, прием заявок от участников и т.д.).

Заявление об утверждении схемы размещения участка, а также о проведении аукциона может быть направлено заинтересованным лицом одним из следующих способов: личный визит, заказное письмо, отправка электронных документов через интернет.

Как это проходит в электронной форме?

В п. 1 ст. 39.13 ЗК РФ написано, что аукцион на заключение договора аренды в отношении земли, являющейся собственностью государства или муниципалитета, проводится в электронной форме. Исключением являются лишь те случаи, когда речь идет об участке, предназначенном для:

  • строительства жилья;
  • ведения личного хозяйства;
  • осуществления деятельности фермерским хозяйством и т.д.

В случае проведения электронного аукциона размещение на официальном сайте соответствующего извещения не требуется. При этом основным документом, регламентирующим порядок проведения торгов такой формы, является Закон РФ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Подытоживая вышесказанное можно отметить, что передача государственной земли в аренду осуществляется путем проведения торгов в виде аукциона. При этом инициировать данный процесс может как орган самоуправления, так и организации, физические лица (в том числе иностранные) или индивидуальные предприниматели.

1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;

4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

10 минут на чтение 1 607 просмотров Содержание image
  • Структура ЗК РФ по состоянию на 2021 г.: действующие главы, статьи и их содержание
  • Обзор изменений Земельного кодекса, применяемых с 2021 г. (применительно к ФЗ РФ № 217)
  • Изменения в ЗК РФ, привнесенные ст. 40 ФЗ РФ № 217
  • Изменения по введению ЗК в действие, утвержденные ст. 41ФЗ № 217
  • Распространенные ошибки при применении норм ФЗ № 217
  • Ответы на часто задаваемые вопросы
  • Пример 1. Переизбрание действующего председателя

Примечательно, до него были приняты и действовали два Земельных кодекса, а ЗК РСФСР, утвержденный ВС РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991, знаменовал собой некий переходный этап, придав ему юридическую силу.

На 2021 г. земельные взаимоотношения субъектов РФ регулирует ЗК РФ от 25.10.2001, утвержденный ФЗ РФ № 136.

Важно! Последняя актуализированная редакция ЗК РФ принята 25.12.2021, а обрела силу 01.01.2021.

На протяжении всего периода своего существования текст документа периодически совершенствовался: в него вносили правки, сведения актуализировали, некоторые статьи упраздняли либо дополняли. До сего момента структура ЗК существенных изменений не претерпевала.

Структура ЗК РФ по состоянию на 2021 г.: действующие главы, статьи и их содержание

Актуальная на сегодня редакция ЗК структурно поменялась: отдельные ее статьи упразднены и более не применяются. Итого, по состоянию на 2021 г., структура кодекса включает 18 глав и 103 статьи.

Глава ЗК Состав глав

(постатейно)

Содержание каждой главы (буквально)
I ст. 1-10 общие положения
I.1 ст. 11.1 – 11.10 о создании участков
II ст. 12-14 охрана земель
III ст. 15-19 собственность на землю
IV ст. 20-24 (ст. 21 отменена) сервитут, аренда участков, безмездное пользование
 

V

ст. 25-38

(отменены статьи: 29, 30, 30.1, 30.2, 31, 32, 33,34, 38.1, 38.2, 39)

 

образование прав на землю

 

V.1

 

ст. 39.1 – 39.20

предоставление госуд. (муниципальных) участков земли
 

V.2

 

ст. 39.21-39.22

обмен госуд. и муниципальных участков на земли частников
V.3 ст. 39.23 – 39.26 Сервитут по отношению к гос. (муниципальному) участку
V.4 ст. 39.27-39.29 перераспределение земель (участков)
V.5 ст. 39.30 -39.32 безмездная передача федеральных участков
V.6 ст. 39.33 – 39.36 об использовании гос. (муниципальных) земель (участков)
 

VI

 

ст. 40-43

права, обязательства собственников, арендаторов, пользователей и владельцев земель
VII ст. 44-56.1 прекращение, ограничение земельных прав
VII.1 ст. 56.2-56.12 изъятие участков
VIII ст. 57 (ст. 58 отменена) возмещение убытков по земельным участкам
ст. 59-64 (ст. 63 отменена) защита земельных прав, рассмотрение споров
Х ст. 65, 66 оценка, платность земли
ХI ст. 67-70.1 мониторинг
ХII ст. 71- 72.1 (ст. 73 отменена) земельный контроль (надзор)
ХIII ст. 74-76 ответственность за нарушения
ХIV ст. 77-80 (ст. 81 и 82 отменены) земли с/х назначения
ХV ст. 83-85 (ст.86 отменена) земли населенных пунктов
ХVI ст. 87-93 земли спецназначения
ХVII ст. 94-100 земли на особо охраняемых территориях и объектах
ХVIII ст. 101-103 лесной, земной фонд, а также земли запаса

Привнесенные изменения в ЗК, которые уже применяются с 01.01.2021, утверждены ФЗ РФ № 217 от 29.07.2017 (ред. от 03.08.2021).

Обзор изменений Земельного кодекса, применяемых с 2021 г. (применительно к ФЗ РФ № 217)

ФЗ РФ № 217, с утверждением которого связаны, помимо прочего, все текущие нововведения ЗК, затрагивает, прежде всего, процесс ведения садоводства (огородничества). В частности, закон определяет порядок создания товариществ, вводит в обиход понятие «садовый дом».

Гл. 3 ФЗ № 217 устанавливает права и обязательства членов товарищества, а также принцип определения размера взносов с его экономическим обоснованием и использования их строго по целевому назначению.

Кроме этого, детально рассмотрены вопросы по части управления товариществом, осуществления контроля над его финансово-хозяйственной деятельностью. Отдельно рассмотрены вопросы, касающиеся общего имущества и распределения участков и др.

По сути, статус юрлица с соответствующим органом управления за товариществом сохраняется. Но отныне участки для индивидуального и совместного пользования подлежат выделению (согласно проведенному межеванию). Непосредственно к новшествам по ЗК имеют отношение:

  1. Ст. 40 ФЗ № 217: об изменениях в ЗК РФ.
  2. Ст. 41 ФЗ № 217: об изменениях в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Правки, внесенные в ЗК, предусматривают изложение многих статей в новой редакции, исключение понятий «дачный земельный участок», «дача», «дачное строительство (хозяйство, дом)», дополнение отдельных пунктов кодекса и др. На сегодня государственные (муниципальные) участки предоставляются вне конкурса общим порядком.

Изменения в ЗК РФ, привнесенные ст. 40 ФЗ РФ № 217

Ввиду внесенных изменений согласно ст. 40 ФЗ РФ № 217 Земельный кодекс на 2021 г. несколько видоизменился. Большая часть нововведений связана с исключением понятия «дача» и иных производных от него форм. Наряду с этим некоторые статьи кодекса дополнены либо изложены в новой редакции.

  Основные изменения ЗК

(актуально на 2021 г.)

 
исключение, замена понятий

«дача» и т. п.

(обновления)

обновленная редакция статей

(перечисление обновлений)

 

иные изменения

п. 4 ст. 11.4;

п. 8 ст. 11.10;

п. 7 ст. 27;

пп. 10 п. 2 ст. 39.3;

пп. 15 п. 2 ст. 39.6;

пп. 2 п. 3 ст. 39.6;

пп. 4 и 5 п. 8  и п. 10 ст. 39.8;

ст. 39.11;

ст. 39.16;

ст. 39.18

пп. 2 п. 3 ст. 11.3;

пп.3 п. 2 ст. 39.3;

п. 3 ст. 39.5;

пп. 7 и 8 п. 2 ст. 39.6;

ст. 39.10;

пп. 10 ст. 39.11;

пп. 6 п. 2 ст. 39.15;

пп. 3 и 16 ст. 39.16;

аб. 3 п. 4 ст. 93;

пп. 1 п. 7 ст. 95

Новые подпункты и пункты

(статьи, дополненные по содержанию):

пп. 8.1 п. 2 ст.39.6;

п. 6 и 7 ст. 39.10

пп. 3.1 ст. 39.16;

п. 6 ст.79;

Отменены:

п. п. 5 п. 2 ст. 39.3;

п. 5  ст. 39.8

Особое внимание следует обратить на привнесенные в статьи дополнения и отмененные нормы. Так, к примеру, согласно новому п. 6 ст. 79 сельхозугодия теперь не включают в границы территорий, где граждане занимаются садоводством для своих нужд.

Изменения по введению ЗК в действие, утвержденные ст. 41ФЗ № 217

Ст. 41 ФЗ № 217, по большей части, привносит дополнения и новшества в ст. 3 ФЗ № 137 от 25.10.2001. Четыре пункта данной статьи изложены в иной редакции. Текстовые изменения немногочисленны и касаются:

  • абз. 1 п. 2.10 (слова «в собственность» дополнены сочетанием «или в аренду»);
  • п. 19 (заменены слова).

С новой редакцией измененных пунктов ст. 3 ФЗ № 137 рекомендуется ознакомиться по первоисточнику.

  Изменения в ст. 3 ФЗ № 137 по пунктам  
п. 2.1. п. 2.7 п. 2.8 п. 2.9
 

перечисление случаев, на которые не распространяется п. 2 ст. 3

об условиях бесплатного приобретения участка земли членами НКО, образованной до 01.01.2021, для садоводства либо огородничества и т. п.  хозяйства о передаче гражданину участка земли в собственность либо аренду

(основания, документация для оформления)

о предоставлении в собственность (аренду) участка земли общего назначения

(основание, заявления собственников и сопутствующая документация для подачи)

В свете принятия ФЗ РФ № 217 и применения его норм с текущего 2021 г. Минкомразвития РФ подготовлена соответствующая «Информация по ведению гражданами садоводства и огородничества…» разъяснительного характера. Представленные в ней пояснения скомпонованы по принципу «вопрос-ответ». В разъяснениях использованы: ГК, ГСК, ЕГРН, ФЗ № 217, № 218 и № 66.

Распространенные ошибки при применении норм ФЗ № 217

Ошибка 1. Наличие секретаря у общего собрания не является обязательным. При этом непосредственно на самом собрании члены товарищества могут избрать любого председательствующего из числа лиц, которые присутствуют на нем. Основание: п. 20 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 217.

Ошибка 2. Правление товарищества согласно ФЗ РФ № 217 наделено новыми полномочиями. Теперь правление определяет конкретные случаи, при которых решение собрания может быть принято заочно либо очно-заочно (применительно к ч. 21 ст. 17).

Ошибка 3. Во избежание нецелевых и неподконтрольных трат отныне взносы следует вносить только на расчетный счет товарищества. ФЗ № 217 не учреждает иной способ сбора взносов, равно как и возможность его установления посредством устава товарищества.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли члену садового товарищества не присутствовать на общем собрании, а отправить вместо себя родственника? Что нового по этому вопросу введено с принятием ФЗ РФ № 217?

Следует заметить, что ФЗ РФ № 217 не содержит положений об уполномоченных. Между тем, как обращает внимание Минэкономразвития РФ, член товарищества может не приходить на собрания, а передать свои полномочия иному лицу, написав на его имя доверенность. В ней можно перечислить спектр вопросов, которые может решать представитель, а также срок ее действия.

 Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Минэкономразвития РФ.

Вопрос №2: Сколько раз можно избирать одного итого же председателя товарищества?

Переизбирать действующего председателя можно неограниченное число раз (ч. 5 ст. 16 ФЗ № 217). Запретов, ограничений на этот счет не имеется. Настоящая норма обосновывается необходимостью исключить возможность ликвидации товарищества по причине отсутствия председателя.

При этом ФЗ № 217 допускает возможность, как досрочного прекращения полномочий председателя, так и ограничения их срока общим собранием.

Читайте также:

Кто освобождается от уплаты земельного налога.

Земельный налог — последние изменения.

Пример 1. Переизбрание действующего председателя

На самом деле обстоятельств, которые становятся основанием для переизбрания председателя, предостаточно. Например, нередкой является ситуация, когда потенциальные претенденты не имеют должного образования либо сами не хотят быть избранными на эту должность. Тогда председателя переизбирают заново.

image

Нравится статья

2 image 1 Рекомендуем похожие статьи Сроки уплаты налогов ИП в 2021 году

Для ИП

Рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости для физических, юридических лиц,

Земельный налог

Особенности расчета коэффициента земельного налога для юридических и физических лиц

Земельный налог

Льготы ветеранам труда по земельному налогу в Москве

Земельный налог

Льготы по земельному налогу

Земельный налог

Земельный налог — последние изменения

Земельный налог

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий